НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 07.11.2011 № 2-8534/11

                       Дело № 2-8534/11

Р Е Ш Е Н И Е

   именем Российской Федерации

 *** года                                                                          город Благовещенск

 Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

 председательствующего судьи Никитина В.Г.,

 при секретаре Пятковой И.Е.,

 с участием представителя ОАО «Буреягэсстрой» Дербеневой Е.Д.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Буреягэсстрой» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Амурской области *** от ***,

 УСТАНОВИЛ:

 ООО «Буреягэсстрой» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственного инспектора труда *** от ***, в обоснование требований указав, что по результатам проверки временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области (по охране труда) ВИ было выдано предписание *** от ***, согласно которому на ОАО «Буреягэсстрой» возлагается обязанность отстранить от работы с *** начальника УТиМ ОАО «Буреягэсстрой» ББ, как не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда. Согласно предписанию ОАО «Буреягэсстрой» не произвело обучение охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, имеющих аккредитацию и включенных в реестр Министерства здравоохранения и социального развития России. Данное требование противоречит ст.217 ТК РФ, согласно которой при отсутствии у работодателя службы охраны труда услуги в области охраны труда оказываются организацией или специалистом, привлекаемым работодателем по гражданско-правовому договору. В ОАО «Буреягэсстрой» служба охраны труда создана, поэтому в соответствии с ч.1 ст.217 ТК РФ обеспечивается соблюдение требований охраны труда и осуществляется контроль за их выполнением без привлечения сторонних организаций. Кроме того, требование противоречит Порядку обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от *** ***, в соответствии с п.2.3.2. которого, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией (абз.1). Кроме того, руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Такая комиссия в ОАО «Буреягэсстрой» создана приказом *** от *** и состоит из директора Учебно-курсового комбината (УКК) ОАО «Буреягэсстрой» ЮГ, старшего мастера УКК ОАО «Буреягэсстрой» ВВ, мастера производственного обучения УКК ОАО «Буреягэсстрой» КН. Все члены комиссии прошли обучение по охране труда в установленном порядке и имеют удостоверения. Таким образом, ББ, как начальник самостоятельного структурного подразделения ОАО «Буреягэсстрой» Управление транспорта и механизации, мог проходить обучение и проверку знаний по охране труда в ОАО «Буреягэсстрой». Обучение и проверка знаний подтверждается протоколом заседания комиссии *** от ***. Также требование противоречит Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от *** ***н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны пруда», в соответствии с которым аккредитация организаций необходима только в случае оказания услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. ОАО «Буреягэсстрой» производило обучение своего работника, то есть не оказывало услуг иным организациям, а, следовательно, указание в предписании на нарушение данного приказа является необоснованным. Таким образом, по мнению заявителя, предписанием на ОАО «Буреягэсстрой» возлагается не установленная законом обязанность, и предписывается совершить действия, которые нарушают права, как общества, так и его работника, в отношении которого выдвинуто требование об отстранении от работы. Уточнив требования, просит признать незаконным предписание *** от *** Государственной инспекции труда в Амурской области.

 В судебном заседании представитель заявителя настаивала на доводах, изложенных в заявлении, в полном объеме.

 В судебное заседание не явились временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в Амурской области (по правовым вопросам) ВИ, представители Государственной инспекции труда в Амурской области, УКК ОАО «Буреягэсстрой» и заинтересованное лицо - ББ, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Заинтересованное лицо ББ в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

 Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно статьи 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

 В силу статьи 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

 Согласно положениям ст.2 Федерального закона от *** *** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

 Исходя из статьи 356 ТК РФ к числу основных полномочий федеральной инспекции труда относится осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Основные права государственных инспекторов труда изложены в ст. 357 Трудового кодекса РФ.

 Федеральным законом от *** *** «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола *** года к Конвенции *** года об инспекции труда, Конвенции *** года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» ратифицирована Конвенция *** года «Об инспекции труда в промышленности и торговле», принятая Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве, и которой установлено, что в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате (ст.3), в связи с чем, инспектора труда имеют право осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются (ст.12).

 В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

 Судом установлено, что на основании распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области от *** ***-ОБ/18/1 с целью выявления и устранения нарушений законодательства о труде, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права при рассмотрении заявления о нарушении трудовых прав работников проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ОАО «Буреягэсстрой», по результатам которой *** составлен акт проверки и выдано предписание, которое оспаривается заявителем в рамках настоящего дела.

 В ходе указанной проверки установлено, что в организации приказом от *** *** назначены комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников, члены которой не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, имеющих аккредитацию и включенных в реестр Министерства здравоохранения и социального развития России (ст.217 ТК РФ, п. п.2.3.2 и 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от *** *** «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (п.1 акта).

 Предписанием от *** *** на *** ОАО «Буреягэсстрой» ГН возложена обязанность отстранить от работы с *** *** ОАО «Буреягэсстрой» ББ как не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, имеющих аккредитацию и включенных в реестр Министерства здравоохранения и социального развития России (ст.217 ТК РФ, п. п.2.3.2 и 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от *** ***н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда») до устранения указанных нарушений.

 Указанное предписание оспаривается ОАО «Буреягэсстрой» в рамках настоящего гражданского дела. Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

 Как установлено в судебном заседании, на основании приказа *** от *** ББ с *** принят на работу в ОАО «Буреягэсстрой» *** ОАО «Буреягэсстрой» на основании личного заявления, трудового договора от ***.

 Согласно условиям указанного трудового договора от ***, в числе обязанностей работника, помимо прочих, указана обязанность по соблюдению требований по охране труда, пожарной безопасности, санитарно-экологических требований (пп. 4 п. 2.1.3 трудового договора от ***).

 Согласно должностной инструкции *** ОАО «Буреягэсстрой» от ***, *** должен знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, экологической безопасности (п.1.4.); обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда работников УТиМ (п.2.10).

 Согласно предписанию, *** ОАО «Буреягэсстрой» ББ не прошел обучение охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, имеющих аккредитацию и включенных в реестр Министерства здравоохранения и социального развития России.

 Как следует из материалов дела, *** между генеральным директором ОАО «Буреягэсстрой» и председателем рабочего комитета общества заключен и подписан коллективный договор на *** - *** годы, в разделе 5 которого оговорены положения, касающиеся охраны труда. Так, согласно п. 5.4 договора, работодатель обеспечивает периодическое, не реже одного раза в пять лет, проведение аттестации каждого рабочего места по условиям труда, а при превышении предельно допустимых нормативов вредных или опасных условий труда - проведение соответствующих мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

 В силу Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Буреягэсстрой», работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие нормативным требованиям охраны труда, а работник обязан данные требования соблюдать. Согласно п.13.5 Правил, все работники общества обязаны проходить инструктаж, обучение, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и сроки, установленные в обществе.

 Согласно ст.217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 В соответствии с п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от *** *** «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обучение по охране труда руководителей и специалистовпроводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

 Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

 Согласно приказу *** от *** «О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации, прошедших в УКК ОАО «Буреягэсстрой», создана в ОАО «Буреягэсстрой» при Учебно-курсовом комбинате постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников организации, прошедших в УКК ОАО «Буреягэсстрой», утвержден состав комиссии: *** ОАО «Буреягэсстрой» ЮГ, *** УКК ОАО «Буреягэсстрой» ВВ, *** УКК ОАО «Буреягэсстрой» КН Комиссия аттестована в соответствии с постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от *** ***, в министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, по программе преподавателей и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда обучающихся организаций от *** протокол ***, от *** протокол ***.

 Согласно удостоверениям ***, ***, выданных ВВ и ЮГ соответственно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ФГУ «Всероссийский НИИ охраны и экономики труда» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, проведена проверка знаний требований охраны труда по программе преподавателей и членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучаемых организаций в объеме 40 часов.

 Согласно удостоверению ***, выданному КН ДПО «Дальневосточный региональный центр охраны труда» ***, проведена проверка знаний требований охраны труда по программе руководителей и специалистов в объеме 40 часов.

 Таким образом, все члены комиссии прошли обучение по охране труда в установленном порядке и имеют соответствующие удостоверения.

 Из представленного в материалы дела Положения об учебно-курсовом комбинате ОАО «Буреягэсстрой», утвержденного *** ОАО «Буреягэсстрой» ***, усматривается, что учебно-курсовой комбинат является структурным подразделением исполнительного аппарата ОАО «Буреягэсстрой», наделен определенными функциями, в числе которых организация и проведение теоретического и производственного обучения на базе УКК и в организациях, осуществление проведения и приемки квалификационных пробных работ и квалификационных экзаменов, выдача документов соответствующего образца, разработка и утверждение тематических планов, программ теоретического и производственного обучения, которые согласовываются с инспектирующими органами и утверждаются директором УКК и иные.

 Согласно лицензии, выданной Министерством образования и науки Амурской области серии *** от *** сроком по ***, ОАО «Буреягэсстрой» (на базе учебно-курсового комбината)имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указных в приложениях к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. В приложении *** к указанной лицензии в перечне профессиональных образовательных программ, по которым ОАО «Буреягэсстрой» на базе учебно-курсового комбината имеет право ведения образовательной деятельности под номером 43 указана программа «Обучение по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений всех видов права собственности и ведомственной принадлежности» со сроком обучения 1 месяц.

 Из протокола *** заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников УКК ОАО «Буреягэсстрой» от *** усматривается, что в соответствии с приказом руководителя организации от *** *** комиссия произвела проверку знаний и требований охраны труда работников, в том числе, *** ОАО «Буреягэсстрой» ББ по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов» в объеме 40 часов, результат проверки знаний - «сдал», на основании данного протокола ББ, начальнику УТиМ ОАО «Буреягэсстрой», выдано соответствующее удостоверение от ***. Данное обстоятельство подтверждается также и отметками в журнале учета теоретического обучения, где отражен учет посещаемости и успеваемости обучающихся, а также учет пройденного материала - Программы обучения и проверки знаний и требований охраны труда руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, согласованной Министром внешнеэкономических связей труда и потребительского рынка Амурской области *** и утвержденной директором по развитию ОАО «Буреягэсстрой» ***.

 Согласно п. 1 раздела 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от *** ***н (ред. от ***) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания услуг в области охраны труда.

 Данным приказом утвержден перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация:

 1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

 2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

 3. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

 Пунктом 3 названного приказа установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденный настоящим Приказом, вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего Приказа до ***. С *** оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что положения указанного выше приказа распространяются на организации, непосредственно оказывающие услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда. Между тем, как следует из представленных материалов ОАО «Буреягэсстрой» не оказывает данные услуги, в связи с чем не может быть отнесено к числу организаций, предоставляющих услуги в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация.

 Принимая во внимание наличие созданной в ОАО «Буреягэсстрой» комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации, действующей на момент проверки лицензии на право осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе, суд приходит к выводу, что ОАО «Буреягэсстрой» (на базе учебно-курсового комбината) имела право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программе «Обучение по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений всех видов права собственности и ведомственной принадлежности», в том числе провести обучение и проверку знаний по охране труда у *** ОАО «Буреягэсстрой» ББ, который осуществляя свои должностные полномочия не является работодателем по смыслу пункта 2.3.2 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от *** *** «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, об отсутствии нарушений в области охраны труда со стороны ОАО «Буреягэсстрой», и соответственно, не соответствующим закону требования Государственной инспекции труда в Амурской области о возложении на *** ОАО «Буреягэсстрой» обязанности по отстранению от работы с *** *** ОАО «Буреягэсстрой» ББ, как не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.

 При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание государственного инспектора труда не основано на нормах действующего трудового законодательства, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В этой связи оспариваемое предписание следует признать незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения обязав Государственную инспекцию труда в Амурской области отменить указанное предписание течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Требования ОАО «Буреягэсстрой» удовлетворить.

 Признать незаконными предписание Государственной инспекции труда в Амурской области *** от ***, внесенное *** в Амурской области - *** в Амурской области (по охране труда) ВИ в адрес *** ОАО «Буреягэсстрой», обязав Государственную инспекцию труда в Амурской области отменить указанное предписание в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме принято ***.

 Председательствующий                                               Никитин В.Г.