НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 04.09.2020 № 2А-4168/20

Производство № 2а-4168/2020

УИД 28RS0004-01-2020-003739-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 сентября 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Антоновой О.А.,

с участием представителя МИФНС России № 1 по Амурской области Янько Ю.Ю., представителя административного ответчика Потехина С.Ю.Гамза Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области к Потехину С. Ю. о взыскании налога по упрощенной системе налогообложения за 2017 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, штрафа, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование указав, что Потехин С.Ю. со 02 февраля 2005 года по 16 апреля 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, находился на упрощенной системе налогообложения. Согласно представленным им налоговым декларациям налог по УСН за 2016 год составил 241869 рублей, за 2017 год – 330343 рубля. Налог за 2016 год оплачен несвоевременно, налог за 2017 год не оплачен. В связи с несвоевременной оплатой авансовых платежей и налога по УСН налогоплательщику начислены пени в размере 17879 рублей 01 копейка.

Также административный ответчик не в полном объеме уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в бюджет Пенсионного фонда РФ, недоимка составила 154223 рубля 39 копеек.

Кроме того, 03 апреля 2018 года МИФНС России № 1 по Амурской области было вынесено решение о привлечении Потехина С.Ю. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, за не представление в установленный срок документов по требованию налогового органа в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Требования, направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика, в добровольном порядке не исполнены, вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании налоговой задолженности отменен, что явилось основанием для обращения налогового органа в суд.

На основании изложенного, просит взыскать с Потехина С.Ю. налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год в размере 319239 рублей 38 копеек, пени по налогу – 16853 рубля 10 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 154 223 рубля 39 копеек, штраф – 9700 рублей, всего 500015 рублей 87 копеек.

В судебном заседании представитель МИФНС России № 1 по Амурской области исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Потехина С.Ю.Гамза Н.Н. иск признала частично, не возражала против взыскания налога по УСН в размере 319239 рублей 38 копеек, в остальной части иск полагала необоснованным. Так, пени за просрочку уплаты налога за 2017 год, начислены за период с 23 апреля 2018 года по 07 мая 2018 года, то есть до наступления срока платежа, поскольку по смыслу ст. 346.1 НК РФ налог должен быть уплачен не позднее 25 мая 2018 года. В части взыскания пени по налогу за 2016 год должен применяться порядок взыскания для индивидуального предпринимателя, установленный ч. 3 ст. 46 и ч.1 ст. 47 НК РФ. Однако налоговым органом меры к принудительному взысканию пени своевременно не приняты, что свидетельствует о пропуске срока для обращения в суд по данным требованиям. Требования о взыскании страховых взносов также полагала необоснованными. В частности, размер данных взносов был начислен без уменьшения на величину фактически произведенных ИП и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, что отражено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 27-П. Таким образом, расчет страховых взносов, произведенный налоговым органом, не соответствует требованиям закона. На основании изложенного просила в иске в части требований о взыскании страховых взносов, пени и штрафа - отказать.

Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) устанавливает обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Положениями пункта 1 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Статьей 346.19 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по уплате налога признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (пункт 4 статьи 346.21 НК РФ).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи).

Согласно пункту 3 статьи 58 НК РФ авансовый платеж по налогу - это предварительный платеж в счет будущей уплаты налога. Обязанность по уплате авансового платежа признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса).

Судом установлено, что Потехин С.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 02 мая 2005 года по 16 апреля 2018 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Потехин С.Ю. находился на упрощенной системе налогообложения, выбравшей в качестве объекта налогообложения – доходы минус расходы.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ административный ответчик является плательщиком УСН.

30 марта 2017 года административным ответчиком была представлена в налоговый орган декларация по УСН (за 2016 год), из которой следует, что сумма авансового платежа за 1 квартал составила 211 832 рубля; за полугодие – 110 053 рубля; за 9 месяцев -116 692 рубля. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, составила 241 869 рублей.

09 апреля 2018 года административным ответчиком была представлена в налоговый орган декларация по УСН (за 2017 год), из которой следует, что сумма авансового платежа за 1 квартал составила 26218 рублей; за полугодие – 7 735 рублей; за 9 месяцев – авансовый платеж уменьшен на 16821 рубль. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, составила 330343 рубля.

В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 346.21 НК РФ авансовые платежи по единому налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок уплаты Потехиным С.Ю. единого налога за 2016 год с учетом требований ст.ст. 6.1, 346.23 НК РФ – 02 мая 2017 года, за 2017 год – 03 мая 2018 года.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что авансовые платежи за 2016 и 2017 годы Потехиным С.Ю. вносились несвоевременно, налог по упрощенной системе налогообложения за 2017 год до настоящего времени не оплачен, на момент обращения в суд с административным иском размер недоимки (с учетом частичной оплаты) составляет 319239 рублей 38 копеек.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, представителем административного ответчика при рассмотрении дела не оспаривались, в связи с чем признаются судом установленными.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Согласно представленному в материалы дела подробному расчету, за уплату налога (авансовых платежей по налогу) в более поздние, по сравнению с установленными законодательством сроки, административному ответчику исчислены пени:

- на авансовые платежи за 2016 год в размере 15214 рублей 30 копеек, из них: 400 рублей 03 копейки – с 28 апреля по 03 мая 2016 года; 59 рублей 34 копейки – с 04 по 04 мая 2016 года; 2012 рублей 61 копейка – с 05 по 25 мая 2016 года; 520 рублей 03 копейки – с 26 по 31 мая 2016 года; 487 рублей 03 копейки – с 01 по 06 июня 2016 года; 542 рубля 54 копейки – с 07 по 13 июня 2016 года; 2663 рубля 36 копеек – с 14 июня по 19 июля 2016 года; 380 рублей 89 копеек – с 20 по 25 июля 2016 года;714 рублей 01 копейка – с 26 июля по 01 августа 2016 года; 1407 рублей 02 копейки – с 02 по 22 августа 2016 года; 791 рубль 55 копеек – с 23 августа по 06 сентября 2016 года; 190 рублей 62 копейки - с 07 по 12 сентября 2016 года; 85 рублей 62 копейки – с 13 по 18 сентября 2016 года;502 рубля 85 копеек – с 19 сентября по 25 октября 2016 года; 629 рублей 85 копеек – с 26 октября по 06 ноября 2016 года; 2579 рублей 12 копеек – 07 ноября 2016 года по 17 января 2017 года; 1225 рублей 89 копеек – с 18 января по 22 марта 2017 года; 09 рублей 95 копеек – с 23 по 26 марта 2017 года;

- на недоимку по налогу за 2016 год (25550 рублей 51 копейка) в размере 2353 рубля 48 копеек, из них: 370 рублей 27 копеек – с 03 мая по 18 июня 2017 года; 283 рубля 61 копейка – с 19 июня по 25 июля 2017 года; 539 рублей 23 копейки (недоимка за 2016 год 25550 рублей 51 копейка + авансовый платеж за 2017 год в размере 7735 рублей = 33285 рублей 51 копейка) – с 26 июля по 17 сентября 2017 года; 348 рублей 94 копейки – с 18 сентября по 24 октября 2017 года; 23 рубля 32 копейки (33285 рублей 51 копейка – 16821 рубль (уменьшение авансового платежа за 9 месяцев 2017 года на 16821 рубль) = 16464 рубля 51 копейка) – с 25 по 29 октября 2017 года; 221 рубль 86 копеек – с 30 октября по 17 декабря 2017 года; 238 рублей 19 копеек – с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года; 172 рубля 88 копеек – с 12 февраля по 25 марта 2018 года; 111 рублей 41 копейка – с 26 марта по 22 апреля 2018 года; 43 рубля 77 копеек – 23 апреля по 03 мая 2018 года;

- на недоимку по налогу за 2016-2017 годы (16464 рубля 51 копейка + 330343 рубля = 346807 рублей 51 копейка) в размере 335 рублей 24 копеек за период с 04 по 07 мая 2018 года.

Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной ее объем, суду не представлены.

Между тем, при расчете пени инспекцией не было учтено, что сумма исчисленного Потехиным С.Ю. налога за 2016 год (241869 рублей) меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода (211832 + 110053 + 116692), что усматривается из представленной налоговой декларации.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Суд полагает, что данная позиция подлежит применению к сложившимся правоотношениям, а сумма пени за период с 28 апреля 2016 года по 26 марта 2017 года соразмерному уменьшению, исходя из следующего расчета: (241869 рублей (сумма налога за 2016 год) х 15214 рублей 30 копеек (сумма пени, исчисленная из общего размера авансовых платежей за 2016 год)) : 438577 рублей (размер авансовых платежей за 2016 год) = 8390 рублей 47 копеек.

Сумма налога по УСН за 2017 год больше уплаченных в течение года авансовых платежей, в связи с чем размер пени за период с 03 мая 2017 года по 07 мая 2018 года подлежит взысканию с Потехина С.Ю. в размере, исчисленном налоговым органом, а именно в сумме 2688 рублей 72 копеек.

Оспаривая правомерность начисления пени с 04 по 07 мая 2018 года, административный ответчик указывает, что налог по УСН за 2017 год должен был быть уплачен не позднее 25 числа, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность, то есть до 25 мая 2018 года. То есть пеня начислена до наступления срока платежа.

По смыслу пункта 7 статьи 346.21 НК РФ сроки уплаты налога по упрощенной системе налогообложения аналогичны срокам предоставления налоговых деклараций.

По общему правилу, закрепленному подпункте 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ, по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

В случае прекращения предпринимательской деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения (пункт 2 статьи 346.23 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 НК РФ при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя последним налоговым периодом для такого индивидуального предпринимателя является период времени с 1 января календарного года, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, до дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, пункт 2 статьи 346.23 НК РФ подлежит применению к последнему налоговому периоду осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности. В отношении предшествующих налоговых периодов действует общий срок уплаты налога, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ.

Поскольку срок уплаты налога за 2017 год истекал 03 мая 2018 года, начисление пени с 04 мая 2018 года является правомерным.

Довод представителя административного ответчика о пропуске налоговым органом срока исковой давности по требованию о взыскании пени за 2016 год также подлежит отклонению.

Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

На момент выявления недоимки и выставления требования № 15498 от 25 апреля 2018 года Потехин С.Ю. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

При утрате налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя МИФНС России № 1 по Амурской области утратило право взыскания задолженности в порядке статьи 47 НК РФ, в связи с чем к сложившимся правоотношениям подлежат применению положения статьи 48 НК РФ, регламентирующей порядок взыскания недоимки с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Установленные данной нормой сроки обращения в суд налоговым органом не нарушены. Порядок взыскания задолженности, в том числе направления Потехину С.Ю. требований о погашении задолженности, соблюден.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу по упрощенной системе налогообложения в размере 319239 рублей 38 копеек, пени за период с 03 мая 2017 года по 07 мая 2018 года в размере 2688 рублей 72 копейки обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме;требования о взыскании пени по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисленные за неуплату авансовых платежей за 2016 год, за период с 28 апреля 2016 года по 26 марта 2017 года подлежат взысканию в размере 8390 рублей 47 копеек с учетом их соразмерного уменьшения в соответствии с приведенной выше позицией. В удовлетворении административного иска в части взыскания пени в большем размере надлежит отказать.

Материалами дела также подтверждается, что заместителем начальника МИФНС России № 1 по Амурской области в отношении ИП Потехина С.Ю. вынесено решение от 03 апреля 2018 года № 100/8787 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 10000 рублей.

Сведениями об обжаловании указанного решения суд не располагает.

19 апреля 2018 года Потехину С.Ю. выставлено требование № 4714 об уплате штрафа в размере 10000 рублей в срок до 21 мая 2018 года, которое в добровольном порядке не исполнено.

Довод о неосведомленности административного ответчика о начислении налоговой санкции опровергается списком почтовых отправлений от 06 апреля 2018 года, а также представленным в материалы дела скриншотом личного кабинета налогоплательщика Потехина С.Ю.

Иные доводы, касающиеся неправомерности вынесенного решения, значения для настоящего спора не имеют, поскольку в рамках данного административного дела решение МИФНС России № 1 по Амурской области, вступившее в законную силу, предметом проверки не является, требований об оспаривании решения налогового органа Потехиным С.Ю. не заявляется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Потехина С.Ю. штрафа за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 9700 рублей (с учетом частичной оплаты).

Рассматривая требование о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Согласно статье 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей(пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

Абзацами вторым, третьим и четвертым этого подпункта, в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года, размер страховых взносов определялся в следующем порядке:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном подпунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Потехин С.Ю. в соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.

Поскольку по итогам 2017 года сумма дохода Потехина С.Ю. превысила 300000 рублей, налоговым органом произведен расчет страховых взносов в размере 1% с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей, который составил 187200 рублей.

Согласно представленного налоговым органом расчета, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей, был рассчитан исходя из общей суммы полученного дохода, без учета сумм произведенных расходов.

Между тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 27-П от 30 ноября 2016, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ предполагают, что для цели начисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог надоходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплат налога на доходы физических лиц.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 346.14 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Положения статьи 346.16 Кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П правовая позиция подлежит применению и в данном деле.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 27 Обзора судебной практики № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2017 года.

Из представленной административным ответчиком Потехиным С.Ю. налоговой декларации за 2017 год следует, что сумма дохода составила 34646 534 рубля, сумма фактически произведенных расходов составила 32330034 рубля.

С учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сумма дохода Потехина С.Ю. составила 2316500 рублей, следовательно, административным ответчиком должны быть уплачены страховые взносы в размере 20165 рублей ((2316500 – 300000) х 1 %).

В административном иске налоговый орган указал, что у Потехина С.Ю. имеется переплата по страховым взносам. Исходя из начисленной суммы страховых взносов – 187200 рублей, и суммы, заявленной налоговым органом ко взысканию – 154223 рубля 39 копеек, размер переплаты превышает сумму подлежащих уплате страховых взносов, рассчитанных судом.

В этой связи суд полагает необходимым оставить требования о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без удовлетворения.

С учетом изложенного, настоящий административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области удовлетворить частично.

Взыскать с Потехина С. Ю., *** года рождения, зарегистрированного по адресу ***, в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженность в размере 340018 (триста сорока тысяч восемнадцати) рублей 57 копеек, из них:

- налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год в размере 319239 (триста девятнадцать тысяч двести тридцать девять) рублей 38 копеек;

- пени по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисленные за неуплату авансовых платежей за 2016 год, за период с 28 апреля 2016 года по 26 марта 2017 года в размере 8390 (восемь тысяч триста девяносто) рублей 47 копеек;

- пени по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 03 мая 2017 года по 07 мая 2018 года в размере 2688 (две тысячи шестьсот восемьдесят восемь) рублей 72 копейки;

- штраф за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 9700 (девять тысяч семьсот) рублей.

В удовлетворении требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 154223 рублей 39 копеек, пени по налогу по упрощенной системе налогообложения в большем размере – отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2020 года.

Председательствующий И.С. Емшанов