НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 04.02.2015 № 2-1608/15

Дело № 2-1608/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2015 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Луговцовой С.А.,

При секретаре судебного заседания Лапко К.Р.,

С участием истца К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к Государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

К. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов, в обоснование которого указано, что *** года Правительством Амурской области в рамках реализации программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» принято Постановление № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» от 19.11.2012 года № 662 (в ред. Постановлений Правительства Амурской области от 26.12.2012 года № 783, 19.03.2013 года № 100, т 27.02.2014 года № 108, 23.12.2014 года № 755).

Настоящее Постановление вступило в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 года.

*** года истцом был заключен кредитный договор № *** с Банком *** (ЗАО) для приобретения объекта недвижимости.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Амурской области № 26 от 25.01.2012 года в январе *** года истец обратился в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года.

*** года ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» приняло решение о предоставлении истцу компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору.

В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые *** месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных процентов по кредитному договору.

Согласно п. 9 Положения выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации.

С ноября *** года по сентябрь *** года выплаты по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору произведены ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в полном объеме. Последние перечисления истцу были произведены на банковский счет *** года за сентябрь *** года, в связи с чем образовалась задолженность по указанным выплатам в сумме ****** копейки за период с октября *** года по ноябрь *** года, что подтверждается справкой ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» № *** от *** года. В данной справке указано, что в настоящее время средства по данному виду расходов на счете управления отсутствуют ввиду неполучения денежных средств от Министерства социальной защиты Амурской области.

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд, здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

По своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, что в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 16.12.1997 года № 20-П, 24.05.2001 года № 8-П, 19.06.2002 года № 11-П, 23.04.2004 года № 9-П, Определение от 04.12.2003 года № 415-0, и др.)

Применение данного принципа к официально установленным между истцом и ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

На основании изложенного, К. просит суд обязать Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району осуществить ему выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года в размере ****** копейки; взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району в его пользу расходы, понесенные на уплату государственной пошлины.

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, доводах искового заявления.

В судебное заседание не явились: представитель ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Министерства социальной защиты населения Амурской области. Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, Правительства Амурской области ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в силу ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** следует, что К. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья (социальная выплата). Впервые с заявлением истец обратился *** года. Социальная выплата К. была предоставлена управлением за период с ноября *** года по сентябрь *** года на общую сумму ****** копейки. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до *** года в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 года № 617. Начиная с *** года, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 года № 446. Участником государственной программы является Министерство социальной защиты населения Амурской области (Министерство). Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26. Согласно п. 10 Положения № 26 выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан, осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству на текущий год. Согласно п. 9 Положения № 26 предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанный в заявлении. Согласно п. 4 Положения № 26 размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «а» п. 4 Положения № 26, и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые *** месяцев пользования ипотечным кредитом. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. В *** году Министерство довело до ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» средства на предоставление социальной выплаты в размере ****** копеек, выплачено было ****** копеек. Вместе с тем, в управление в *** году обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ****** копейка. Таким образом, долг перед гражданами на *** года составил ****** копейки. В *** году доведено средств на сумму *** 33 копейки, выплачено ****** копейки. В соответствии с п. 8.1 Положения № 26 предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения № 26. В *** году и январе *** года выплаты производились по заявлениям, поданным до *** года. В соответствии с отчетом за декабрь *** года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, в том числе перед К., составила ****** копейки. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в Министерство своевременно. Однако, финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением № 26, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с указанным, граждане социальных выплат не получают. Управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением № 26: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в Министерство направило. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. В связи с изложенным, управление не усматривает в своих действиях нарушений действующего законодательства, так как непредставление социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие подпрограммы, не зависит от работников управления. Поэтому, управление возражает против заявленных требований и просит в их удовлетворении отказать.

Из письменного отзыва Правительства Амурской области от *** года следует, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26. Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 Постановление Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26 было признано утратившим силу. Вместе с тем, согласно п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26, до *** года были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производятся в порядке, установленном Положением. В соответствии с п. 9 Положения выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. В ГКУ УСЗН средства от Министерства социальной защиты населения Амурской области не поступили, то есть, правовое основание, с возникновением которого обусловлена выплата компенсации (событие), не наступило. Таким образом, при вынесении решения по существу необходимо учитывать применение нормы п. 9 Положения, исключающей возможность выплаты соответствующей компенсации. В соответствии с п. 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения. Таким образом, в случае удовлетворения судом исковых требований истца, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. Положение было утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617, затем (в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446. В соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» объем финансирования из областного бюджета по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученными гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» в 2013 году, составил ***. Законом Амурской области от 17.12.2012 года № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на 2013 год расходы по мероприятию «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили ***. В соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» объем финансирования по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» на 2014 год составляет ***. Законом Амурской области от 16.12.2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», составляют ***. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере *** (2013 год) и *** (2014 год) были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. В силу ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Статьей 74.1. Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Согласно п.п. 4, 6 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются для группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 года № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и 16.12.2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные Постановлениями Правительства Амурской области указанные выше государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства по социальному обеспечению населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан, осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения требований истца, отсутствуют. Таким образом, обязательства перед гражданами будут выполняться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области в текущем году. В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено *** в порядке очередности подачи заявления. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований К. не имеется.

Из письменного отзыва Министерства финансов Амурской области от *** года № *** следует, что Министерство финансов Амурской области считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Одним из основных требований истца является требование о взыскании суммы задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года № *** с ЗАО *** за период с октября *** по ноябрь *** года в размере ****** копейки. Предоставление социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков осуществлялось в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», и с 01.01.2014 года в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы». В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 № 329, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В силу ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ даны понятия и термины, применяемые в Бюджетном кодексе Российской Федерации: бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Расходные обязательства Амурской области в части компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены за счет средств областного бюджета (с учетом поступления доходов в областной бюджет),возникли на основании Постановлений Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617 и 25.01.2013 года № 446, утвердившие указанные выше долгосрочную целевую программу и государственную программу, и которыми установлены объемы денежных средств на реализацию указанного программного мероприятия. В 2013 году долгосрочной целевой программой на реализацию указанного программного мероприятия предусмотрено ***, что соответствует предельному объему денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2013 год для исполнения бюджетного обязательства. В 2014 году государственной программой на реализацию указанного программного мероприятия предусмотрено ***, что соответствует предельному объему денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2014год для исполнения бюджетного обязательства. Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Статьей 74.1. Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Согласно частям 4, 6 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются для группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 года № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и 16.12.2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные Постановлениями Правительства Амурской области указанные выше долгосрочная целевая программа и государственная программа не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше расходные обязательства областного бюджета на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств. Данные расходные обязательства не относятся к публичным обязательствам и подлежат исполнению только в пределах объема денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2013, 2014 годы для исполнения бюджетного обязательства на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков». В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложению № 6 к Закону Амурской области от 17.12.2012 года № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составила *** В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению № 8 к Закону Амурской области от 16.12.2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» государственная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составила ***. Пунктом 10 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26, установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год. Бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены за счет средств областного бюджета (с учетом поступления доходов в областной бюджет) в размере *** (*** год) и *** (по состоянию на *** года). Денежные средства, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете на 2013-2014 гг. на исполнение указанного выше расходного обязательства в полном объеме были выделены Министерству социальной защиты населения Амурской области. На основании изложенного, с учетом исполнения указанных выше бюджетных обязательств области за счет средств областного бюджета в 2013 и в 2014 годах, Министерство финансов Амурской области считает, что у истца отсутствуют правовые основания возникновения задолженности на компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору за счет средств областного бюджета.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, *** года между Банком *** (ЗАО) (Кредитор) и К. (Заемщик) был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого Кредитор обязуется предоставить Заемщику кредит в размере *** сроком на *** календарных месяца, считая с даты предоставления кредита, на условиях, установленных договором (п. 2.1. договора). Согласно п. 2.3. договора кредит предоставляется для целевого использования, а именно: приобретения квартиры, расположенной по адресу: ***, в общую совместную собственность Заемщика и Поручителя (ТретьеЛицо1). За полученный кредит Заемщик уплачивает Кредитору проценты из расчета годовой процентной ставки в размере *** процента годовых (п. 4.1. договора).

Из искового заявления и письменного отзыва Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** следует, что *** года К. обратился в Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному для приобретения жилья, в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617.

Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года № *** расходы по кредитному договору от *** года № ***, были приняты к компенсации.

Социальная выплата К. была предоставлена за период с ноября *** года по сентябрь *** года на общую сумму ****** копейки. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до *** года.

С октября 2013 года до настоящего времени выплаты К. не осуществляются.

Согласно справке Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты по г. Благовещенск и Благовещенскому району от *** года *** сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** года за период с октября *** года по ноябрь 2014 года составляет ****** копейки, согласно поданным заявлениям: *** года – ****** копеек (за октябрь – декабрь *** года); *** года – ****** копеек (за январь – март *** года); *** года – ****** копеек (за апрель – август *** года); *** года – ****** копейки (за сентябрь – октябрь *** года); *** года – ****** копейки (за ноябрь *** года).

Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами, подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец К. вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных подпрограммными мероприятиями по развитию ипотечного жилищного кредитования в Амурской области.

Судом также установлено, что за период с октября *** года по ноябрь *** года такие выплаты истцу не осуществлялись.

Как следует из доводов ответчика, изложенных в письменном отзыве, отсутствие выплат денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием данных мероприятий из бюджета Амурской области. В *** году Министерство социальной защиты населения довело до ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» средства на предоставление взыскиваемой истцом социальной выплаты в размере ****** копеек, которые были полностью выплачены. Вместе с тем, в управление в *** году обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ****** копейка. Таким образом, долг перед гражданами на *** года составил ****** копейки. В *** году доведено средств на сумму ****** копейки, которые были полностью выплачены. В соответствии с п. 8.1. Положения *** предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения № 26. В *** году и январе *** года выплаты производились по заявлениям, поданным до *** года. В соответствии с отчетом за декабрь *** года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, в том числе перед К., составила ****** копейки.

По информации, представленной Министерством финансов Амурской области бюджетные обязательства области по реализации мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) заемщиков» исполнены за счет средств областного бюджета, с учетом поступления доходов в областной бюджет. Денежные средства, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете на 2013-2014 г.г., на исполнение указанного расходного обязательства в полном объеме были выделены Министерству социальной защиты населения Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты населения. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки, подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества, и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не имеет надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, 24 мая 2001 года № 8-П, 19 июня 2002 года № 11-П, 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 10Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец К. в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить истцу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** года в сумме ****** копейки.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования искового заявления К. – удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району осуществить К. выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору *** от *** года в размере ****** копейки.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району в пользу К. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решении в окончательной форме – *** года.

Председательствующий судья: С.А.Луговцова