НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 03.06.2022 № 2-4365/2022

Производство № 2-4365/2022

УИД 28RS0004-01-2022-004953-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Верещагиной Е.А.

с участием истца ЮС

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЮС к ОПФР по Амурской области о возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж для назначения пенсии,

установил:

ЮС обратился в суд с иском, в котором просит обязать ОПФР по Амурской области включить в общий трудовой стаж периоды работы в колхозе «Герой труда», ТОО «Герой труда» : сентябрь-декабрь 1985 года, январь-декабрь 1986 года, январь-декабрь 1987 года, январь-декабрь 1988 года, январь-декабрь 1989 года, январь-декабрь 1990 года, январь-декабрь 1991 года, январь-июнь, август-ноябрь 1992 года, январь-март 1993 года.

В обоснование иска указал, что отделом ОППЗЛ № 2 ОПФР по Амурской области была проведена предварительная оценка пенсионных прав по предоставленным документам, дано разъяснение № 3702-08/1265 от 24 марта 2022 года. Из ответа следует, что в страховой стаж не включены периоды работы в колхозе «Герой труда», ТОО «Герой труда» : сентябрь-декабрь 1985 года, январь-декабрь 1986 года, январь-декабрь 1987 года, январь-декабрь 1988 года, январь-декабрь 1989 года, январь-декабрь 1990 года, январь-декабрь 1991 года, январь-июнь, август-ноябрь 1992 года, январь-март 1993 года. Считает, что указанные периоды незаконно не были включены в подсчет страхового стажа в силу закона.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.

В судебное заседание не явился ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, который пришел на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

При этом Закон № 173-ФЗ с 1 января 2015 года применяется в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400–ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частями 1, 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также срок и хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н (далее - Правила обращения за пенсией), граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель) (пункт 3). Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору (пункт 4).

Согласно пункту 22 Правил от 17 ноября 2014 года № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Действующими с 1 января 2022 года Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н предусмотрены аналогичные положения.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Из представленных документов следует, что ОПФР по Амурской области ЮС дан ответ 24 марта 2022 года № 3702-08/1265 из которого следует, что ответ дан на обращение по вопросу предварительной оценки пенсионных прав по предоставленным документам.

Таким образом, ответчиком истцу дано разъяснение, из которого следует, что по представленным документам была проведена предварительная оценка пенсионных прав для последующего назначения пенсии.

Учитывая изложенное, судом установлено, что решения об отказе в назначении (установлении) пенсии истцу ответчиком не принималось, документ ОПФР по Амурской области от 24 марта 2022 года № 3702-08/1265 по своей сути является разъяснением о проведении предварительной оценки пенсионных прав истца для последующего назначения пенсии.

По смыслу вышеприведенных норм права, назначение пенсии носит заявительный характер, оценка пенсионных прав производится пенсионным фондом на дату подачи заявления о назначении пенсии.

Поскольку в установленном законом порядке истец с заявлением о назначении пенсии в ОПФР по Амурской области не обращался, его обращение носило характер заблаговременной подготовки документов на пенсию, разъяснение о проведении предварительной оценки пенсионных прав решением об отказе в назначении (установлении) пенсии не является, суд приходит к выводу, что вопрос о включении или не включении тех или иных периодов работы истца в страховой стаж ответчиком не разрешался. Решение ответчиком о периодах работы в части отказа во включении в страховой стаж в колхозе «Герой труда», ТОО «Герой труда» : сентябрь-декабрь 1985 года, январь-декабрь 1986 года, январь-декабрь 1987 года, январь-декабрь 1988 года, январь-декабрь 1989 года, январь-декабрь 1990 года, январь-декабрь 1991 года, январь-июнь, август-ноябрь 1992 года, январь-март 1993 года не принималось.

При этом по смыслу п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права, а не те права, нарушение которых предполагается только в будущем, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Разрешение исковых требований к ОПФР по Амурской области о понуждении включить периоды работы в страховой стаж предполагает проверку обоснованности и законности принятого ответчиком решения об отказе во включении периодов работы в стаж, отказе в назначении пенсии.

В отсутствие такого решения, принятого ответчиком, у суда не имеется возможности проверки данных фактов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить периоды работы в страховой стаж для назначения пенсии.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,

решил:

ЮС в удовлетворении исковых требований к ОПФР по Амурской области о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы в колхозе «Герой труда», ТОО «Герой труда» : сентябрь-декабрь 1985 года, январь-декабрь 1986 года, январь-декабрь 1987 года, январь-декабрь 1988 года, январь-декабрь 1989 года, январь-декабрь 1990 года, январь-декабрь 1991 года, январь-июнь, август-ноябрь 1992 года, январь-март 1993 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 10 июня 2022 года.

Судья Н.Н. Матюханова