НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благоварского районного суда (Республика Башкортостан) от 31.03.2017 № 2-270/17

Дело № 2 – 270/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2017 года с. Языково

Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шакирова К.Г.,

с участием помощника прокурора Благоварского района РБ Гареева Н.З.,

при секретаре Зубаировой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РБ в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа,

установил:

<адрес> РБ в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа. Свое требование мотивировал тем, что прокуратурой района проверка исполнения законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в поисковой системе «Яндекс» путем ввода слов «купить алкоголь в интернет-магазине», осуществляется переход на сайты

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На страницах указанных Интернет-сайтов размещена информация о круглосуточной продаже и доставке алкогольной продукции, представленной в широком ассортименте.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила продажи гражданам товаров дистанционным способом.

Согласно п. 5 указанных Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

Так же, согласно ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признаются так же алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента.

Согласно ст. 194 НК РФ Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Так учитывая, что организации уплачивают большую часть исчисляемой суммы акциза в доход государства, а также то, что при реализации алкогольной продукции на Интернет сайтах без учета и налогооблажения, приводи к значительным потерям доходов бюджета.

Таким образом следует, что на данных сайтах реализуется алкогольная продукция и не облагается налогом, и не зачисляются в федеральный или региональный бюджет.

При этом незаконные приобретение или сбыт алкогольной продукции, являются административным правонарушением, ответственность за которые предусмотрена 14.2 КоАП РФ, ст. 14.16 КоАП РФ.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. В соответствии со ст. 14.16 КоАП РФ административная ответственность также установлена за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Данные правонарушения посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок реализации и оборота алкогольной продукции, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации.

Кроме того, реализация алкогольной продукции в сети Интернет имеет негативные последствия. Так, могут быть нарушены права неопределенного круга лиц на использования безопасного для жизни и здоровья товара.

Установлено, что в нарушение требований законодательства, обеспечивается доступ к Интернет-сайту, осуществляющему продажу алкогольных напитков, что противоречит действующему законодательству.

В силу того, что сеть Интернет является общедоступным информационным источником, определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены, вышеназванными противозаконными действиями возможным не представляется.

На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

Просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронным адресам, указанным выше, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронным адресам, указанным выше, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ Гареев Н.З. исковые требования полностью поддержал, просил удовлетворить.

Заинтересованное лицо и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица, в котором также указала, что заявленные требования прокурора <адрес> поддерживает.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> РБ ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в поисковой системе «Яндекс» путем ввода слов «купить алкоголь в интернет-магазине», осуществляется переход на сайты:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На страницах указанных Интернет-сайтов размещена информация о круглосуточной продаже и доставке алкогольной продукции, представленной в широком ассортименте.

Согласно ч. ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила продажи гражданам товаров дистанционным способом. Согласно п. 5 указанных Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

Так же, согласно ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признаются так же алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента.

Согласно ст. 194 НК РФ Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Так учитывая, что организации уплачивают большую часть исчисляемой суммы акциза в доход государства, а также то, что при реализации алкогольной продукции на Интернет сайтах без учета и налогооблажения, приводи к значительным потерям доходов бюджета.

Таким образом следует, что на данных сайтах реализуется алкогольная продукция и не облагается налогом, и не зачисляются в федеральный или региональный бюджет.

При этом незаконные приобретение или сбыт алкогольной продукции, являются административным правонарушением, ответственность за которые предусмотрена 14.2 КоАП РФ, ст. 14.16 КоАП РФ.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. В соответствии со ст. 14.16 КоАП РФ административная ответственность также установлена за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Данные правонарушения посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок реализации и оборота алкогольной продукции, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации.

Кроме того, реализация алкогольной продукции в сети Интернет имеет негативные последствия. Так, могут быть нарушены права неопределенного круга лиц на использования безопасного для жизни и здоровья товара.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением торговли алкогольной продукцией в ночное время, за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 данного Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установлено, что в нарушение требований законодательства, обеспечивается доступ к Интернет-сайту, осуществляющему продажу алкогольных напитков, что противоречит действующему законодательству.

В силу того, что сеть Интернет является общедоступным информационным источником, определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены, вышеназванными противозаконными действиями возможным не представляется.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. 5 названных Правил одним из оснований для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Поскольку нарушаются права неопределенного круга лиц на использования безопасного для жизни и здоровья товара, а так же нарушаются интересы Российской Федерации, прокурор обращается с настоящим иском в их защиту.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора <адрес> РБ в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронным адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенных по электронным адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».

Копию решения суда, по вступлению в законную силу, направить в Роскомнадзор для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья К.Г. Шакиров

Решение в законную силу не вступило.