№2а-25/2024
Уникальный идентификатор дела (материала)
26RS0009-01-2023-001510-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 11 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2024 г.
Мотивированное решение суда составлено 15.01.2024 г.
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Правоторовой А.А., с участием представителя Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Гришиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-25/2024 по административному исковому заявлению Любителева А.И. к Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Любителев А.И. обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю с требованием: признать недействительным решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю в отношении Любителева А.И. в полном объеме (л.д. 3-4, 7-10).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление направлено в Ставропольский краевой суд для направления в суд общей юрисдикции (л.д. 106-111).
Сопроводительным письмом председателя судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда Шеховцовой Э.А. № от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Любителева А.И. направлено в Благодарненский районный суд Ставропольского края для рассмотрения по существу (л.д. 112).
Административный истец Любителев А.И., будучи надлежащим образом и своевременно уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в его отсутствие (л.д. 130). Одновременно Любителевым А.И. представлен письменный отзыв на возражения ИФНС, в котором он просит признать недействительным решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю в отношении Любителева А.И. в полном объеме (л.д. 191-195).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю по доверенности Гришина М.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, так как решение инспекции является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю (л.д. 87-88, 92-93, л.д. 120-123).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Гришиной М.В., проанализировав письменные объяснения административного истца Любителева А.И., содержащиеся в отзыве на возражение административного истица и суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Судом установлено, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю состоит в качестве налогоплательщика Любителев А.И., и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
Как видно из материалов дела, Любителев А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, при этом осуществлял вид деятельности, подлежащий налогообложению по спецрежиму, - налог, взимаемый с налогоплательщика, выбравших в качестве объектов налогообложения доходы - упрощенная система налогообложения (УСН) (л.д. 52-56, 57-58).
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Как следует из ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно ч. 1 ст. 346.23 НК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: …2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно Постановлению Правительства от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» продлен на 3 месяца - установленный Кодексом срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.
Следовательно, срок предоставления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, установлен - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ИП Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонную ИФНС России №6 по Ставропольскому краю налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 1307942 руб.
В силу статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно положениям пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
В целях применения пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения (Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС- 4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»).
Первичная налоговая декларация 2019 год представлена Любителевым А.И. на бумажном носителе (почтой) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 173-174), после чего общество представило в инспекцию еще десять уточненных (корректировки 1-10) налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.
В силу пункта 3 статьи 88 и пункта 4 статьи 101 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком объяснения и документы, а руководитель налогового органа (его заместитель) - исследовать эти документы при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 1), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 1419222 руб. (л.д. 155-156).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 2), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 0 руб. (л.д. 157-158).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 3), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 1858174 руб. (л.д. 159-161).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 4), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2025124 руб. (л.д. 162-164).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 5), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2028899 руб. (л.д. 165-166).Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 6), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2040242 руб. (л.д. 167).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 7), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2043899 руб. (л.д. 168-169).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 8), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2046899 руб. (л.д. 170-171).
Любителев А.И.ДД.ММ.ГГГГ представил на бумажном носителе (по почте) в Межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю уточненною налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 9), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2058906 руб. (л.д. 172).
Как следует из материалов дела и в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, дата окончания камеральной налоговой проверки представленной ДД.ММ.ГГГГ уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 9) – ДД.ММ.ГГГГ.
По завершении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (корректировка 9) инспекция составила акт от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указаны дата начала налоговой проверки - ДД.ММ.ГГГГ и дата окончания налоговой проверки - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-24, л.д. 144-150).
ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию поступила уточненная декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (корректировка 10), согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 2062806 руб. Дата отправки указанной декларации, согласно штампу отделения связи - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 153-154).
При установленной дате окончания камеральной налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ, уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год (корректировка № 10) получена налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации.
Согласно Письму ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» в целях применения пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения. Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза.
Суд, рассмотрев доводы административного истца Любителева А.И., что письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», носит исключительно информационно-разъяснительный характер и его применение налоговым органом необоснованно, суд отклоняет их по следующим основаниям. Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705 разработано на основании действующего налогового законодательства, опубликовано для всеобщего сведения (Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Официальные документы", N 28, 06-12.08.2013 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право") (начало), "Официальные документы", N 29, 13-19.08.2013 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право") (продолжение), "Официальные документы", N 30, 20-26.08.2013 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право") (продолжение), "Официальные документы", N 31, 27.08-02.09.2013 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право") (продолжение), "Официальные документы", N 32, 03-09.09.2013 (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право") (окончание), также направлено в адрес территориальных налоговых органов для использования в работе и призвано сформировать соответствующие ожидания оценки правильности своего поведения у налогоплательщиков.
В результате проверки установлена неполная уплата налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год в размере 3618000 руб. в результате занижения налоговой базы Любителевым А.И.
Сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы, заявленная налогоплательщиком в рассматриваемой налоговой декларации составляла 34412428 руб., по данным налогового органа составляет 94712438 руб., что подтверждается выписками по операциям на счете налогоплательщика, предоставленными ПАО АКБ «АВАНГАРД» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проведенной камеральной налоговой проверки Любителеву А.И. на бумажном носителе (по почте) направлено требование о представлении пояснений от ДД.ММ.ГГГГ№ по вопросу полученного дохода, и было предложено в течение пяти рабочих дней со дня получения требования уточнить свои налоговые обязательства, а также представить пояснения, обосновывающие размер заявленного дохода с приложением документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (л.д. 184). Пояснения и подтверждающие документы налогоплательщиком представлены не были.
Любителев А.И. на акт налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ представил возражения от ДД.ММ.ГГГГ, суть которых сводилась к тому, что ДД.ММ.ГГГГ им посредством АО «Почта России» представлена уточнённая декларация по УСН за 2019 год, номер корректировки «10», которая не учтена ИФНС (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ межрайонная ИФНС России №6 по Ставропольскому краю направила в адрес Любителева А.И. извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки – ДД.ММ.ГГГГ мин (л.д. 151).
Указанный выше акт налоговой проверки, материалы проверки, возражение налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю С.Л.Ф. в отсутствии извещенного в установленном порядке лица, в отношении которого проведена проверка, в результате чего составлен протокол 2088 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 175).
В результате рассмотрения, нарушения, отраженные в акте проверки подтверждены, и решением № от ДД.ММ.ГГГГ установлена неполная сумма уплаты Любителевым А.И. налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 год в размере 3614000 рублей, в результате занижения налоговой базы, за что п. 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в размере 722820 рублей, который с учетом принципов индивидуализации снижен до 361410 рублей. Также начислены пени в размере 831423.68 руб. (л.д. 28-44, 176-183).
Не согласившись с Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю Любителев А.И. обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговой орган (л.д. 47-51).
Управлением ФНС России по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы Любителева А.И. до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-66).
Управлением ФНС России по <адрес> N08-19/006986@ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об оставлении апелляционной жалобы Любителева А.И. без удовлетворения, то есть решение № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> оставлено без изменения (л.д. 71-76), о чем сообщено Любителеву А.И. (л.д. 77).
ДД.ММ.ГГГГ Любителевым А.И. получено требование № об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере недоимки – 3409936.35 руб., пени – 960934.68 рублей, штрафов – 361410 руб. (л.д. 67-68).
В данном случае действия налогового органа законны, поскольку уточненная налоговая декларация (корректировка 10) поступила в инспекцию лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации для проведения камеральной налоговой проверки и по окончании камеральной налоговой проверки (ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, заявитель имея возможность ознакомиться с разъяснениями уполномоченного органа - Письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ и, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, заблаговременно направить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, в том числе путём представления декларации в налоговый орган лично либо через посредника до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В этой связи суд принимает во внимание необходимость соблюдения баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство обусловленное тем, что уплата налогов является конституционной обязанностью граждан РФ.
Необходимо отметить, что решение инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ принято с учетом поступившей ДД.ММ.ГГГГ уточненной налоговой декларации за 2019 год (корректировка 10).
Кроме того, подача уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год (корректировка 10) не привела к увеличению налога, подлежащего уплате в бюджет; изменение исчисленной к уплате в уточненной декларации (корректировка 10) суммы налоговых начислений незначительно.
Суд отмечает, что налогоплательщик не оспаривает установленные инспекцией обстоятельства, послужившие основанием для вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ№; указанное решение принято с учетом всех сведений, имевшихся у налогового органа до его вынесения. Последующее представление уточненной налоговой декларации (корректировка 10) не повлияло на окончательное решение инспекции, поскольку изменения, внесенные в указанную уточненную декларацию, не могли существенно повлиять на расчет налога, а также на установление факта наличия в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В действиях налогоплательщика по неоднократному представлению уточненных налоговых деклараций за 2019 год усматривается злоупотребление предоставленным правом. В большинстве случаев, уточненные декларации, представлены предпринимателем к истечению срока на камеральную проверку предыдущей с целью прекращения проводимой камеральной налоговой проверки и началом новой (фактического продления сроков).
Действия налогоплательщика в данном случае направлены на затягивание срока принятия налоговым органом решения по итогам проверки и как следствие продление срока для уплаты доначисленных по ее результатам сумм налога, штрафа и пени в бюджет.
Иной подход повлечет нарушение сбалансированности бюджета на поступление налогов, и как следствие приведет к его неполному формированию, что будет являться невосполнимой потерей для бюджетной системы РФ.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком представлены достаточные, достоверные и относимые доказательства, что принятое Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю решение № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Любителева А.И. к Межрайонной ИФНС России №6 по Ставропольскому краю - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Зинец