НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бижбулякского районного суда (Республика Башкортостан) от 06.07.2010 №

                                                                                    Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июля 2010 года. с. Бижбуляк.

Бижбулякский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Милютина В.Н., при секретаре Давлетбаевой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Р.З. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в установлении пенсии, о наложении обязанности засчитать в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности ..., о наложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления,

УСТАНОВИЛ

Зарипова Р.З. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе РБ (далее ответчик) с требованиями об отмене решения ответчика Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в установлении пенсии, о наложении обязанности засчитать ей в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее работы в должности ... Номер обезличен с Дата обезличена года по Дата обезличена года, о наложении обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления, то есть с Дата обезличена года.

В обосновании своих требований истица указала, что Дата обезличена года она обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако своим решением Номер обезличен от Дата обезличена года ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей - не был зачтен в стаж педагогической деятельности период ее работы в должности ... Номер обезличен с Дата обезличена года по Дата обезличена года ввиду отсутствия этой должности в списках должностей педагогических работников, утвержденных Постановлением СМ РСФСР №463 от 6 сентября 1991 года, Постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года.

Оспариваемое решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указала истица, противоречит действовавшему и действующему законодательству.

Так согласно ст.55 Федерального закона «Об образовании» и в соответствие с п.п.10 п.1 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством РФ, трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона №173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. По волеизъявлению застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, период работы до 1 января 2002 года может быть исчислен на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В соответствие со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл и содержание применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Во всех необходимых случаях Конституция РФ применяется в качестве акта прямого действия, в частности, когда закрепленные Конституцией положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина. Следствием прямого действия конституционных норм является обязанность суда применить норму Конституции РФ, если федеральный закон противоречит соответствующим положениям Конституции. Согласно ст.2 Конституции РФ права человека являются высшей ценностью, а согласно ст.ст.7 и 39 Конституции в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется право на труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируются социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Исходя из положений ч.1 ст.19 и ч.2 ст.55 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление №8-П от 24 мая 2001 года указал, что в отношение граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствие с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшими на момент приобретения права.

Кроме того, при исчислении стажа не учитываются ранее приобретенные права на пенсию в соответствие с Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшего на момент приобретения права.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения граждан, в том числе в случаях назначения трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод гражданина в Российской Федерации, в том числе право на социальное обеспечение по смыслу Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствие с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ, содержащимися в ч.1 ст.1, ст.ст.2,18, ч.1 ст.54, ч.2 ст.55 и ст.57, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости представление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное право на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано.

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в постановлении №8-П от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права (Постановление КС РФ от 29 января 2004 года №2-П).

Конституционный Суд РФ, рассматривая запрос Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, в Определении №310-0 от 6 декабря 2001 года указал, что из Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет (Постановление КС РФ №11-П от 3 июня 2004 года).

Из содержания п.3 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливающего, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствие с подпунктами 7-13 п.1 данной статьи, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначением трудовой пенсии лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при необходимости утверждается Правительством РФ не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих работников и по своему усмотрению устанавливать пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения прав на пенсионное обеспечение. При осуществлении своих полномочий Правительство связано не только законодательными актами, но и обязано учитывать предписания ст.15 ч.1 Конституции РФ, в соответствие с которой законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые В Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (Определение КС РФ №197-О от 18 июня 2004 года).

Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их действие.

В соответствие с подпунктом ж) п.5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, в стаж педагогической деятельности дающий право на досрочную пенсию засчитывается работа в детском саду, а согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных этим же постановлением, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью засчитывается работа в должности заведующей детским садом.

В соответствие со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственным и муниципальных учреждениях для детей, в соответствие с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей засчитывается работа в должности заведующего детских садов всех наименований.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных предприятиях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781, приведенным выше, в стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п.1.1-1.14 раздела «Наименование должностей» списка.

Так же в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций «детский сад».

Поэтому, указала истица, она полагает, что исключение должности ... Списка должностей педагогических работников, утвержденных Постановлением СМ РСФСР №463 от 6 сентября 1991 года, постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года ущемляет ее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ставит ее в невыгодное положение перед другими категориями педагогических работников, ограничивает в пенсионных правах. Из этого следует, что работа в должности ... ... Номер обезличен, в указанный выше период, должна быть включена в педагогический стаж при назначении досрочной пенсии.

Кроме того, истица просит возместить ей судебные расходы в размере Номер обезличен руб., сложившиеся из уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления и оплаты услуг адвоката по составлению искового заявления.

В судебном заседании истица Зариповой Р.З. поддержала свои исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме, дополнив, что весь период работы в должности ... она считалась как педагогом, периоды работы до Дата обезличена года она не оспаривает.

Представитель ответчика ФИО7 (доверенность Номер обезличен от Дата обезличена года) не согласна с требованиями истицы по тем основаниям, что согласно Списка должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствие с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года в стаж работы в должности ... истице засчитывается период до Дата обезличена года, что ответчиком и было сделано.

Представитель ответчика ФИО8 не согласна с исковыми требованиями по основаниям приведенным представителем ответчика ФИО7 выше.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно п.п.19 п.1 и п.2 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (в ред. от 27 декабря 2009 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствие с п.1 и п.2 ст.19 Федерального закона №174 от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявлению со всеми необходимыми документами.

В соответствие со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, а также принятыми впоследствии Списками соответствующих работ (профессий и должностей) и п.п. «в» п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года и действующих в настоящее время, работа в должности заведующего детским садом засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в должности ..., имевшая место после Дата обезличена года не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из представленных истицей в обоснование своих доводов справки Номер обезличен от Дата обезличена года, архивной справки Номер обезличен от Дата обезличена года, копии трудовой книжки серии Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года, приказа Номер обезличен от Дата обезличена года, приказа Номер обезличен от Дата обезличена года, справки Номер обезличен от Дата обезличена года, должностной инструкции заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, решения об отказе в установлении пенсии Номер обезличен от Дата обезличена года видно, что истица проживает в ... по .... С Дата обезличена года она была принята на работу ... Номер обезличен ...» и проработала там по Дата обезличена года. Дата обезличена года истица принята на работу воспитательницей ... Номер обезличен, а Дата обезличена года переведена заведующей данным детским садом и продолжает работать там по настоящее время. Дата обезличена года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, по представленным документам ее стаж педагогической деятельности составляет по состоянию на Дата обезличена года Номер обезличен, ответчиком не был включен в педагогический стаж период работы истицы заведующей Бижбулякским детским садом Номер обезличен с Дата обезличена года по Дата обезличена года л.д.12-28).

Суд оценивает приведенные выше доводы истицы о том, что отказ ответчика в назначении ей досрочной пенсии по старости противоречит действовавшему и действующему законодательству, противоречит Конституции РФ, нарушает ее конституционные права. Ответчиком не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ высказанная им: в Постановлении №2-П от 29 января 2004 года о сохранении ранее приобретенных пенсионных прав; в Постановлении №11-П от 3 июня 2004 года и Определении №197-О от 18 июня 2004 года о недопустимости дискриминации в сфере пенсионного обеспечения при осуществлении пенсионных прав лицами принадлежащими к одной и той же категории, о том, что Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения и вводить дополнительные, по сравнению с законом, ограничения пенсионных прав и оно обязано при осуществлении своих полномочий учитывать предписания Конституции РФ. Ответчик при принятии решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости не принял во внимание положения ч.1 ст.4 ГК РФ.

Однако, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до Дата обезличена года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, только в отношении медицинских работников. Из приведенных выше п.п.19 п.1 и.п.2 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ, постановлений Правительства РФ №1067, №781, копии трудовой книжки, которая в соответствиями с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ №555 от 24 июля 2002 года является основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору и справки Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что принятие ответчиком решения об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью основано на действовавшем и действующем законодательстве, стаж педагогической деятельности истицы составляет Номер обезличен. Вопрос о соответствии конституционным нормам п.п. «в» п.8 Правил, предусматривающего зачет в стаж педагогической деятельности работу в качестве ... за период до Дата обезличена года, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года рассматривался Конституционным Судом РФ. В определении №392-О от 20 октября 2005 года Конституционный Суд РФ признал, что с принятием Постановления Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года, изменение оценки профессиональной деятельности руководителей дошкольных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению не нарушает конституционные требования и принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Ранее пенсионных прав, в соответствие с постановлением СМ СССР №1397 от 17 декабря 1959 года истица не приобретала, и сторонами не оспариваются периоды работы истицы до Дата обезличена года, когда названное постановление утратило силу. Не приобретала истица ранее пенсионных прав и в смысле правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ №2-П от 29 января 2004 года о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшие на момент приобретения права, поскольку ей засчитан в стаж педагогической деятельности весь период работы в должности заведующей детским садом в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права до Дата обезличена года. Следовательно, противоречий между Конституцией Российской Федерации и законами, иными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения лиц осуществляющих педагогическую деятельность в данном случае не имеется. В определении №392-О от 20 октября 2005 года Конституционный суд РФ указал, что с принятием Постановления Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года работникам, занимавшим должности заведующего детским садом, стало известно, что их работа после Дата обезличена года не включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, гражданам давалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения, поэтому, по мнению суда, дискриминации в сфере пенсионного обеспечения в отношении истицы по сравнению с директорами (заведующими) иных образовательных учреждений указанных в пунктах 1.1,1.2,1.3,1.4,1.7,1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка не было допущено. Правительство РФ утверждая постановлениями №1067 от 22 сентября 1999 года и №781 от 29 октября 2002 года Списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии реализовало свои полномочия, предоставленные ему п.2 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утверждая названные Списки и Правила, не вводило, по мнению суда, по сравнению с законом дополнительные ограничения права на пенсионное обеспечение педагогических работников. Положения ч.1 ст.4 ГК РФ о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие в данном случае не нарушены, так как Постановлениями Правительства РФ №№1067 и 781, указанными выше установлено, что в стаж педагогической деятельности включается работа в должности ... за период до Дата обезличена года и ответчиком засчитана в стаж педагогической деятельности, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости, работа истицы в качестве заведующей детским садом до указанной даты

При таких обстоятельствах, по мнению суда, доводы истицы о незаконности отказа ответчика об установлении ей досрочной трудовой пенсии по старости не нашли своего подтверждения, поскольку истица не имеет необходимого 25 летнего стажа педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поэтому суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании решения ответчика об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и о наложении обязанности засчитать в специальный трудовой стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности заведующей детским садом, о наложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Зариповой Р.З. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе РБ об отмене решения об отказе в установлении пенсии, о наложении обязанности засчитать в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности заведующей детским садом, о наложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления отказать.

Решение в 10 дневный срок со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Бижбулякский райсуд.

Судья Милютин В.Н.