Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2022 года
Дело № 2а- 299/2022
УИД: 22RS0003-01-2022-000385-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Агапушкиной Л.А.,
при секретаре Пахомовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Бессонову ФИО4 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Бессонову Р.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
В обоснование требований административного иска указала, что Бессонов Р.В., ИНН № индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> год, согласно которой сумма дохода Бессонова Р.В. за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> руб.
Доход плательщика превышает <данные изъяты> руб. за расчетный период. Таким образом, налогоплательщику следовало уплатить страховые взносы с суммы дохода, превышающей <данные изъяты> рублей. Сумма дохода, превышающая <данные изъяты> руб. Так, налогоплательщику следовало уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год с суммы дохода, превышающей <данные изъяты> рублей, в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>)
Налогоплательщик произвел частичную оплату задолженности по страховым взносам на ОПС за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. Остаток задолженности составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.).
Налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которой сумма дохода Бессонова Р.В. за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> руб. Доход плательщика превышает <данные изъяты> руб. за расчетный период. Таким образом, налогоплательщику следовало уплатить страховые взносы с суммы дохода, превышающей 300000 руб. Сумма дохода, превышающая <данные изъяты> руб.= <данные изъяты> руб. Так, налогоплательщику следовало уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год с суммы дохода, превышающей <данные изъяты> руб., в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>)
В связи с неуплатой задолженности в установленный законом срок налогоплательщику было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ год. Указанное требование было направлено налогоплательщику по почте.
Также налогоплательщику было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ год. Указанное требование было направлено налогоплательщику с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок начислены пени в размере 1019.39 руб. на недоимку за 2019 год по требованию №16782 от 21.05.2021, и в размере 50,34 руб. на недоимку за 2020 год по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным налогового органа Бессонов Р.В. являлся индивидуальным предпринимателем и находился на упрощенной системе налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ (далее - УСН). Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган представлена налоговая декларация по УСН за ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно представленному в налоговой декларации от ДД.ММ.ГГГГ расчету: - сумма авансового платежа по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. В связи с заявленной суммой к уменьшению в размере <данные изъяты> руб. размер налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.). В связи с неуплатой задолженности в установленный законом срок налогоплательщику было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование было направлено налогоплательщику по почте. В связи с неуплатой налога в установленный законом срок начислены пени в размере <данные изъяты> руб. Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ произведена частичная уплата пени в размере <данные изъяты> руб. Остаток задолженности по пене составил <данные изъяты> руб.
Ссылаясь на изложенное административный истец просит взыскать с Бессонова Р.В. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ года) за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> руб., пени – <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> руб., пени – <данные изъяты> руб.; недоимку по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Административный истец- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о восстановлении срока для выставления требования от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что согласно сложившейся судебной практике срок, установленный п.1 ст. 70 НК РФ, не является пресекательным, у инспекции не представилось возможности более раннего и заблаговременного формирования требования по причине загруженности сотрудников инспекции в связи с реорганизацией, централизацией по управлению долгов на территории Алтайского края.
Административный ответчик Бессонов Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Разрешая требования административного иска в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляется налоговыми органами в соответствии с главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).
Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В силу п.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5).
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бессонов Р.В. встал на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ Бессонов Р.В. вновь встал на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации Бессонов Р.В. являлся плательщиком страховых взносов.
Бессоновым Р.В. была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которой сумма дохода Бессонова Р.В. за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> руб.
Поскольку доход плательщика превышает <данные изъяты> руб. за расчетный период, то Бессонову Р.В. следовало уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год с суммы дохода, превышающей <данные изъяты> рублей, в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>).
Оплата страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. должна быть произведена административным ответчиком в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года административный ответчик произвел частичную оплату задолженности по страховым взносам на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб. Остаток задолженности составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.).
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Сроки обращения в суд также регламентированы статьей 21 Закона о страховых взносах и статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, заявление о взыскании налогов и сборов (страховых взносов) может быть подано органом контроля в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса), которое должно быть направлено налогоплательщику (плательщику страховых взносов) в сроки, установленные в статье 70 НК РФ.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением обязательств по уплате налогов и сборов должнику заказным письмом было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и предоставлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года. Требование направлено согласно реестру почтовых отправлений ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с тем, что Бессонов Р.В. обязанность по погашению образовавшейся задолженности не исполнил, налоговый орган был вынужден обратиться с соответствующими требованиями к мировому судье (заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье ДД.ММ.ГГГГ года).
ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей судебного участка № Бийского района Алтайского края вынесен судебный приказ о взыскании с Бессонова Р.В. в числе прочего задолженности по страховым взносам на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей, который впоследствии определением этого же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ года отменен.
По смыслу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, исчисление срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69 и 70 НК РФ.
Срок обращения налогового органа в суд в данном случае следует исчислять с учетом: срока, установленного для направления требования, - 3 месяца со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено статьей 70 НК РФ; срока, установленного пунктом 6 статьи 69 НК РФ, для получения налогоплательщиком требования, в случае его направления по почте заказным письмом; минимального срока на исполнение требования, предусмотренного пунктом 4 статьи 69 НК РФ, и шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание, что оплата страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. должна была быть произведена административным ответчиком в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, требование об уплате задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год в указанном размере должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев с ДД.ММ.ГГГГ (установленной законом даты уплаты страховых взносов), то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. Соответственно, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам истекал ДД.ММ.ГГГГ года.
Вместе с тем, требование об уплате задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и пени № от ДД.ММ.ГГГГ года направлено ДД.ММ.ГГГГ года с нарушением установленного законом срока.
Изложенное выше свидетельствует о несоблюдении налоговым органом сроков, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованию о взыскании недоимки по страховым взносам на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб.
Доказательства уважительности пропуска такого срока налоговым органом не представлено. Ни административное исковое заявление, ни материалы дела не позволяют установить какие-либо причины, наличие которых объективно препятствовало (затрудняло) административному истцу в установленные сроки направить соответствующее требование об уплате недоимки и в последующем своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд.
Разрешая требования административного истца о взыскании с Бессонова Р.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., суд учитывает следующее.
Как следует из материалов дела, Бессоновым Р.В. была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которой сумма дохода Бессонова Р.В. за ДД.ММ.ГГГГ год составила <данные изъяты> руб.
Поскольку доход плательщика превысил <данные изъяты> руб. за расчетный период, то налогоплательщику следовало уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год с суммы дохода, превышающей <данные изъяты> руб., в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>).
Оплата страховых взносов в размере <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ год должна быть произведена административным ответчиком в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с наличием указанной задолженности Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации Бессонову Р.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ года (сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ года), которое получено Бессоновым Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года.
Указанное требование административным ответчиком не было исполнено.
В связи с наличием недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. Межрайонная ИФНС №16 по России обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно ч.1,ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Между тем, административным истцом не представлено доказательств соблюдения им порядка обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., а именно обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате, страховых взносов в указанном размере, вынесения судом определения об отмене судебного приказа, либо вынесения определения об отказе в принятии заявления о взыскании недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год мировым судьей.
На основании вышеизложенного, административные исковые требования МИФНС №16 по Алтайскому краю о взыскании с Бессонова Р.В. суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: в размере <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ год, не подлежат удовлетворению.
Положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О).
При таких обстоятельствах, исковые требования МИФНС №16 по Алтайскому краю о взыскании с Бессонова Р.В. суммы пени, исчисленной в связи с неуплатой страховых взносов на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. также не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования административного иска в части взыскания недоимки по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Объектом налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пунктами 1 и 5 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
В силу ст. 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п.п. 1 и 2 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
Пунктами 1, 2, 3, 5, 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
С учетом приведенных норм действующего налогового законодательства на Бессонове Р.В. лежала обязанность самостоятельно определить сумму налога по итогам налогового периода 2020 года и уплатить налог при УСН.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Бессонов Р.В. направил в Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ год, в которой указал сумму авансового платежа по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. В связи с заявленной суммой к уменьшению в размере <данные изъяты> руб. размер налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.).
В связи с наличием указанной задолженности налоговым органом, в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, Бессонову Р.В. направлено требование№ДД.ММ.ГГГГ года, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом надлежащим образом исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогу при УСН.
На день разрешения судом административного спора сумма недоимки по налогу при УСН составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и административным ответчиком Бессоновым Р.В. не уплачена, что дает суду правовые основания для ее взыскания.
Разрешая требование административного иска о взыскании сумм пеней, начисленных на недоимку по указанному налогу, суд исходит из следующего.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3).
В соответствии с п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Пунктом 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Согласно абзацу 2 п. 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
По причине неуплаты налогоплательщиком в установленный законом налога при УСН, налоговым органом Бессонову Р.В. исчислены пени на недоимку по налогу при УСН за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В связи с наличием указанной задолженности налоговым органом, в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, Бессонову Р.В., как указано выше, было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом надлежащим образом исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате пени на недоимку по налогу при УСН.
Сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.: ((<данные изъяты>)).
Бессоновым Р.В. произведена частичная уплата ДД.ММ.ГГГГ пени в размере <данные изъяты> руб., остаток задолженности по пене составил <данные изъяты> руб.
Административный ответчик Бессонов Р.В. свою обязанность по уплате пени на недоимку по налогу при УСН не исполнил, что дает суду правовые основания для ее взыскания.
По делу установлено, что по требованию об уплате недоимки по налогу УСН и пени № от ДД.ММ.ГГГГ года был установлен срок погашения недоимки – ДД.ММ.ГГГГ года. С учетом приведенных выше обстоятельств налоговому органу следовало обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени за указанный выше период налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Бийского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ года. Судебный приказ был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление органом контроля за уплатой налогов было подано в установленный законом шестимесячный срок.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № Бийского района Алтайского края был отменен ДД.ММ.ГГГГ года, о чем вынесено определение. После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась с административным иском в Бийский районный суд Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ года, также в установленный законом срок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю порядка взыскания недоимки по налогу при УСН и пени.
Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что с Бессонова Р.В. надлежит взыскать недоимку по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, пени на недоимку по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Бессонова Р.В. надлежит взыскать госпошлину в доход муниципального образования Бийский район Алтайского края в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>)
Руководствуясь ст. ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Бессонова ФИО5 недоимку по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей (КБК № ОКТМО (ОКАТО) № пени на недоимку по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей (КБК №, ОКТМО (ОКАТО), всего <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Бессонова ФИО6 госпошлину в доход муниципального образования Бийский район Алтайского края в размере <данные изъяты> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский районный суд Алтайского края.
Судья Л.А. Агапушкина