Дело №2а-3793/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2018 года г. Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Бабушкина С.А.
при секретаре Петросян А.П.,
с участием помощника прокурора Артеменко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Бийска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бийска Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском к Администрации г. Бийска и с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации г.Бийска, органов муниципального контроля - МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» выраженное в неосуществлении мероприятий по предупреждению нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, относящихся к предметам муниципального жилищного, земельного, лесного контроля и контроля за сохранностью автомобильных дорог, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, предусмотренных ст.8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Обязать органы муниципального контроля - МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» обеспечить разработку, утверждение и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, относящихся к предмету муниципального жилищного, земельного, лесного контроля и муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог на 2018 год.
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Бийска проведена проверка исполнения требований законодательства в ходе которой установлено, что на территории г.Бийска МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» осуществляет жилищный контроль и контроль за сохранностью автомобильных дорог, МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» осуществляет земельный и лесной контроль.
Органами муниципального контроля в нарушение ч.1 ст.8.2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» программы профилактики нарушений на 2017г. и 2018г. не разрабатывались и не утверждались, на электронном ресурсе не опубликовывались, что привело к тому, что профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, ни в 2017г. ни в 2018г. на территории г.Бийска не проводились.
Также, административным ответчиком в нарушение ст.ст.1, 9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» меры по разработке и утверждению программ профилактики нарушений обязательных требований, относящихся к предмету муниципального жилищного, земельного, лесного контроля и контроля за сохранностью автомобильных дорог, в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям, не принимаются, чем допускается незаконное бездействие.
29.06.2018 года прокуратурой главе г.Бийска было вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако фактически ответчиком мер, направленных на устранение нарушений закона приняты не были, программы профилактики нарушений не приняты и не размещены в сети «Интернет».
В судебном заседании помощник прокурора Артеменко Т.А. поддержала требование в части признания незаконным бездействия ответчиков, в части возложения обязанности требования не поддерживает. Дополнительно пояснила, что, несмотря на разработку, утверждение и размещение в сети «Интернет» программ муниципального контроля административными ответчиками допущено бездействие, поскольку своевременно не выполнено представление прокуратуры. Полагает, что нарушаются права неопределенного круга лиц на своевременное получение информации по программам муниципального контроля.
Представитель административных ответчиков Администрации города Бийска, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, указав, что со стороны Администрации города Бийска отсутствует бездействие, поскольку программы муниципального контроля были после представления прокуратуры направлены в прокуратуру г.Бийска для утверждения и после дачи прокуратурой заключения программы были размещены в сети интернет. Административными ответчиками не нарушены права неопределенного круга лиц, так как законодательно срок разработки программ муниципального контроля не установлен и в настоящее время программы размещены в сети «Интернет».
В судебное заседание представитель ответчика МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явился.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 КАС РФ определит провести судебное заседание при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Административным истцом - прокурором г.Бийска оспаривается бездействие административного ответчика, о котором ему стало известно, как следует из иска по результатам проверки, которая согласно акту проверки была проведена помощником прокурора 11.09.2018 года. С административным иском прокурор обратился в Бийский городской суд 12.09.2018 года, т.е. не пропущен установленный 3-х месячный срок обращения в суд.
Рассматривая требования прокурора по существу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.17.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ч.2 ст.6 Федерального закона №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.
Из материалов дела установлено, что постановлением администрации г.Бийска от 13.01.2016 года №29 утверждено Положение о муниципальном лесном контроле на территории МО город Бийск, согласно которому муниципальный лесной контроль осуществляет МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска». Постановлением администрации г.Бийска от 25.05.2017 года №844 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории МО город Бийск, согласно которому муниципальный земельный контроль осуществляет МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска». Постановлением администрации г.Бийска от 28.10.2016 года №2278 утвержден Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля в городе Бийске, согласно которому муниципальный жилищный контроль осуществляет МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска». Постановлением администрации г.Бийска от 15.07.2013 года №2136 утвержден Административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в городе Бийске, согласно которому муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог осуществляет МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска».
Таким образом установлено, что на территории г.Бийска МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» осуществляет жилищный контроль и контроль за сохранностью автомобильных дорог, МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» осуществляет земельный и лесной контроль.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 Федерального закона №294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Рассматривая требование прокурора о признании незаконном бездействия административных ответчиков, суд приходит к следующему.
Под бездействием в рассматриваемом случае администрации города и органа муниципального контроля следует понимать неисполнение (несовершение) администрацией города и органами муниципального контроля обязанности (действий), возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия.
Как установлено из материалов дела администрацией г.Бийска вынесены постановления об утверждении Положений (регламентов) по муниципальному земельному, жилищному, лесному контролю и контролю за сохранностью автомобильных дорог. Указанными положениями обязанность по разработке, утверждению и размещению программ муниципального контроля возложена на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» и МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией г.Бийска выполнены возложенные на нее обязанности Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и требование прокурора в части признания незаконным бездействия администрации г.Бийска в неосуществлении мероприятий по предупреждению нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований удовлетворению не подлежат.
В исковом заявлении прокурор указывает, что незаконное бездействие органов муниципального контроля выражено в не разработке и утверждении программ профилактики нарушений обязательных требований, относящихся к предмету муниципального жилищного, земельного, лесного контроля и контроля за сохранностью автомобильных дорог, в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований и снижения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям.
Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как и иными нормативно-правовыми актами срок разработки, утверждения и размещения программ муниципального контроля не установлен в связи с чем, доводы помощника прокурора о выполнении указанных действий в общий 30-дневный срок являются несостоятельными. Также несостоятельны доводы помощника прокурора о допущенном бездействии ответчиков из-за неисполнения представления прокурора в установленный им срок, поскольку рассмотрение представления прокурора и принятие (не принятие) по нему каких-либо мер не свидетельствует о неисполнении возложенных на ответчиков обязанностей Федеральным законом №294-ФЗ.
Прокурором г.Бийска 19 сентября 2018 года были утверждены заключения на проекты постановлений администрации г.Бийска «Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований на 2018 год в сфере муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в г.Бийске».
Приказом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» от 20.09.2018 года №65 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2018 год в сфере муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в г.Бийске. 20 сентября 2018 года указанная Программа размещена на официальном сайте МО город Бийск в сети «Интернет», что подтверждается скриншотом. Приказом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» от 20.09.2018 года №66 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2018 год в сфере муниципального жилищного контроля. 20 сентября 2018 года указанная Программа размещена на официальном сайте МО город Бийск в сети «Интернет», что подтверждается скриншотом.
15 августа 2018 года приказом №299 МКУ «Управления муниципальным имуществом администрации г.Бийска» утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований лесного и земельного законодательства, которые размещены 16 августа 2018 года на официальном сайте МО город Бийск в сети «Интернет», что подтверждается скриншотом.
Таким образом, установлено, что 16 августа 2018 года после утверждения Программ профилактики нарушений обязательных требований лесного и земельного законодательства они были размещены на официальном сайте МО город Бийск. 20 сентября 2018 года после утверждения были размещены на официальной сайте МО город Бийск Программы профилактики в сфере муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в г.Бийске и в сфере муниципального жилищного контроля, соответственно административными ответчиками в полном объеме выполнены возложенные на них требования ст.8.2 Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В силу ч.1 ст.9 указанного Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
Принимая во внимание, что Федеральным законом №294-ФЗ не установлены сроки разработки, утверждения и размещения в сети «Интернет» Программ профилактики, а административными ответчиками в 2018 году разработаны, утверждены и размещены на официальной сайте в сети «Интернет» Программы профилактики нарушений обязательных требований, то суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия у административных ответчиков выраженного в неосуществлении мероприятий по предупреждению нарушений обязательных требований, относящихся к предметам муниципального жилищного, земельного, лесного контроля и контроля за сохранностью автомобильных дорог.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст. ст. 218, 226 КАС РФ предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и свобод обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Исходя из положений ст.ст.226, 227 КАС РФ, а также разъяснений п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для удовлетворения требований административного истца необходимо одновременно соблюдение двух условий - нарушение его прав и свобод, а также не соответствие решения, действий (бездействия) должностного лица закону или иному нормативному правовому акту, а отсутствие хотя бы одного из условий влечет отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании, административными ответчиками не допущено нарушения прав неопределенного круга лиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), поскольку Программы профилактики разработаны, утверждены и размещены в соответствии с требованиями Федерального закона №294-ФЗ, обратного административным истцом не доказано и доказательств не представлено.
При отказе в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия, не подлежит и производное от него требование о возложении обязанности на ответчиков по восстановлению нарушенного права, путем разработки, утверждения и размещения Программ профилактики, кроме того помощник прокурора в судебном заседании требование о возложении обязанности не поддерживал в связи с чем, суд приходит к выводу от отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурору города Бийска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края
Судья С.А. Бабушкин