НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бийского городского суда (Алтайский край) от 18.01.2016 № 2А-355/2016

Дело № 2а-355/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Т.Ю. Балаба,

при секретаре: В.М. Свистула,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Бийска к Администрации города Бийска о признании муниципального нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Бийска обратился в суд с указанным административным иском, просил признать противоречащим закону и недействующим Порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, утвержденный постановлением Администрации г. Бийска 19.06.2015 года № 1163.

В обоснование административных исковых требований прокурор г. Бийска указал на то, что постановлением Администрации г. Бийска от 19.06.2015 года № 1163 утвержден Порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц (далее - Порядок).

Данный правовой акт Администрации г. Бийска административный истец считает противоречащим действующему федеральному законодательству, подлежащим признанию недействующим по следующим основаниям:

Согласно Порядку, для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, где объектом налогообложения являются жилые и нежилые помещения, не используемые в коммерческой деятельности, назначается и выплачивается социальное пособие. При этом Порядком установлены категории лиц, имеющих право на получение данного социального пособия, порядок и срок его назначения и выплаты.

Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Конституционный Суд РФ в постановлениях от 21.03.1997 года № 5-П, 28.03.2000 года № 5-П, 19.06.2002 года № 11-П и 27.05.2003 года № 9-П указывает, что освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

В силу абзаца 3 п. 3 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

В соответствии с ч. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Следовательно, налоговые льготы начисляются и выплачиваются налоговым органом.

Как указывает административный истец, издание муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок и сроки предоставления малоимущим гражданам преимуществ в виде компенсации расходов по уплате налога на имущество физических лиц, относится к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований.

Административный истец полагает, что, утвердив Порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, Администрация г. Бийска вышла за рамки своих полномочий.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ануфриева О.А. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г. Бийска Балалаева И.В., представитель заинтересованного лица МКУ «Финансовое управление Администрации города Бийска» Кулакова Л.В. в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, в обоснование своих возражений ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в соответствии с компетенцией Администрации г. Бийска, кроме того, возможность установления органами местного самоуправления выплат социального характера предусмотрена законодательством. Действующим законодательством и Уставом муниципального образования город Бийск установление мер социальной поддержки граждан к исключительной компетенции представительного органа не отнесено. Представитель административного ответчика Администрации г. Бийска Балалаева И.В. указала также на то, что выплата социального пособия не является налоговой льготой и не регулируется нормами Налогового кодекса РФ, правоотношения по выплате указанного пособия не относятся к налоговым правоотношениям. В данном случае Администрацией г. Бийска определен порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, относящихся к категориям детей-сирот, одиноких матерей (отцов), многодетных родителей и другим категориям. Представитель административного ответчика полагал, что социальное пособие, выплата и назначение которого регулируется оспариваемым постановлением, является не налоговой льготой, а дополнительной мерой социальной поддержки граждан в виде адресной выплаты.

Кроме того, представитель административного ответчика указал на то, что оспариваемое постановление Администрации г. Бийска от 19.06.2015 года № 1163 «О социальном пособии для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц» было принято после получения сообщения прокуратуры города о согласии с предложенной редакцией проекта. В письме от 15.06.2015 года № 02/1-02-2015/1721 прокурор города указал на то, что по результатам проверки проекта несоответствий Конституции РФ, федеральному (региональному) законодательству, Уставу г. Бийска, коррупциогенных факторов не выявлено.

Выслушав пояснения участвующего в деле прокурора Ануфриевой О.А., представителя административного ответчика Администрации г. Бийска Балалаевой И.В., представителя заинтересованного лица МКУ «Финансовое управление Администрации города Бийска» Кулаковой Л.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Часть 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Установлено, что 19.06.2015 года Администрацией г. Бийска Алтайского края принято постановление № 1163 «О социальном пособии для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц» (далее - постановление), которым утвержден Порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц (далее – Порядок).

Данный правовой акт Администрации г. Бийска административный истец считает противоречащим действующему федеральному законодательству, подлежащим признанию недействующим, указывая на то, что для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, где объектом налогообложения являются жилые и нежилые помещения, не используемые в коммерческой деятельности, в соответствии с Порядком назначается и выплачивается социальное пособие. При этом Порядком установлены категории лиц, имеющих право на получение данного социального пособия, порядок и срок его назначения и выплаты.

Как указывает административный истец, издание муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок и сроки предоставления малоимущим гражданам преимуществ в виде компенсации расходов по уплате налога на имущество физических лиц, относится к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований.

Административный истец полагает, что, утвердив Порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, Администрация г. Бийска вышла за рамки своих полномочий.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что постановление принято в соответствии с компетенцией Администрации г. Бийска.

Так, согласно пункту 1.2 Порядка, право на получение социального пособия имеют малоимущие граждане, относящиеся к следующим категориям:

- 1.2.1 дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие возраста 18 лет, а при обучении в образовательных организациях по
очной форме обучения - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения
ими возраста 23 лет;

- 1.2.2 одинокие матери (отцы), получающие ежемесячные пособия на детей,
не достигших 16-летнего возраста (на учащихся общеобразовательных организаций - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения возраста 18 лет);

- одинокие матери (отцы), получающие пенсии по случаю потери кормильца на детей, не достигших 18-летнего возраста;

- многодетные родители, имеющие трех и более детей до 18-летнего возраста;

- несовершеннолетние дети лиц, указанных в подпунктах 1.2.2 - 1.2.4 пункта 1.2;

- 1.2.6 неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и получающие в связи с этим компенсационные выплаты. Пособие выплачивается за счет средств бюджета города (п. 3.2 Порядка).

При этом возможность установления органами местного самоуправления выплат социального характера предусмотрена законодательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии со ст. 45 Устава муниципального образования Администрация города оказывает в пределах своих полномочий помощь в охране материнства, улучшении жизни многодетных семей, семей, потерявших кормильца, семей с детьми-инвалидами, развивает систему медико-социальных, психолого-педагогических и правовых услуг, оказываемых нуждающимся семьям с детьми.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Администрации г. Бийска от 29.12.2012 года № 3653 утверждена муниципальная программа «Дополнительные меры социальной поддержки населения и оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан в городе Бийске» на 2013-2015 годы.

В Перечне мероприятий муниципальной программы (приложение № 2) предусмотрено мероприятие - 2.4.1 «Выплата социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество», с указанием исполнителя - МКУ «Управление по работе с населением Администрации г. Бийска», источник финансирования - бюджет города.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ и решением Думы г. Бийска от 18.12.2014 года № 484 «О бюджете города на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», средства на финансирование мероприятий муниципальной программы предусмотрены в бюджете города.

Постановлением Администрации города Бийска от 30.01.2013 года № 207 утвержден Перечень муниципальных услуг города Бийска, пунктом 42 которого предусмотрено оказание муниципальной услуги по компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц.

Соответственно, установление социального пособия для отдельных категорий граждан оспариваемым постановлением от 19.06.2015 года № 1163 произведено в соответствии с компетенцией Администрации г. Бийска.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что выплата социального пособия по компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц не является налоговой льготой, исходя из следующего:

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Частями 1, 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Статьей 9 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы.

В рассматриваемом случае административным ответчиком определен порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, относящихся к категориям детей-сирот, одиноких матерей (отцов), многодетных родителей и другим категориям.

Из содержания Порядка следует, что назначение и выплата пособия производится за счет бюджета города органом, назначающим и выплачивающим пособие (МКУ
«Управление по работе с населением Администрации города Бийска»), для назначения пособия необходимо подать заявление и указанные в порядке документы, при назначении пособия заявитель обязан представить копию квитанции об уплате налога на имущество физических лиц по расчетам за предыдущий период. В результате выплаты пособия компенсируются расходы заявителя по уплате налога на имущество за истекший налоговый период, уплата которых подтверждена документально, выплата пособия производится на лицевой счет заявителя.

Суд находит, что установленное оспариваемым постановлением социальное пособие не отвечает признакам налоговой льготы, поскольку не освобождает от уплаты налога на имущество и не влияет на его размер, кроме того, нормы о социальном пособии не применяются в момент исчисления и уплаты налога на имущество, налоговые органы в отношениях по назначению и выплате пособия не участвуют.

При указанных обстоятельствах основания для применения норм ст. 56 Налогового кодекса РФ отсутствуют.

Социальное пособие, выплата и назначение которого регулируется оспариваемым постановлением, является не налоговой льготой, а дополнительной мерой социальной поддержки граждан в виде адресной выплаты.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Муниципальный вестник».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований прокурора города Бийска о признании противоречащим закону и недействующим Порядка назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, утвержденного постановлением Администрации города Бийска от 19.06.2015 года № 1163 «О социальном пособии для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц», отказать.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Муниципальный вестник».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, протест прокурора в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Председательствующий Т.Ю. Балаба