НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бийского городского суда (Алтайский край) от 09.12.2015 № 2-5632/2015

Дело № 2-5632/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2015 года Бийский городской суд Алтайского края в составе судьи Веселовой Е.Н.,

при секретаре Тайдаковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Бийска в интересах Нелюбиной ФИО10 к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску о признании незаконными действий по прекращению предоставления мер социальной поддержки и возложении обязанности по возобновлению выплат,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Бийска, действуя в интересах Нелюбиной В.Г. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску о признании незаконными действий по прекращению предоставления мер социальной поддержки и возложении обязанности по возобновлению выплат.

В обоснование исковых требований прокурор г. Бийска указал, что Нелюбина В.Г. является ветераном труда, которой на основании решения Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану труда. ДД.ММ.ГГГГ по решению Управления социальной защиты населения по г. Бийску социальная выплата прекращена, поскольку и Нелюбиной В.Г. отсутствовала регистрация в г. Бийске. Выплата произведена по ДД.ММ.ГГГГ.

В тоже время, согласно п. 8 Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», утвержденного Постановлением Алтайского края от 01.08.2006 года № 327, ежемесячная денежная выплата ветеранам устанавливается органами социальной защиты населения по месту их жительства. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства либо временного пребывания на территории Алтайского края, могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты соответственно по месту временного пребывания либо фактического проживания.

Следовательно, Управлением социальной защиты населения по г. Бийску отказано в предоставлении компенсации Нелюбиной В.Г. по основаниям, не предусмотренным законом. В связи с чем, Прокурор г. Бийска, действуя в интересах Нелюбиной В.Г. просит признать действия Управления социальной защиты населения по г. Бийску по прекращению предоставления Нелюбиной В.Г. мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ответчика возобновить Нелюбиной В.Г. предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» с 31.05.2012 года.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г. Бийска Тивикова Н.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, указав на обстоятельства, изложенные в тексте искового заявления, пояснив, что срок исковой давности истцом для обращения в суд не пропущен.

Материальный истец Нелюбина В.Г в судебное заседание не явилась, о месте и времени была извещена надлежащим образом.

Представитель материального истца Нелюбина Т.М., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании полагал требования подлежащими удовлетворению, указав, что Нелюбина В.Г. была выселена из жилого помещения по адресу: <адрес> на основании решения суда и до настоящего времени места регистрации не имеет, поскольку не в состоянии приобрести жилое помещение. В настоящее время она проживает по адресу: <адрес>, на условиях оплаты коммунальных услуг за жилье. Данную квартиру ей предоставили для проживания знакомые, но зарегистрировать ее в квартире они отказываются. В тоже время по указанному адресу она на протяжении длительного времени получает пенсию и другую корреспонденцию, что свидетельствует о постоянном проживании Нелюбиной В.Г. в данной квартире. Также указала, что она неоднократно обращалась в Управление социальной защиты населения по г. Бийску, однако возобновить выплаты как ветерану труда, Нелюбиной В.Г. ей отказывалось, по причине отсутствия регистрации.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Бийску Кустова А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истцом пропущен трехмесячный срок давности для обращения в суд в порядке обжалования действий органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотренном ст. 219 КАС РФ. Также истцом пропущен трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ. Кроме того, у Нелюбиной В.Г. до настоящего времени отсутствует регистрация по месту жительства, что является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В случае регистрации Нелюбиной В.Г. по месту жительства, выплата мер социальной поддержки ей будет возобновлена.

Представитель третьего лица Главалтайсоцзащита в судебное заседание не явился, о месте и времени был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв в отношении заявленных требований, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным представителем ответчика.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся истца и представителя третьего лица.

Выслушав, лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.

Судом установлено, что Нелюбина В.Г. имеет звание «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Управления социальной защиты населения по г. Бийску от ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ежемесячная денежная выплата на основании Закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».

Согласно представленной справке Управления социальной защиты населения по г. Бийску, указанная выплата прекращена по причине отсутствия регистрации Нелюбиной В.Г. в г. Бийске. ЕДВ выплачена по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из преамбулы Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон N 61-ЗС) следует, что настоящий Закон определяет меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Алтайском крае в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и уважение в обществе.

Пункт 4 ст. 1 указанного закона предусматривает, что настоящий Закон распространяется на постоянно проживающих на территории Алтайского края иностранных граждан и лиц без гражданства из числа тружеников тыла.

Постановлением Алтайского края от 01 августа 2006 года N 327 утверждено Положение "О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов". Данное Положение в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" определяет порядок предоставления мер социальной поддержки труженикам тыла, ветеранам труда Российской Федерации и Алтайского края, ветеранам военной службы, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Пунктом 8 Положения установлено, что ежемесячная денежная выплата ветеранам устанавливается органами социальной защиты населения по месту их жительства. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства либо временного пребывания на территории Алтайского края, могут подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты соответственно по месту временного пребывания либо фактического проживания.

Статья 1 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (далее - Закон N 156-ЗС) определяет форму, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установленных, помимо прочего Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 156-ЗС компенсация предоставляется категориям граждан, определенным федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона, проживающим на территории Алтайского края и зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства.

Компенсация может предоставляться по месту пребывания или по месту фактического проживания на территории Алтайского края на период пребывания или период фактического проживания при условии неполучения гражданами мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства.

Таким образом, из названных норм можно сделать вывод о том, что право на получение компенсаций ветеранам труда не зависит от наличия или отсутствия регистрации, от вида такой регистрации (проживание или пребывание). Поэтому отказ в предоставлении компенсации по основаниям, не предусмотренных законом, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, фактически означает уменьшение объема мер социальной поддержки, что не допустимо.

Как установлено в судебном заседании, Нелюбина В.Г. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, с момента выселения ее из жилого помещения по адресу: <адрес>. Иного жилья для проживания она не имеет.

Факт проживания Нелюбиной В.Г. подтвержден в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО6, которая показала, что квартира по <адрес> принадлежит ее сыну ФИО7, который является инвалидом и в настоящее время проживает с ней по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года в квартире сына проживает Нелюбина В.Г., которая является знакомой ее матери. Проживает она условиях оплаты коммунальных платежей за квартиру, договора аренды жилого помещения с ней не заключалось. Зарегистрировать Нелюбину В.Г. в квартире они не имеют возможности.

Кроме того, согласно представленных квитанций на доставку пенсий, Нелюбина В.Г. получает пенсию именно по указанному адресу, что также свидетельствует о ее постоянно проживании по указанному адресу.

Также факт проживания Нелюбиной В.Г. в квартире по <адрес> подтверждается направлением в ее адрес почтовой корреспонденции, в том числе и со стороны ответчика.

Факт отсутствия регистрации Нелюбиной В.Г. по месту жительства не может служить основанием для отказа в предоставлении ей мер социальной поддержки, поскольку выезд с места регистрации носил вынужденный характер – выселение на основании решения суда.

Кроме того, не исполнение обязанности по регистрацию по месту жительства является основанием для привлечения истца к административной ответственности, и не препятствует обращению в суд за защитой нарушенного права на получение мер социальной поддержки.

С учетом изложенного решение Управления социальной защиты населения по г. Бийску о прекращении выплат ЕДВ «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы представителя ответчика о том, что поскольку речь идет об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, подлежит применению трехмесячный срок для обжалования решения в порядке ст. 219 КАС РФ, являются несостоятельным.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствие со ст. 8 ГК РФ, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являются основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Соответственно к указанным правоотношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса РФ о сроках исковой давности.

Из содержания заявленных требований усматривается, что предметом иска является защита гражданином права на получение социальной выплаты. Срок исковой давности по требованию данного характера в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

На основании ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности установлен в три года.

В соответствие со ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Так, согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

В данном случае, о прекращении произведения выплат ЕДВ «Ветеран труда» Нелюбиной В.Г. стало известно с момента прекращения указанных выплат, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Основания отказа в произведении выплат ей также неоднократно указывались Управлением Социальной защиты населения г. Бийска в своих ответах на обращения Нелюбиной В.Г. В связи с чем, она не была лишена возможности обратиться в суд с момента получения письменного отказа в возобновлении мер социальной поддержки, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ года, с момента поступления письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ-ог, представленного в материалы дела.

В тоже время, обращения от истца в лице прокурора г. Бийска с исковым заявлением в суд имело место только ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, с учетом применения трехлетнего срока исковой давности, возобновление выплат мер социальной поддержки, установленных Законом Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» подлежит Нелюбиной В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части требования прокурора г. Бийска в интересах Нелюбиной В.Г. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора г. Бийска в интересах Нелюбиной ФИО11 удовлетворить частично.

Признать действия Управления социальной защиты населения по городу Бийску по прекращению предоставления Нелюбиной ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ мер социальной поддержки, установленных Законом Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» незаконными.

Обязать Управление социальной защиты населения по городу Бийску возобновить Нелюбиной ФИО13 выплату социальной поддержки, установленных Законом Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору города Бийска, действующему в интересах Нелюбиной ФИО14, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.

Судья: Е.Г. Веселова