НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бийского городского суда (Алтайский край) от 08.12.2011 № 12-64

                                                                                    Бийский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бийский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-64/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года г.Бийск

Судья Бийского городского суда Алтайского края Шатаева И.Н., при секретаре Ковальчук С.Е., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1, ее защитника - Данченко С.И., старшего государственного налогового инспектора ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление и.о.начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера КГБУЗ «Консультативно-диагностичский центр, г.Бийск»:

Дейнеко ФИО11,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г.Бийск» ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде штрафа в сумме 4 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания признать незаконным и отменить, ссылаясь на то, что в ее действиях, как должностного лица, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, поскольку в кассу учреждения ДД.ММ.ГГГГ поступили денежные средства от работника ФИО2 в сумме № рублей, как возврат отпускных, в связи с переносом очередного отпуска. ДД.ММ.ГГГГ поступили денежные средства от ФИО3 в суме № рублей, как возврат подотчетных сумм. Как указано в отчетах кассира за 06 и ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме № рублей были зарезервированы на выплату заработной платы. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме № рублей были выплачены работнику ФИО4 в качестве заработной платы.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержденного письмом ЦБ РФ от 04.10. 1993 № 18 предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В пунктах 5 и 6 указанного Порядка предусмотрено, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Согласно пункту 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Вместе с тем, по мнению заявителя Дейнеко, указанный Порядок не устанавливает обязанность организаций оплачивать труд работников только за счет средств, полученных в банках.

В соответствии с пунктом 2.6. Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. №14-П, предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка.

В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы, изложенные в жалобе. Защитник - Данченко С.И., пояснил, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «доходы организации» ПБУ 9\99 (утв.Приказом Минфина РФ от 06.05.199г. № 32н), устанавливается понятие «выручка» - это поступления (денежные средства), полученные от деятельности учреждения. ФИО1 вменяется накопление в кассе денежных средств сверх установленного лимита, но в данном случае, поступившие ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не были выручкой, а являлись возвратом денежных средств (за неиспользуемый отпуск, подотчетных денежных средств), хранились 3 дня и были выданы работникам в счет заработной платы, в связи с чем, КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г.Бийск» имело право ими распоряжаться.

Представитель налогового органа ФИО6 просил оставить жалобу без удовлетворения, находя вынесенное постановление законным.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лица, привлеченного к административной ответственности, защитника, представителей налогового органа, суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Из постановления и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 привлечена налоговым органом к административной ответственности за совершение правонарушения, квалифицируемое как нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении ФИО5 сверхлимитная кассовая наличность в сумме № рублей № копейки).

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю проведена проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций при осуществлении наличных денежных расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Консультативно-диагностичский центр, г.Бийск».

Проверкой установлено и подтверждается материалами дела, что в проверяемом периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пункта 1, 5, 6, 7, 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 года № 40 (письмо Центрального Банка России от 04 октября 1993 года № 18), а также п.п. 2.2, 2.5, 2.6 Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 года № 14-П (утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 19.12.1997 г. № 47)), КГБУЗ превысило лимит остатка кассы ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3451 рубль 17 копеек и ДД.ММ.ГГГГ на сумму № рублей № копеек. Общая сумма превышения лимита остатка кассы составила № рублей № копейки.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность как должностных, так и юридических лиц.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к Дейнеко ФИО12 переведена на должность главного бухгалтера учреждения КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета.

Согласно пункта 26 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 года № 40 (письмо Центрального Банка России от 04 октября 1993 года № 18), контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Объектом правонарушения является установленный порядок общественных отношений в области финансов, налогов и сборов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении банка сверхлимитная кассовая наличность в сумме 7110 рублей 34 копейки).

Субъектом данного правонарушения являются, в том числе, должностные лица, к которым относится главный бухгалтер КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр» Дейнеко ФИО13.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 34 Федерального Закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается, в том числе определение порядка ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее Порядок) утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 года № 40 (письмо Центрального Банка России от 04 октября 1993 года № 18).

В пункте 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Учреждения могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями учреждений. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (пункт 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка учреждения обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

В пункте 7 Порядка установлено, что учреждения не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Согласно пункта 9 Порядка предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05 января 1998 года № 14-П (далее Положение) утверждено решением Совета директоров Банка России (протокол от 19 декабря 1997 года № 47).

Согласно пункта 2.2 Положения наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих, предприятий.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающих их учреждением банка по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим наличные денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме 0408020 «Расчет на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (приложение 1 к Положению).

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства РФ с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

Орган федерального казначейства, в соответствии с возложенными на него функциями, устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, форму 0408020 «Расчет на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Указанный расчет составляется органом федерального казначейства методом консолидации предварительно утвержденных им аналогичных расчетов, представленных получателями средств федерального бюджета, открывшими у него лицевые счета.

Исходя из вышеизложенного, форма 0408020 «Расчет на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу», представленная получателями средств федерального бюджета, должна утверждаться органом федерального казначейства без права расходования выручки, минуя счет органа федерального казначейства.

Сумма выручки, поступившая в кассу учреждения, в полном объеме сдается на счет органа федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России или в кредитной организации для зачисления на лицевой счет соответствующего получателя средств федерального бюджета.

В силу пункта 2.6 Положения предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплат пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Таким образом, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов является нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Факты нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении банка сверхлимитная кассовая наличность в сумме 7110 рублей 34 копейки), подтверждается:

-письмом отделения по г. Бийску Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск», согласно которому: срок сдачи выручки в банк - на следующий день после получения наличных денежных
средств в кассу предприятия и оформления приходных ордеров; сумма лимита остатка кассы денежных средств на 2011 год установлена в сумме 10,7 тыс.
рублей; цели расходования выручки - не установлены (л.д.18);

-копией приходного кассового ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 12);

-копией приходного кассового ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 14);

актом проверки полноты учета выручки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.2);

приложением № к акту проверки полноты учета выручки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.3-5);

приложением № к акту проверки полноты учета выручки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6).;

копией кассовой книги за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

регистрами бухгалтерского учета за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.л.65-77);

-копией расчета по форме 0408020 «Расчет на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» на 2011 год, составленного между ГУЗ «Консультативно-диагностический центр» и отделением по г.Бийску Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (л.д.19-20), согласно которому для учреждения КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» был установлен лимит остатка кассы в размере № рублей 00 копеек;

Согласно данных кассовой книги (л.д.22-28) и регистров бухгалтерского учета КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выручка в кассу учреждения не поступала.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно данных кассовой книги и регистров бухгалтерского учета учреждения КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» из учреждения банка наличные деньги для выдачи на заработную плату, выплат пособий по социальному страхованию и стипендий не поступали.

Согласно данных кассовой книги учреждения КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» за ДД.ММ.ГГГГ установлено, что остаток кассы на конец дня составил сумму в размере № рублей № копеек.

Согласно данных кассовой книги учреждения КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» за ДД.ММ.ГГГГ установлено, что остаток кассы на конец дня составил сумму в размере № рублей № копеек.

Таким образом, должностное лицо - главный бухгалтер КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» - Дейнеко №, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, квалифицируемое как нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении банка сверхлимитная кассовая наличность в сумме 7110 рублей 34 копейки).

Факты нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении банка сверхлимитная кассовая наличность в сумме 7110 рублей 34 копейки), свидетельствует о том, что главный бухгалтер учреждения КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» ФИО1 не приняла исчерпывающие меры для обеспечения соблюдения требований пунктов 1, 6, 7 и 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и требования пунктов 2.2, 2.5 и 2.6 Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Доказательств, свидетельствующих о том, что главным бухгалтером ФИО1, как должностным лицом, приняты исчерпывающие меры для обеспечения соблюдения требований действующего законодательства в области финансов, в ходе административного расследования представлено не было. В судебном заседании таких обстоятельств также установлено не было.

Доводы защитника Данченко С.И., признаются судом несостоятельными и основанными на неверном толковании закона Так, вопреки доводам защиты об отсутствии в кассе учреждения «выручки», в связи с чем, распоряжение указанными денежными средствами было правомерным, ФИО1, как должностному лицу инкриминируется нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения всех свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении банка сверхлимитная кассовая наличность в сумме 7110 рублей 34 копейки) и не обусловлено понятием «выручка».

Согласно пункта 2.2 Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05 января 1998 года № 14-П (далее Положение) утверждено решением Совета директоров Банка России (протокол от 19 декабря 1997 года № 47) наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих, предприятий. В соответствии с пунктом 2.5 Положения в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающих их учреждением банка по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодновсем предприятиям, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим наличные денежные расчеты, для КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» на 2011 год, такой лимит был установлен в сумме 10700 рублей. В данном случае, суммы, превышающие лимит остатка наличных денег в кассе диагностического центра на 6 и ДД.ММ.ГГГГ, не зависимо от источника их происхождения, подлежали сдаче в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю для последующего зачисления на счет диагностического центра, и не имело правовых оснований ими распоряжаться, в том числе для целей выплаты заработной платы.

Назначенное ФИО1, как должностному лицу наказание, соответствует минимальному размеру санкции ст.15.1 КоАП РФ, данным о личности виновного и характере совершенного им правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд находит принятое постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, а жалобу (названной заявлением) ФИО1 об отмене указанного постановления, не подлежащей удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о.начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера КГБУЗ «Консультативно-диагностический центр, г. Бийск» - Дейнеко ФИО14 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение десяти суток со дня вручения и получения копии настоящего решения.

Судья И.Н. Шатаева