Дело № 2а-1232/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 мая 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Пивоваровой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю к Бураковой ЛЕ о взыскании пени на недоимку по единому налогу по упрощенной системе налогообложения,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Бураковой Л.Е. о взыскании пени на недоимку по единому налогу по упрощенной системе налогообложения.
В обоснование требований административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация Бураковой Л.Е. в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям о видах экономической деятельности административный ответчик является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
18 марта 2018 года Буракова Л.Е. представила в налоговый орган декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год, где указан налог, подлежащий уплате в бюджет, в размере 66000 руб. Поскольку на 02 мая 2017 года на лицевом счете налогоплательщика имелась переплата в размере 7584 руб., сумма единого налога при УСН составила 58416 руб., которая в установленные сроки не оплачена.
Поскольку административным ответчиком налог при УСН не был уплачен своевременно, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 18 сентября 2017 года по 09 июля 2018 года в общей сумме 4434 руб. 88 коп.
Административному ответчику было направлено требование № 15581 от 10 июля 2018 года о необходимости уплатить пени на недоимку по налогу, которое не исполнено.
Просит взыскать с Бураковой Л.Е. пени на недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 18 сентября 2017 год по 09 июля 2018 года в сумме 4434 руб. 88 коп.
Административный истец- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Административный ответчик Буракова Л.Е. в судебное заседание не вилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменных возражениях административный ответчик Буракова Л.Е. просит в удовлетворении требований административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю отказать, указывая, что определением арбитражного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года принято заявление о признании ее, как индивидуального предпринимателя, банкротом. Решением арбитражного суда Алтайского края от 19 февраля 2019 года завершена процедура реализации имущества, она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов. В своем заявлении административный истец требует взыскать пени на недоимку по налогу при УСН за 2017 год в сумме 4434 руб. 88 коп., однако, данная сумма задолженности является суммой пени по авансовым платежам за первое полугодие 2017 года. При применении УСН налоговый период по данному виду налога состоит из нескольких отчетных периодов, по которым уплачиваются авансовые платежи. В данном случае- сумма авансового платежа по сроку оплаты до 25 июля 2017 года. В связи с чем истребуемая налоговым органом сумма пени не является текущим платежом и, в соответствии с Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не может быть взыскана в судебном порядке.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Объектом налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пунктами 1 и 5 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
В силу ст. 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Буракова Л.Е. в период с 27 января 2009 года по 12 марта 2018 года была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла деятельность по торговле розничной в неспециализированных магазинах. 12 марта 2018 года Буракова Л.Е. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, статус индивидуального предпринимателя утратила в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом).
На основании п.п. 1 и 2 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
Пунктами 1, 2, 3, 5, 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Из материалов административного дела следует, что 18 марта 2018 года Буракова Л.Е. представила в Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год, в которой указала налог, подлежащий уплате в бюджет, в сумме 66000 руб.
С учетом приведенных норм действующего налогового законодательства на Бураковой Л.Е. лежала обязанность самостоятельно определить сумму налога по итогам налогового периода 2017 года и уплатить налог при УСН в срок, не позднее 27 марта 2018 года.
Поскольку налог при УСН за 2017 год уплачен не был, Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском о взыскании с Бураковой Л.Е. недоимки по единому налогу по упрощенной системе налогообложения. Решением Бийского городского суда Алтайского края от 21 апреля 2020 года по административному делу № 2а-1210/2020 с Бураковой Л.Е. взыскана недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год в размере 58416 руб.
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю ссылается на наличие правовых оснований для взыскания с Бураковой Л.Е. пеней, начисленных на недоимку по указанному налогу.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3).
В соответствии с п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Пунктом 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Согласно абзацу 2 п. 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).
Требование об уплате налога, согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
По причине неуплаты налогоплательщиком в установленный законом налога при УСН, Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю Бураковой Л.Е. исчислены пени на недоимку по налогу при УСН за 2017 год в сумме 5256 руб. 47 коп.
В связи с наличием указанной задолженности Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю, в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, Бураковой Л.Е. направлено требование № 15581 от 10 июля 2018 года, сроком исполнения до 30 июля 2018 года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом надлежащим образом исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате пени на недоимку по налогу при УСН.
На день разрешения судом административного спора Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю уточнила требования административного иска в части размера пени и периода, за который она подлежит взысканию: 4434 руб. 88 коп. с 18 сентября 2017 года по 09 июля 2018 года. Сумма пени административным ответчиком не уплачена.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю в суд.
Административный ответчик Буракова Л.Е. свою обязанность по уплате пени на недоимку по налогу при УСН не исполнила, что дает суду правовые основания для ее взыскания. Вместе с тем, пени подлежит взысканию за период с 28 марта 2018 года по 09 июля 2018 года, правовые основания для взыскания пени за период с 18 сентября 2017 года по 27 марта 2018 года отсутствуют.
Разрешая административный спор, суд учитывает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с правилами ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Таким образом, роль суда в процессе доказывания является определяющей, поскольку именно суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежащие установлению в процессе доказывания, предлагает лицам, участвующим в деле представить доказательства, в определенных случаях истребует доказательства, в том числе по собственной инициативе (ч. 5 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, обосновывая требования о взыскании пени в размере 4434 руб. 88 коп. на недоимку по налогу при УСН за 2017 год, административный истец приводит расчет за период с 18 сентября 2017 года по 09 июля 2018 года, ссылаясь на требование № 15581 по состоянию на 10 июля 2018 года.
Из содержания приведенного требования следует, что пени начислены, в том числе, на сумму неоплаченного авансового платежа в размере 66000 руб. по сроку уплаты 25 июля 2017 года.
Однако, из материалов административного дела усматривается и следует из содержания административного искового заявления, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просит взыскать пени на недоимку по налогу при УСН за 2017 год, не ссылаясь на обстоятельства неуплаты авансовых платежей и сроки уплаты авансовых платежей, требования обоснованы только неуплатой налога. Решением Бийского городского суда Алтайского края от 21 апреля 2020 года с Бураковой Л.Е. взыскана недоимка по налогу при УСН за 2017 год по сроку уплаты 27 марта 2018 года.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Бураковой Л.Е. пени за несвоевременную уплату налога по УСН за 2017 год за период с 18 сентября 2017 года по 26 марта 2018 года в сумме 2964 руб. 67 коп.
С учетом приведенных обстоятельств и собранных по делу доказательств с Бураковой Л.Е. надлежит взыскать пени за несвоевременную уплату налога по УСН за 2017 год за период с 28 марта 2018 года по 09 июля 2018 года, сумма которой составляет 1470 руб. 21 коп. (58416 руб. х 0,000242 х 104 дня).
Доводы административного ответчика Бураковой Л.Е. о том, что ее обязанность по уплате пени на недоимки по налогу при УСН за 2017 года является прекращенной в связи с признанием ее банкротом, являются несостоятельными.
Пунктом 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи). По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
В соответствии с абзацем 7 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к налогу при УСН за 2017 год таким днем является дата 27 марта 2018 года.
Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) Бураковой Л.Е. возбуждено арбитражным судом Алтайского края 21 декабря 2017 года, следовательно, пени в сумме 1470 руб. 21 коп. за период с 28 марта 2018 года по 09 июля 2018 года, начисленных на недоимку по налогу при УСН за 2017 год в размере 58416 руб., относится к текущей задолженности по обязательным платежам. При этом суд учитывает, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском о взыскании с Бураковой Л.Е. пени на недоимку по налогу при УСН за 2017 год, налоговым периодом по налогу при УСН является календарный год, а не отчетный период – полугодие, о чем указывает административный ответчик. В связи с чем обязанность по уплате пени на недоимку по налогу при УСН за 2017 год возникла после даты принятия заявления о признании должника банкротом и, соответственно, данная задолженность подлежит взысканию с налогоплательщика вне рамок дела о банкротстве.
В п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» разъяснено, что после завершения конкурсного производства гражданин считается свободным от исполнения всех оставшихся неудовлетворенными обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также обязательных платежей, основанием для возникновения которых послужила предпринимательская деятельность должника, независимо от того, заявлялись ли указанные требования или обязательные платежи в деле о банкротстве (п. 4 ст. 25 ГК РФ, п. 1 ст. 212 Закона о банкротстве). Должник освобождается от исполнения не связанных с предпринимательской деятельностью и оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве в соответствии с п. 2 ст. 215 Закона о банкротстве. В то же время неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, независимо от того, связаны ли они с предпринимательской деятельностью должника, сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (пункт 2 статьи 212 Закона о банкротстве). Сохраняется также обязанность должника погасить судебные расходы по делу о банкротстве, если их за должника понес арбитражный управляющий или иное лицо, а также оставшиеся непогашенными текущие платежи.
Пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» также указывает на то, что после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют силу.
Требование налогового органа об уплате пени на недоимку по налогу при УСН не было заявлено в рамках дела о банкротстве, указанная недоимка является текущим платежом, поэтому оснований для освобождения Бураковой Л.Е. от обязанности по ее уплате не имеется.
В силу абзацев 1, 3, 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании абзаца 1 п. 2, абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По делу установлено, что по требованию об уплате пени на недоимку по налогу при УСН от 10 июля 2018 года №15581 был установлен срок погашения недоимки – 30 июля 2018 года. С учетом приведенных выше обстоятельств Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю следовало обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 30 января 2019 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени на недоимку по налогу при УСН за указанный выше период Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка №9 г. Бийска Алтайского края 16 января 2019 года. Судебный приказ был вынесен мировым судьей 21 января 2019 года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление органом контроля за уплатой налогов было подано в установленный законом шестимесячный срок.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка №9 г. Бийска Алтайского края был отменен 23 августа 2019 года, о чем вынесено определение. После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась с административным иском в Бийский городской суд Алтайского края 11 февраля 2019 года, также в установленный законом срок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю порядка взыскания пения на недоимку по налогу при УСН.
Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что с Бураковой Л.Е. надлежит взыскать пени на недоимку при УСН за 2017 год за период с 28 марта 2018 года по 09 июля 2018 года в сумме 1470 руб. 21 коп. В остальной части требования административного иска удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С Бураковой Л.Е. надлежит взыскать госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 132 руб. 60 коп., пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Бураковой ЛЕ пени на недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 года за период с 28 марта 2018 года по 09 июля 2018 года в размере 1470 руб. 21 коп. (КБК 18210501011012100110, ОКМО (ОКАТО) 01705000).
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Бураковой ЛЕ госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 132 руб. 60 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья А.Н. Курносова