Дело № 2-1777/2021
УИД 22RS0013-01-2021-001995-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2021 года Алтайский край, город Бийск
Бийский городской суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: судьи Федоренко О.В.,
при секретаре: Донских Н.О.,
с участием ответчика Казанцевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к Казанцевой Л.В. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае обратилось в суд с иском к Казанцевой Л.В. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование требований, указывая на то, что с 27.12.2019 Казанцевой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по заявлению от 27.12.2019 была назначена страховая пенсия по старости согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. При этом в пункте «н» заявления о назначении пенсии Казанцевой Л.В. указано, что она не замещает государственные должности Российской Федерации замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.
В соответствии со ст.8 выше указанного закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Казанцевой Л.В. была назначена пенсия по достижению возраста 55 лет 6 мес.
Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к указанному Федеральному закону.
Таким образом, у лиц замещающих государственные должности, женщин достигших возраста 55 лет в 2019 году, право на назначение пенсии в соответствии с приложением 5 к Федеральному закону № 400-ФЗ наступает лишь через 18 месяцев, т.е. по достижению возраста 56 лет 6 месяцев.
В ответ на запрос УПФР о должности, в которой работает Казанцева Л.В., с УФССП России по Алтайскому краю поступила справка от 19.06.2020 о периодах работы с указанием должностей. Из представленной справки следует, что в период с 15.11.1983 по 31.05.2020 Казанцева Л.В. замещала должности государственной гражданской службы, таким образом, Казанцева Л.В. не имела права на назначение пенсии по достижению возраста 55 лет 6 месяцев, однако при назначении пенсии Казанцева Л.В. о данном факте скрыла.
Таким образом, по вине Казанцевой Л.В. образовалась переплата пенсии за период с 27.12.2019 по 30.04.2020 в размере 67564 руб. 00 коп.
В соответствии с частью 5 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 и 2 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2019 № 622п, произведена оптимизация структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае. В связи с чем, функции по взысканию излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат всех территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае были переданы Государственному учреждению - Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае, зарегистрированном в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Барнаула 02.03.2020.
Таким образом, в связи с утратой территориальными органами Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю полномочий по взысканию излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, надлежащим взыскателем является Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае.
Просили взыскать с Казанцевой Л.В. сумму переплаты пенсии за период с 27.12.2019 по 30.04.2020 в размере 67564 руб. 00 коп. в пользу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае.
Представитель истца ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В ответ на возражения ответчика Казанцевой Л.В. истец указал, что Центр ПФР по выплате пенсий в Алтайском крае, не согласен с возражениями Казанцевой Л.В. на исковое заявление Центра, по следующим основаниям.
При назначении пенсии Казанцевой Л.В. трудовой стаж учитывался на основании данных персонифицированного учета, при этом в выписке из индивидуального лицевого счета не отражается наименование должности в которой работала Казанцева Л.В., вместе с тем, в пункте «н» заявления о назначении пенсии Казанцевой Л.В. указано, что она не замещает государственные должности Российской Федерации замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.
В возражениях на исковое заявление Казанцева Л.В. указывает на то, что не зависимо от занимаемой должности госслужащего, она имела право на назначение страховой пенсии не как госслужащая, а на обычных основаниях, вместе с тем, такие доводы противоречат нормам Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины): (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч.1.1 ст.8 выше указанного закона, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.05.2016 N 143-ФЗ).
Согласно ч.1.2 ст.8 выше указанного закона, Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Таким образом, законодатель чётко разграничил категории лиц, имеющих право на пенсию, и установил для каждой категории граждан соответствующий возраст для выхода на пенсию и необходимый стаж. При этом, следует учесть, что для госслужащих повышение пенсионного возраста началось значительно раньше в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 N 143-ФЗ.
Доводы Казанцевой Л.В. о том, что её стаж на 23.03.2020 составил 37 лет и она имеет право на пенсию в соответствии с ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» являются не состоятельными, так как назначение пенсии носит заявительный характер в письменном виде, вместе с тем, Казанцева Л.В. 23.03.2020 с таким заявлением в установленном порядке не обращалась.
Частью 1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Вместе с тем, ч.9 ст.13 Закона № 400-ФЗ (которая была введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении страхового стажа для лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ (т.е. без возможности применения норм и правил ранее действовавшего законодательства).
Таким образом, порядок расчета страхового стажа для женщин, отработавших 37 лет страхового стажа и для мужчин, отработавших 42 года отличается от общего порядка.
В указанный страховой стаж подлежат включению:
периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ);
период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п.2 ч.1 ст.12 Закона № 400-ФЗ).
Следовательно, иные периоды, кроме трудовой деятельности, в том числе периоды по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет в продолжительность 37 летнего стажа не учитываются.
Учитывая выше изложенное, Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае просит удовлетворить исковые требования к Казанцевой Л.В. в полном объеме.
Ответчик Казанцева Л.В. в судебном заседании возражала относительно исковых требований, указывая на доводы, изложенные в отзыве, а также пояснила, что она при достижении возраста 55 лет обратилась в Управление пенсионного фонда в г.Бийске и Бийском районе для оценке ее пенсионных прав. Предоставив перечень документов, в том числе трудовую книжку, в которой имелись сведения о ее трудовой деятельности в качестве государственного гражданского служащего, ей было разъяснено право на назначение пенсии у нее возникнет через 6 месяцев, в связи, с чем она обратилась в декабре 2019 года и ей была на основании представленных ею документов назначена пенсия, какого-либо умысла скрывать данную информацию у нее не было.
В отзыве ответчик указала, на то, что согласно п 1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
С учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ. В соответствие п.3 ст.10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» указано, что лицам, которым в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного данным приложением 6 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
26.06.2019 года ей исполнилось 55 лет, а значит согласно приложения 6 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также п.3 ст.10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» назначение страховой пенсии по старости возникает с 26.12.2019 года (26.06.2019 +6 месяцев).
При оформлении страховой пенсии по старости ею были представлены все необходимые документы в оригиналах и копиях, сообщены сведения о трудовой деятельности (о занимаемой должности).
П.1.2, ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» гласит, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Стаж ее непрерывной трудовой деятельности на 26.12.2019 года составляет 36 лет 9 месяцев и 3 дня (с 23.03.1983 по 26.12.2019). С мая 2020 года выплата пенсии по старости была приостановлена, хотя в соответствии п.1.2 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 23.03.2020 стаж трудовой стаж составил 37 лет, и возраст более 55 лет. И по настоящее временя пенсия по старости ей не выплачивается.
Третье лицо ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п 1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону.
Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к указанному Федеральному закону.
Таким образом, у лиц замещающих государственные должности, женщин достигших возраста 55 лет в 2019 году, право на назначение пенсии в соответствии с приложением 5 к Федеральному закону № 400-ФЗ наступает лишь через 18 месяцев, т.е. по достижению возраста 56 лет 6 месяцев.
Судом установлено, что ответчик Казанцева Л.В. 20.03.2019 обратилась в УПФР в г.Бийске и Бийском Алтайского края для проведения заблаговременной подготовке для назначения пенсии.
Согласно расписке ею были в том числе представлены документы: паспорт, копия трудовой книжки, которые были приняты <данные изъяты>
В материалах пенсионного дела имеется выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии), распечатанная 20.03.2019, согласно которой в ней имеются данные о том, что ответчик работает <данные изъяты>. При этом в макете пенсионного дела также указано, что Казанцевой Л.В. необходимо представить заявление о назначении пенсии в срок с 27.11.2020 по 26.12.2020. Что согласуется с пояснениями ответчика, которая пояснила, что со всеми необходимыми документами она обратилась предварительно в пенсионный фонд, для того, что оценили ее право на назначение пенсии, проверив документы, ей было сказано о необходимости обращения с заявлением о назначении пенсии через 6 месяцев, что ею и было сделано.
27.12.2019 Казанцева Л.В. обратилась с заявлением, в котором указала, что работает в <данные изъяты>, в данном заявлении имеется собственноручная подпись и проставлены собственноручно галочки в пунктах заявления /л.д.№ пенсионного дела/. Казанцева Л.В. была ознакомлена со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица, о чем поставила свою подпись, при этом в данных сведениях также указано, место работы ответчика <данные изъяты>.
В материалах пенсионного дела имеется заявление от имени Казанцевой Л.В., где в пункте «н» заявления о назначении пенсии Казанцевой Л.В. указано, что она не замещает государственные должности Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.
Согласно данного заявления галочки проставлены не ответчиком собственноручно, а в компьютерном варианте, при этом ответчик поясняла, что она на компьютере ничего не заполняла, право электронной подписи не оформляла, в данном заявлении, на которое ссылается истец отсутствует собственноручная подпись ответчика, при этом в собственноручном заявлении указано место работы на дату подачи 27.12.2019 заявления. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом УПФР в г.Бийске и Бийском Алтайского края имело достаточно документов и сведений о месте работы и должности ответчика, в связи с чем имели возможность для определения периода возникновения права на назначение пенсии ответчику, с учетом действующего законодательства, а также отказать при отсутствии права в назначении пенсии с 27.12.2019, однако напротив указали именно на эту дату о необходимости Казанцевой Л.В, обращения с заявлением о назначении пенсии исходя из макетного пенсионного дела.
С 27.12.2019 Казанцевой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по заявлению от 27.12.2019 была назначена страховая пенсия по старости согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Казанцевой Л.В. была назначена пенсия по достижению возраста 55 лет 6 мес.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
В письме от 18.06.2021 суд разъяснил положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и о том, что по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований истца, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующего обстоятельства: имело ли место со стороны Казанцевой Л.В. при подаче заявления о назначении пенсии недобросовестность в получении в период с 27.12.2019 по 30.04.2020 пенсии.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Казанцевой Л.В.) по требованиям о взыскании переплаты пенсии презюмируется, суд возложил бремя доказывания недобросовестности Казанцевой Л.В. при получении в период 27.12.2019 по 30.04.2020 пенсии на ГУ- Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Алтайском крае, требующее их возврата, то есть на истца и предложил истцу представить доказательства недобросовестности действий Казанцевой Л.В. при получении в период 27.12.2019 по 30.04.2020 пенсии и о том, что именно действия Казанцевой Л.В., повлекли за собой незаконное получение ею пенсии.
На данное письмо, истец направил ответ, однако каких-либо доказательств суду не представил.
В ответе указал, что при назначении пенсии Казанцевой Л.В. трудовой стаж учитывался на основании данных персонифицированного учета, при этом в выписке из индивидуального лицевого счета не отражается наименование должности в которой работала Казанцева Л.В., вместе с тем, в пункте «н» заявления о назначении пенсии Казанцевой Л.В. указано, что она не замещает государственные должности Российской Федерации замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.
Следовательно, по тем документам, которые имелись при назначении пенсии, определить факт работы Казанцевой Л.В. в качестве государственного служащего не имелось возможности.
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ст. 303 ГК РФ, лицо следует считать действующим недобросовестно в том случае, когда оно "знало или должно было знать" об определенном обстоятельстве, то есть его действия должны содержать, по крайней мере, признаки недобросовестности в форме небрежности. Если же имеет место иная форма недобросовестности (самонадеянность или умысел), то негативные последствия, также должны наступать, ведь, действуя самонадеянно или умышленно, лицо знает об определенном обстоятельстве, следовательно, его действия содержат достаточные признаки недобросовестности. Причем, следует учитывать, что понятие "не знал" означает фактическое отсутствие информации, из которой можно сделать вывод о противоправности действий. В то же время понятие "не мог знать" означает, что отсутствие такой информации не является следствием порока поведения, когда по небрежности, беспечности или умышленно игнорируются объективные данные об обстоятельствах, позволяющих усомниться в правомерности его поведения.
Таким образом, считают, что ответчик действовал недобросовестно и обязан в силу требований ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ, возвратить незаконно полученную сумму пенсии в размере 67 564 руб. 00 коп..
Анализ приведенных выше положений закона позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в орган пенсионного фонда недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих за собой возникновение или прекращение выплаты пенсии.
В данном случае назначение и выплата пенсии Казанцевой Л.В. производилась территориальным органом пенсионного фонда на основании представленных документов и сведений индивидуального лицевого счета, при этом при назначении пенсии специалисты пенсионного фонда не лишены были возможности проверить, запросить дополнительно необходимые сведения, для назначения страховой пенсии, несмотря на назначение по персонифицированному учету, поскольку исходя из имеющихся данных ответчик практически весь период трудовой деятельности работала <данные изъяты> и продолжала работать на дату подачи заявления о назначении пенсии о чем собственноручно указала в заявлении и не скрывала данные обстоятельства.
Более того, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены случаи неосновательного обогащения, не подлежащего возврату. В частности, к таким платежам отнесены и пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны.
Со стороны истца не представлено доказательств тому, что Казанцева Л.В. знала или должна была знать о том, что при замещении государственной должности, женщинам достигших возраста 55 лет в 2019 году, право на назначение пенсии в соответствии с приложением 5 к Федеральному закону № 400-ФЗ наступает лишь через 18 месяцев, т.е. по достижению возраста 56 лет 6 месяцев, напротив истец предоставила все сведения и документы, подтверждающие замещение государственной должности и попросила оценить ее пенсионные права, указать когда ей необходимо обратиться за назначением страховой пенсии по старости, на что ей специалистами пенсионного фонда был указан срок, в который она и обратилась с заявлением.
Суд с учетом требований статей 67, 71 ГПК РФ, представленным доказательствам истцом, приведенным Казанцевой Л.В. доводам и доказательствам в их обоснование, правовой оценки исходя из положений норм права, подлежащих применению по данному делу и связанных с проверкой добросовестности действий Казанцевой Л.В. при получении в период 27.12.2019 по 30.04.2020 пенсии, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку со стороны истца не представлено надлежащих доказательств того, что именно виновные действия Казанцевой Л.В., повлекли за собой незаконное назначение пенсии по старости, наличие недобросовестности с ее стороны либо счетной ошибки.
В связи, с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Государственному учреждению- Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В.Федоренко
Мотивированное решение составлено 09 июля 2021 года.