НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область) от 18.10.2023 № 12-261/2023

Дело №12-261/2023

УИД 79RS0002-01-2023-003516-95

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 октября 2023 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Лаврущева О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора ЕАО ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области ФИО2 от 14.08.2023 в отношении должностного лица – главы администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

У с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области ФИО2 от 14.08.2023 должностное лицо - глава администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением заместитель прокурора ЕАО ФИО1 подал протест, в котором просит его отменить и производство по делу прекратить. Считает, что в нарушение Федерального закона № 248-ФЗ проверка администрации Волочаевского городского поселения с прокуратурой Еврейской автономной области не согласовывалась, акт проверки не оформлялся, законному представителю не вручался.

Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. Однако проверка органом контроля (надзора) в соответствии с положением Федерального закона № 248-ФЗ не проводилась, в связи с чем правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствовали.

В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО4 доводы и требования протеста поддержала.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении глава администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Согласно положениям ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса (часть1).

Вместе с протестом прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование вышеуказанных актов должностных лиц, которое подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Оспариваемое постановление поступило в прокуратуру ЕАО 05.09.2023. Протест подан в суд 06.09.2023.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в ЕАО ФИО2 от 14.08.2023 должностное лицо - глава администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за не подачу в срок декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в числе прочего виновность лица в совершении указанного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются в числе прочего виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела не соблюдены.

Как следует из материалов дела, вменённое главе администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 административное правонарушение выявлено из сведений представленных сотрудником ГИТ ЕАО.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (часть 2 статьи 353 ТК РФ).

Объектом государственного контроля (надзора) является в числе прочего деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (подпункт «а» пункта 8 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230).

Территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Еврейской автономной области является Государственная инспекция труда в Еврейской автономной области (пункт 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009 № 475).

Исходя из положений п.1 ст.11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ понятия объекта государственного контроля (надзора), приведённого в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230, соблюдение работодателями сроков подачи декларации СОУТ является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с частью 3 статьи 353 ТК РФ организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ), который устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Положения указанного Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами (части 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в данной статье.

В свою очередь, частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 данной статьи и статей 28.6 КоАП РФ.

Анализ приведённых выше законоположений позволяет прийти к выводу о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Учитывая изложенное, обстоятельства неподачи декларации СОУТ являлись предметом государственного контроля (надзора) ГИТ ЕАО и должна была осуществляться исключительно в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.

Однако контрольные (надзорные) мероприятия в отношении администрации Волочаевского городского поседения на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 не проводились.

Следовательно, в рассматриваемом случае составление в отношении ФИО3 протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27.1 КоАП РФ возможно было только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Помимо этого Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации в 2022 и 2023 году предоставлено право принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 18).

Данное право реализовано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), где установлена возможность проведения органом контроля (надзора) мероприятий в исключительных специально оговоренных случаях и с согласия прокуратуры.

В силу п. 3 Постановления № 336 в 2023 году внеплановые проверки могут проводится при условии согласования с органами прокуратуры.

В нарушение данного требования ч. 4 ст. 66, ст. ст. 87 и 88 Федерального закона №248-ФЗ проверка администрации Волочаевского городского поселения с прокуратурой Еврейской автономной области не согласовывалась, акт проверки не оформлялся, законному представителю не вручался.

При таких обстоятельствах порядок привлечения главы глава администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 к административной ответственности не соблюдён.

Учитывая вышеизложенное, полученные от специалиста ГИТ ЕАО в рамках настоящего дела сведения не могут рассматриваться в качестве допустимых доказательств для установления факта совершения административного правонарушения, вменённого ФИО3

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу требований статьи 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 11.08.2023 составленный в отношении ФИО3, не может быть положен в основу выводов о виновности главы администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о недоказанности вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27.1 КоАП РФ.

Вопрос о допустимости представленных по делу доказательств, в ходе рассмотрения дела должностным лицом административного органа исследован не был.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность актов, принятых должностным лицом административного органа, которым эти нарушения надлежащей правовой оценки не получили вопреки положениям статей 24.1, 26.1 КоАП РФ и восполнены в ходе пересмотра состоявшихся по настоящему делу актов быть не могут.

Таким образом, постановление должностного лица административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27.1КоАП РФ, вынесенные в отношении главы администрации Волочаевского городского поседения ФИО3, нельзя признать законными и обоснованными.

Недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административных правонарушениях, в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и влечёт отмену постановления.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа от 14.08.2023 в отношении главы администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области ФИО2 от 14.08.2023 в отношении должностного лица – главы администрации Волочаевского городского поседения ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ - отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протест заместителя прокурора ЕАО ФИО1 считать удовлетворенным.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Н.Лаврущева