НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бирилюсского районного суда (Красноярский край) от 23.01.2024 № 5-344/10/2023

Дело №12-2/2024 (№12-23/2023, 5-344/10/2023)

РЕШЕНИЕ

с. Новобирилюссы Красноярского края 23 января 2024 г.

Судья Бирилюсского районного суда Красноярского края Лайшевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Бирилюсского района Красноярского края на постановление мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 11 декабря 2023 г., которым производство по делу в отношении должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, прекращено,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 11 декабря 2023 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением суда, прокурором Бирилюсского района Красноярского края принесен протест на вышеуказанное постановление, в котором прокурор просит вынесенное 11 декабря 2023 г. постановление мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края в отношении руководителя ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района ФИО1 отменить как незаконное, поскольку мировым судьей незаконно и необоснованно не признаны в качестве допустимых доказательств, а именно, как полученные без соблюдения требований закона, «информация на представление прокуратуры» от 10 ноября 2023 г., «о предоставлении информации» от 25 октября 2023 г. в связи с тем, что меры прокурорского реагирования не требуют разъяснения должностному лицу положений ст. 51 Конституции РФ перед их внесением. Кроме того, в протесте указано, что мировому судье были представлены все необходимые доказательства, подтверждающие факт совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, а именно, нарушение срока, предусмотренного действующим законодательством срока, предоставления государственной услуги (5 рабочих дней).

В судебное заседание прокурор Бирилюсского района Красноярского края, а также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – руководитель ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района ФИО1 не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. ФИО1 ходатайствовала о рассмотрении протеста в ее отсутствие.

Изучив материалы дела и, оценив исследованные доказательства в своей совокупности, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга это услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Согласно положениям, предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, то есть нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления этой услуги.

Структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения (п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 6 указанного Федерального закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 1.2 постановления Правительства Красноярского края от 5 декабря 2019 г. №664-п «Об утверждении порядка установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае, а также порядка ее выплаты» (далее – Постановление №664-п) региональная социальная доплата к пенсии устанавливается краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения», созданным для исполнения государственных полномочий министерства социальной политики Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан (далее - уполномоченное учреждение), в случае, если общая сумма материального обеспечения гражданина, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ), не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2780 «О порядке установления величины прожиточного минимума в крае» (далее - Закон края №13-2780), превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, проживающим на территории Красноярского края (зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания или фактически проживающим на территории Красноярского края), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ), пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачивается (выплачиваются) на территории Красноярского края (п. 1.3 Постановления №664-п).

В соответствии с п. 3.1 постановления №664-п в целях осуществления региональной социальной доплаты к пенсии уполномоченное учреждение (территориальное отделение) принимает (выносит) решение об установлении региональной социальной доплаты к пенсии не позднее чем через 5 рабочих дней со дня поступления от территориального органа Фонда сведений, указанных в пункте 1.8 Порядка, согласно которого сведения об установленных выплатах, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 Порядка, сведения о факте установления гражданину пенсии, размер которой ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Красноярском крае, сведения о факте осуществления (прекращения) гражданами работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ, в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии представляются территориальным органом Фонда в порядке межведомственного информационного взаимодействия с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 9 июня 2020 г. №12-Н утвержден административный регламент предоставления Министерством социальной политики Красноярского края государственной услуги по предоставлению региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам (далее – административный регламент).

В соответствии с п. 2 вышеуказанного административного регламента государственная услуга предоставляется министерством через краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (его территориальные отделения).

Предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченным учреждением через его территориальные отделения в части назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии (п. 8 административного регламента).

В соответствии с п. 10 административного регламента региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным учреждением на основании сведений, представляемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем со дня возникновения права на региональную социальную доплату к пенсии. Уполномоченное учреждение принимает (выносит) решение об установлении региональной социальной доплаты к пенсии не позднее чем через 5 рабочих дней со дня поступления от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об установленных гражданину денежных выплатах; извещает гражданина об установлении ему региональной социальной доплаты к пенсии в течение 5 рабочих дней со дня принятия (вынесения) решения об установлении региональной социальной доплаты к пенсии путем направления уведомления о принятом (вынесенном) решении в бумажном виде почтовым отправлением; осуществляет выплату региональной социальной доплаты к пенсии; принимает решение о пересмотре размера региональной социальной доплаты к пенсии, о приостановлении, возобновлении и прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства о социальной поддержке инвалидов начальником ТО КГКУ «УСЗН» по Бирилюсскому району ФИО1

По результатам проведенной помощником прокурора Бирилюсского района Красноярского края Киреевым Е.А. проверки установлен факт несоблюдения должностным лицом – начальником ТО КГКУ «УСЗН» по Бирилюсскому району ФИО1 требований законодательства, а именно, нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении начальника ТО КГКУ «УСЗН» по Бирилюсскому району ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом директора КГКУ «Управление социальной защиты населения» от 9 января 2020 г. №952-ЛС ФИО1 назначена на должность начальника ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района.

В соответствии с положениями должностной инструкции начальника ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района в должностные обязанности ФИО1 входит осуществление руководства территориальным отделением, распределение обязанностей между работниками территориального отделения, разработка и утверждение положения об отделах и должностных инструкций, контроль исполнения работниками территориального отделения действующего законодательства по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

Как следует из материалов дела, ФИО2 состоит на учете в ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района по категории – инвалид 3 группы, родитель участника СВО.

Согласно справке серии МСЭ-2021 №150375 от 17 июня 2022 г. ФИО2 установлена инвалидность на период с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г., в связи с чем, ей назначена и до 31 декабря 2022 г. выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии.

9 августа 2023 г. ФИО2 повторно установлена инвалидность 3 группы на период с 1 января 2023 г. по 1 января 2024 г.

Сведения из ОСФР по Красноярскому краю в ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района поступили 11 сентября 2023 г., решение об отказе в назначении вынесено не было.

Перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии ФИО2 за период с 1 января 2023 г. по 31 ноября 2023 г. произведена 23 октября 2023 г., то есть с нарушением установленного законодательством срока оказания государственной услуги.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, может состоять как в действиях, так и в бездействии, нарушающих нормы законодательного порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. В результате таких действий заявитель государственную услугу не получает либо получает ее с опозданием (то есть с нарушением установленного законом срока).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (или бездействия - с момента истечения установленного законом срока для выполнения соответствующей обязанности или полномочия).

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, являются должностные лица, должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ (например, министерств, департаментов, управлений, отделов) или органа местного самоуправления (местной администрации или ее управлений и отделов и т.п.), осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия в указанной сфере.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ необходимо установить совокупность двух обстоятельств: наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, а также факт непредоставления государственной услуги заявителю либо ее предоставления с нарушением предусмотренных сроков.

В ходе производства по настоящему делу факт нарушения порядка предоставления государственной услуги по установлению региональной социальной доплаты к пенсии ФИО2 не нашел свое подтверждение, поскольку к материалам дела не приобщены сведения, достоверно подтверждающие сроки поступления в ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района сведений из ОСФР по Красноярскому краю именно сведений об установленных выплатах, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 Порядка (сведения о факте установления гражданину пенсии, размер которой ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Красноярском крае, сведения о факте осуществления (прекращения) гражданами работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ) в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии в отношении ФИО2

Ввиду отсутствия таких сведений установить, имело ли место нарушение Порядка оказания названной услуги, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 5 декабря 2019 г. №664-п, не представляется возможным.

Таким образом, доказательства, подтверждающие совершение начальником ТО КГКУ «УСЗН» Бирилюсского района ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 26 марта 2020 г. №552-О, установленная ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ административная ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка предоставления государственной услуги, определенного федеральным нормативным правовым регулированием, направлена на обеспечение надлежащего осуществления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в рамках предоставления ряда государственных услуг. Данным законоположением определены нормативные правовые акты, несоблюдение требований которых может образовать состав административного правонарушения. Следовательно, ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, действуя во взаимосвязи с иными положениями названного Кодекса, не предполагает возможности произвольного привлечения к административной ответственности лица без установления его вины в совершении административного правонарушения и без установления всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ), в том числе тех, которые исключают производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ). Процессуальной гарантией защиты от необоснованного привлечения к юридической ответственности является и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, в силу которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства по делу об административном правонарушении.

Доводы протеста, поданного в Бирилюсский районный суд Красноярского края, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, аналогичны доводам, представленным в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края, вынесенном 11 декабря 2023 г.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что мировым судьей судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящего протеста не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 11 декабря 2023 г., которым производство по делу в отношении должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, прекращено, - оставить без изменения, протест – без удовлетворения.

Судья Ю.И. Лайшева