НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ) от 13.09.2019 № 2-92/19КОПИ

Дело № 2-92/2019 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Билибино 13 сентября 2019 года

Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Герловой Т.Ю.,

с участием прокурора - помощника прокурора Билибинского района Буркут Я.В.,

представителей ответчика Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района - Кузоватова Д.Г., Алексеевой Л.А.,

представителя третьего лица Администрации МО Билибинского муниципального района - Шаповаловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Билибинского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности; о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести деятельность по эксплуатации склада горюче-смазочных материалов <адрес> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании путем обращения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующим заявлением, оформленным в соответствии со ст.13 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности – склад горюче-смазочных материалов <адрес>,

установил:

Прокурор Билибинского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Билибинский районный суд с исковым заявлением к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее – МП ЖКХ Билибинского муниципального района), в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности; возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести деятельность по эксплуатации склада горюче-смазочных материалов <адрес> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании путем обращения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующим заявлением, оформленным в соответствии со ст.13 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности – склад горюче-смазочных материалов <адрес>.

В обоснование требований указано, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района зарегистрированное по адресу: <адрес>, осуществляет следующие виды деятельности: хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; производство, передача и распределение пара и горячей воды.

В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Установлено, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района эксплуатирует опасный производственный объект – склад горюче-смазочных материалов <адрес>, на котором расположены емкости 50 м3 – 13 шт.; 60 м3 – 32 шт.; 75 м3 – 10 шт.; 70 м3 – 1 шт.

29 ноября 2007 года указанный объект зарегистрирован в качестве опасного производственного объекта III класса опасности, свидетельство о регистрации А78-00135, регистрационный номер А78-00135-0004.

Согласно карте учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, признаками опасности являются получение, использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ.

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно таблице 2 приложения к Федеральному закона № 116-ФЗ, горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах, количеством опасных веществ 1 000 и более, но менее 50 000 тонн, отнесены к III классу опасности.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе, такой вид деятельности как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом регулируется ст.13 Федерального закона № 99-ФЗ.

Согласно подп.«б» п.4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются, в том числе, наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ.

В соответствии с п.3 Положения, лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 7 Положения закреплено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона № 99-ФЗ, документы (копии документов), указанные в подпунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, а также:

- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях).;

- реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);

- реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;

- копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;

- реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;

- копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;

- копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

- реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);

- перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;

- копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

- копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В нарушение вышеуказанного требования МП ЖКХ Билибинского муниципального района до настоящего времени не обращалось с соответствующим заявлением с приложением вышеуказанных документов в лицензирующий орган.

В результате бездействия МП ЖКХ Билибинского муниципального района, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности – склад горюче-смазочных материалов <адрес>, не получена.

В связи с выявленным нарушением 31 октября 2018 года в адрес директора МП ЖКХ Билибинского муниципального района было внесено соответствующее представление с требованием устранения допущенных нарушений.

Однако МП ЖКХ Билибинского муниципального района каких-либо мер, направленных на устранение допущенных нарушений до настоящего времени не предприняло.

Учитывая изложенное, прокурор Билибинского района просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности; просит возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести деятельность по эксплуатации склада горюче-смазочных материалов участка Омолон в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании путем обращения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующим заявлением, оформленным в соответствии со ст.13 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности – склад горюче-смазочных материалов участка Омолон.

Ответчик МП ЖКХ Билибинского муниципального района с исковыми требованиями не согласился, в письменных возражениях указал, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района эксплуатирует склад ГСМ, расположенный в <адрес> который представляет собой огражденный земельный участок, на котором размещены емкости ГСМ.

С 7 апреля 2005 года и до 7 апреля 2010 года МП ЖКХ Билибинского муниципального района располагало лицензией на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта (склад ГСМ).

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В связи с наличием в емкостях ГСМ опасных веществ, объем хранения которых превышает одну тысячу тонн, складу ГСМ присвоен третий класс опасности (таблица 2 приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждено «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Данное Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», документы (копии документов), указанные в подпунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также согласно подп.«в» п.7 Положения предоставляет реквизиты документов, подтверждающих соответствие технически устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.

Склад ГСМ с емкостями был передан на баланс МП ЖКХ Билибинского муниципального района 01.09.2001 года по Акту №1 инвентаризации и приема-передачи основных средств <адрес> по состоянию на 01.09.2001 года. Согласно выписке основных средств на балансе предприятия в <адрес> числятся емкости 1972, 1978, 1985 годов. На момент передачи склада ГСМ на емкостях не были установлены технические устройства, отсутствовали железобетонные основания и поддоны под ними. Поэтому без проведения технического перевооружения склада ГСМ, МП ЖКХ Билибинского муниципального района не получит положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, необходимое при подаче заявления в лицензирующий орган на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

Стоимость по техническому перевооружению склада ГСМ по состоянию на ноябрь 2012 года составляла <данные изъяты> рублей.

МП ЖКХ Билибинского муниципального района неоднократно обращалось в адрес Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики с просьбой рассмотреть возможность выделения финансовых средств на выполнение работ по техническому перевооружению склада ГСМ <адрес> в связи с эксплуатацией его с нарушением требований законодательства (письма от 14.03.2017 г. №04/07-690 и от 21.09.2018г. №2077-04/07). До настоящего времени ответов не получено. При таких обстоятельствах нельзя признать наличие бездействия со стороны ответчика по получению лицензии.

Склад ГСМ <адрес> находится в хозяйственном ведении ответчика и принадлежит муниципалитету. Для получения лицензии на эксплуатацию данного объекта требуется проведение его реконструкции либо полная замена, что относится к компетенции собственника имущества. Согласно коммерческому предложению АО «Метролог» (май 2019 года) стоимость работ по техническому обследованию склада ГСМ и строительно-монтажных работ составит 142,4 миллиона рублей.

По изложенным выше основаниям ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме (л.д.110-112).

Третье лицо – Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район в письменных возражениях оставило решение вопроса по данному делу на усмотрение суда.

В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Билибинского района Буркут Я.В. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить. Указал, что возражения, представленные ответчиком, не основаны на законе. Пояснил, что для того, чтобы получить лицензию на эксплуатацию склада ГСЧМ <адрес>, ответчику необходимо привести свою деятельность в соответствии с законом об эксплуатации опасных производственных объектов, а также оформить необходимые документы, для чего потребуется время, которое необходимо предоставить ответчику.

Представители МП ЖКХ Билибинского муниципального района Кузоватов Д.Г., Алексеева Л.А. частично не согласились с требованиями прокурора. Указали, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района не бездействует. Требования по эксплуатации склада ГСМ как опасного производственного объекта МП ЖКХ Билибинского муниципального района выполняются в пределах выделенных денежных средств. Ответчику передан склад ГСМ <адрес> в 2001 году. До настоящего времени он находится в хозяйственном ведении ответчика, собственником спорного объекта является Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район. В 2005 году ответчиком получена лицензия на эксплуатацию указанного склада. 4 мая 2011 года принят закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором установлены требования к эксплуатации опасных производственных объектов. Данный склад не соответствует указанным требованиям. Для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства необходима значительная сумма денежных средств, которыми ответчик не располагает. Отказаться от использования склада ГСМ в <адрес> не представляется возможным в связи с тем, что на складе хранится основной запас энергоносителей, обеспечивающих теплоснабжение на территориях поселений Билибинского района, что необходимо для нормального жизнеобеспечения проживающих в Билибинском районе граждан. Альтернативного способа хранения ГСМ на сегодняшний день в Билибинском районе нет. В связи с этим МП ЖКХ Билибинского муниципального района неоднократно, начиная с 2011 года, обращалось с заявлениями в Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа с просьбой выделить денежные средства на реконструкцию склада ГСМ <адрес>, которые остались без ответа, денежные средства на реконструкцию склада ГСМ в <адрес> до сих пор не поступали. В пределах финансовых возможностей, которыми располагает МП ЖКХ Билибинского муниципального района, проводятся мероприятия в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании. В 2013 году ответчиком получено свидетельство о регистрации склада ГСМ <адрес> в качестве опасного производственного объекта. Указанный объект включен в реестр ОПО, ему присвоен 3 класс опасности. Постоянно проводится обучение персонала, работающего на объекте по соблюдению мер безопасности, и порядку действий в случае возникновения аварийных ситуаций, пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ежегодно заключаются договоры страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на объекте; разработаны паспорта на резервуары, в которых хранится ГСМ, ежегодно на предприятии осуществляется производственный контроль.

Вместе с тем для приведения эксплуатации склада ГСМ в <адрес> в соответствие в законодательством о лицензировании необходимы реконструкция склада для получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Причина неисполнения требований по реконструкции склада ГСМ <адрес> и получению положительного заключения экспертизы промышленной безопасности по указанному объекту заключается в отсутствии финансовых средств, которые необходимы для проведения мероприятий, указанных в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». При поступлении в МП ЖКХ денежных средств все мероприятия, необходимые для приведение объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства и получения лицензии будут выполнены.

Представитель Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Шаповалова А.В. в судебном заседании указала, что собственником спорный объект передан МП ЖКХ Билибинского муниципального района, который владеет им на праве хозяйственного ведения, в связи с чем обязанность по содержанию указанного объекта, в том числе реконструкции, лежит на ответчике.

Выслушав объяснения прокурора, участвующего в судебном заседании, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019 г.) прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе, когда существует реальная опасность причинения им вреда.

Согласно ст.42 Конституции РФ, п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу положений ст.ст.1, 2, 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно ст.6 указанного закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст.9 названного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте

В таблице 2 Приложения к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах, количеством опасных веществ 1000 и более, но менее 50 000, отнесены к III классу опасности.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности установлен «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по Перечню согласно приложению.

Согласно п.4 Перечня хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды включены в перечень работ, подлежащих лицензированию.

Согласно п.1.7 Устава муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (МП ЖКХ Билибинского муниципального района), листа записи ЕГРЮЛ о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, свидетельству о постановке на учёт в качестве юридического лица в налоговом органе от 24.01.1995г., свидетельству о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц от 13.11.2002г., выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, МП ЖКХ Билибинского муниципального района является юридическим лицом (л.д.113, 114, 115, 116-127, 151-182).

В соответствии с п.п. 1.5, 1.6, 1.8 Устава Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником; учредителем Предприятия является Управление финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Билибинский муниципальный район, орган, уполномоченный собственником имущества; Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам Учредителя, а Учредитель не несет ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Как видно из раздела 2 Устава МП ЖКХ Билибинского муниципального района Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе: хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.

В силу ч.1 ст.216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, является в том числе право хозяйственного ведения имуществом согласно ст.294 ГК РФ.

Как указано в п.п.3.1, 3.22 Устава МП ЖКХ Билибинского муниципального района, имущество предприятия находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям); право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, принадлежащего Предприятию, возникает у предприятия с момента передачи имущества (л.д. 116-127).

Постановлением Администрации МО Билибинский район от 24.05.2001 №203 Билибинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства реорганизовано путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Актом приема-передачи от 01.09.2001 №1 основные средства МУП ЖКХ <адрес> переданы Билибинскому МУП ЖКХ, в том числе склад ГСМ с емкостью (п.74 Акта).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Билибинского муниципального района склад ГСМ, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером является собственностью муниципального образования Билибинский муниципальный район. Закреплен на праве хозяйственного ведения за МП ЖКХ Билибинского муниципального района на основании акта инвентаризации и приема-передачи основных средств по участку <адрес> от 01.09.2001 №1.

Как следует из выписки основных средств на балансе предприятия в <адрес> числятся емкости 1972, 1978, 1985 годов.

Указанное также подтверждается сведениями, содержащимися в техническом паспорте спорного объекта, в лицензии от 7 апреля 2005 года № 78-ЭВ-000068 (КХ), выданной ответчику Федеральной Службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, из которых следует, что предприятием, эксплуатирующим склад ГСМ, расположенный в <адрес>, является муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского района.

Как следует из материалов гражданского дела, прокуратурой Билибинского района в период с 15 октября по 13 ноября 2018 года на основании решения коллегии прокуратуры Чукотского АО, задания прокурора Чукотского АО, проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проведения проверки установлено, что Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района эксплуатирует два объекта, имеющие признаки опасности, указанные в подп. «в» п.1, 3 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

- склад горюче-смазочных материалов <адрес>, который используется для хранения горючих веществ (подп. «в» п.1 Приложения № 1).

На момент надзорных мероприятий установлено, что объем топлива на складе ГСМ <адрес> составил 1329 тонн, в связи с чем объект правомерно отнесен к III классу опасности.

Опасные производственные объекты МП ЖКХ Билибинского муниципального района поставлены на учет в территориальном управлении Ростехнадзора 29.11.2007, получено свидетельство о регистрации А78-00135.

В нарушение подп.«б» п.4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, документации, подтверждающей ввод склада ГСМ в эксплуатацию, у ответчика и третьего лица не имеется. Экспертиза промышленной безопасности на здания и сооружения на указанном объекте не произведена. В нарушение п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта отсутствует.Проверкой страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта установлено, что договоры обязательного страхования со страховщиком заключены в течение всего срока эксплуатации объекта. Актуальные договоры заключены 21.03.2018 года между МП ЖКХ Билибинского муниципального района и Северо-Восточным филиалом ПАО «САК «Энергогарант». Сроки действия истекают в 2019 году. Имеются страховые полисы серии 111 № 0101543228, № 0101543227. Приказом директора МП ЖКХ Билибинского муниципального района утвержден план действий при угрозе возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций в 2018-2013 годах, который включает в себя действия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. В нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», МП ЖКХ Билибинского муниципального района договор с профессиональными аварийно-спасательными службами не заключен, нештатные аварийно-спасательные формирования из числа собственных работников не созданы. Созданные на предприятии нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне не выполняют функции нештатных аварийно-спасательных формирований. Приказом директора от 09.01.2018 № 01 создан материально-технический запас топлива и материалов производственно-технического назначения, медицинских и иных средств, который также включает сведения о резервах финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий (л.д.7-9). В сообщении МП ЖКХ Билибинского муниципального района от 22.10.2018 года в адрес прокуратуры Билибинского района указано, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района эксплуатирует два объекта, имеющие признаки опасности, указанные в п. 1 (в) и 3 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», одним из которых является склад ГСМ <адрес> Класс опасности указанного объекта установлен в соответствии с Приложеним №2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: объекту присвоен III класс опасности, согласно Таблице 2 приложения 2 по строке 2 «Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах, количество опасных веществ 1000 и более, но менее 50 000 тонн». Опасный производственный объект «Склад ГСМ <адрес>» поставлен на учет в территориальном управлении Ростехнадзора, 29 ноября 2007 года. Получено свидетельство о регистрации № А78-00135. Для получения лицензии необходимо наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах. С целью исполнения требований законодательства МП ЖКХ Билибинского муниципального района заключила Договор от 27 мая 2011 года № 117/0511 «на проведение экспертизы промышленной безопасности резервуаров» с экспертной организацией ООО «Магаданский экспертный центр». Для выполнения условий Договора, экспертная организация разработала ряд «Согласованных мероприятий для процесса экспертизы резервуаров», необходимых для получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, который МП ЖКХ Билибинского муниципального района не в состоянии выполнить собственными силами и средствами в связи с тем, что для исполнения данных мероприятий необходимо проводить реконструкцию склада ГСМ в <адрес>. МП ЖКХ Билибинского муниципального района не имеет финансовой возможности выполнить работы по техническому перевооружению склада ГСМ <адрес>, стоимость которых составляет 65 169 184, 32 руб. Ежегодно МП ЖКХ Билибинского муниципального района оформляет страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. На предприятии разработано Положение о производственном контроле, назначены ответственные за производственный контроль лица; проведено обучение 3 работников <адрес> по программе «Подготовка специалистов, занятых обслуживанием АЗС, нефтебаз и нефтехранилищ». Ежегодно до 1 апреля в управление Ростехнадзора сдаются сведения об осуществлении производственного контроля на предприятии. МП ЖКХ Билибинского муниципального района при эксплуатации склада ГСМ руководствуется Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года № 232. Имеются инструкции по охране труда для работников, занятых эксплуатацией резервуарного парка (складов ГСМ) и проведением сливоналивных операций № ОТ-80. В составе отчетных сведений, сдаваемых в управление Ростехнадзора приведен План мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий. Ежегодно на складе ГСМ <адрес> проводятся работы по обвалованию емкостей, по периметру складов выполнены противопожарные минерализованные полосы. Производится ремонт ограждений склада ГСМ. В 2017 году на все резервуары разработаны градуировочные таблицы геометрическим методом для определения вместимости резервуаров. По мере необходимости проводится техническое диагностирование автомобильного подъемника АГП-18.04, крана стрелового автомобильного КС-35714 по результатам которого МП ЖКХ Билибинского муниципального района получено заключение экспертизы промышленной безопасности №П-30кр, №П-31кр. Также МП ЖКХ Билибинского муниципального района ежегодно заключает договоры со специализированной организацией по проверке функциональности, наладке, настройке и испытанию приборов безопасности автомобильного подъемника АГП-18.04, крана стрелового автомобильного КС-35714, грузоподъемностью 16 тонн и крана стрелового автомобильного КС-55713-5К-3, грузоподъемностью 25 тонн. (л.д. 12-16). Согласно свидетельству о регистрации, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору № А78-00135 от 12.12.2013, эксплуатируемый МП ЖКХ Билибинского муниципального района объект – склад ГСМ <адрес>, регистрационный номер А78-00135-0004, имеющий III класс опасности, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (л.д.132). В соответствии с картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, склад ГСМ <адрес>, имеет следующие признаки опасного производственного объекта: получение, использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», указанный опасный производственный объект имеет III класс опасности; при эксплуатации данного взрывопожароопасного производственного объекта требуется лицензия; в графе «эксплуатирующая организация» указано - Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>; в графе сведения о регистрации объекта в государственном реестре указано: регистрационный номер дата регистрации – 29.11.2007, дата перерегистрации – 12.12.2013, сведения о регистрирующем органе: МТУ Ростехнадзора (л.д. 135-136). В коммерческом предложении ЗАО «Нефтебазстрой» от 29 ноября 2012 года указаны работы по техническому перевооружению склада ГСМ в <адрес> на общую стоимость <данные изъяты> а именно: проектные работы – <данные изъяты> проверка резервуаров на герметичность методом просвечивания (Экспертиза промышленной безопасности) – <данные изъяты> нанесение антикоррозийного покрытия <данные изъяты> работы по обустройству основания и установки железобетонного основания – <данные изъяты> установка молниеотводов – <данные изъяты> (л.д. 149). Актом проверки фактического наличия ГСМ на складе ГСМ в <адрес> от 19 октября 2018 года комиссией в составе начальника участка ФИО7, заместителя начальника ФИО8, инженера ФИО9, установлено фактическое наличие находящегося в подотчете ГСМ (дизельное топливо арктическое) в 62 резервуарах и трубопроводе – в общем количестве 1 269,315 тонн с допустимой погрешностью 6 347 тонн (л.д. 21-22). Приказом МП ЖКХ Билибинского муниципального района от 09.01.2018 № 1 создан неснижаемый запас топлива на складе ГСМ участок Омолон в размере 550 тонн дизельного топлива марки «Арктическое», а также сформирован запас материалов производственно-технического назначения: трубы диаметром д-159, д-119, д-32; задвижки ду-100, ду-50; рубероид, теплоизоляции типа «Изовер»; листовая оцинкованная сталь; кабель 0,4 кв. 3*35*+1*16; электроды сварочные постоянного тока (л.д.23-24). Согласно техническому паспорту склада ГСМ <адрес>, инвентарный , на указанном объекте имеется строение (сторожка), состоящая из основного помещения площадью 21,4 кв.м. и пристройки площадью 8,7 кв.м. Указанное помещение принадлежит к муниципальному фонду, зарегистрировано за предприятием Билибинское унитарное муниципальное предприятие ЖКХ от 14.10.2003; ограждениями и сооружениями (замощениями) на участке являются 32 металлические емкости (л.д.25-39). Из схемы нефтебазы <адрес> МП ЖКХ Билибинского муниципального района, утвержденного главным инженером в январе 2012 года, усматривается, что на складе ГСМ имеется 56 емкостей: емкости объемом 50 м3 – 13 шт., емкости объемом 60 м3 – 32 шт., емкости объемом 75 м3 – 10 шт., емкости объемом 70 м3 - 1 шт. (л.д. 40). Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 07.04.2005 муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского района выдана Лицензия № 78-ЭВ-000068 (КХ) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества) твердофазные и жидкофазные вещества, способные к спонтанному разложению со взрывом; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре воды более 115 градусов Цельсия). Срок действия лицензии с 07.04.2005 по 07.04.2010 (л.д.130, 131). В силу ст.3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное юридическому лицу лицензирующим органом. Под лицензионными требованиями законодателем понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п.7 ст.3 Закона о лицензировании). Из п.12 ч.1 ст.12 названного закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Согласно п.3 ст.22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», на указанные в п.1 ст.12 настоящего Закона виды деятельности, которые предоставлены и срок которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно. Принимая во внимание, что срок действия лицензии от 7 апреля 2005 года № 78-ЭВ-000068 на день вступления в силу Закона о лицензировании (03.11.2011) истек, ответчику для осуществления деятельности по эксплуатации необходимо было обратиться в лицензирующий орган за получением лицензии на эксплуатацию спорного объекта.

В соответствии с п.1 ч.11 ст.19 указанного Федерального закона, пп.«у» п.5, Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 эксплуатация объекта с нарушением требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, являются грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении указанного выше лицензируемого вида деятельности.

Между тем, в ходе судебного разбирательства доказательств, свидетельствующих о получении юридическим лицом – Муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности после истечения срока лицензии от 7 апреля 2005 года № 78-ЭВ-000068 и до момента рассмотрения гражданского дела, в суд не представлено.

Суд приходит к выводу о том, что юридическое лицо Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта без соответствующей лицензии, что свидетельствует о нарушении п. 2 ст. 3, п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 2, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Неполучение лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, является, как указано выше, грубым нарушением лицензионных требований, существенно нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, создающим возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Как указано представителем ответчика и подтверждается исследованными в судебном заседании документами, на момент передачи склада ГСМ на емкостях не были установлены необходимые технические устройства, обеспечивающие контроль за их безопасными функционированием, отсутствовали железобетонные основания и поддоны под резервуарами с ГСМ. Спорный объект, переданный третьим лицом ответчику на праве хозяйственного ведения, не соответствует требованиям безопасности, установленным действующим законодательством, следовательно, без проведения реконструкции склада ГСМ, либо замены старых резервуаров, не отвечающих требованиям безопасности, на новые невозможно получение положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, необходимого при подаче заявления в лицензирующий орган на получение лицензии на эксплуатацию спорного объекта.

Ответчик неоднократно обращался в адрес Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики с просьбой рассмотреть возможность выделения финансовых средств на выполнение работ по техническому перевооружению склада ГСМ <адрес> в связи с эксплуатацией его с нарушением требований законодательства.

Так, в письме направленном в адрес начальника Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального ЧАО 17.03.2014 года, ответчик указывает, что для оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов МП ЖКХ Билибинского муниципального района необходимо устранить все нарушения выявленные проверкой: провести обследование и техническое диагностирование резервуаров и технологических трубопроводов по всем складам ГСМ; изготовить паспорта на резервуары по всем складам ГСМ; провести экспертизу промышленной безопасности резервуаров: обустроить основания под резервуары ГСМ, так как все резервуары складов ГСМ установлены на земле, восстановить антикоррозийное покрытие резервуаров ГСМ; обустроить заземление и молниеотводы на складах; установить необходимое оборудование на резервуары ГСМ; разработать План ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)Ю изготовить проекты на склады ГСМ; выполнить ограждение складов ГСМ. С целью исполнения пунктов предписания МП ЖКХ Билибинского муниципального района обратилось в специализированную организацию ЗАО «Нефтегазстрой». Стоимость работ по техническому перевооружению складов ГСМ <адрес> составляет <данные изъяты> (л.д.137-138).

14.03.2017 Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района в адрес начальника Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского АО направило письмо, в котором просило рассмотреть возможность выделения финансовых средств на проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, в том числе на техническое перевооружение склада ГСМ <адрес>, поскольку он является опасным производственным объектом, эксплуатируется с нарушением требований законодательства (л.д. 139-141).

21.09.2018 ответчик вновь обратился в Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального Чукотского АО с информацией, подготовленной к совещанию с заместителем полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе по вопросам подготовки к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов, в котором, в том числе, указал, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района не исполнено Предписание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 16.09.2016 №129 в части допущенного ответчиком нарушения: отсутствия лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. Для оформления лицензии предприятие не может получить положительное заключение промышленной экспертизы на складе <адрес>, который является ОПО 3 класса опасности и не отвечает требованиям «Правил технической эксплуатации нефтебаз». Стоимость проектных работ и проверка резервуаров на герметичность методом просвечивания составляет <данные изъяты> рублей в ценах 2012 года (л.д.142-148).

В коммерческом предложении ЗАО «Нефтебазстрой» от 29 ноября 2012 года указаны работы по техническому перевооружению склада <адрес> на общую стоимость <данные изъяты> а именно: проектные работы – <данные изъяты>, проверка резервуаров на герметичность методом просвечивания (Экспертиза промышленной безопасности) – <данные изъяты> нанесение антикоррозийного покрытия <данные изъяты>, работы по обустройству основания и установки железобетонного основания – <данные изъяты>, установка молниеотводов – <данные изъяты> (л.д. 149).

В коммерческом предложении от 13 мая 2019 года, АО «Метролог» предлагает выполнение работ по техническому перевооружению объекта «Склад ГСМ, расположенный в <адрес>», на общую стоимость <данные изъяты>, а именно: проектные работы – <данные изъяты> техническое обследование резервуаров – <данные изъяты>, строительно-монтажные работы – <данные изъяты> (л.д. 150).

До настоящего времени денежные средства на проведение указанных работ ответчику не выделены. Вместе с тем ответчиком в пределах имеющихся у него денежных средств проводятся мероприятия, направленные на то, чтобы эксплуатация спорного объекта осуществлялась в соответствии с действующим законодательством.

Как указано представителем ответчика и подтверждается материалами дела, склад ГСМ <адрес> включен в реестр ОПО, ему присвоен III класс опасности с выдачей соответствующего свидетельства о регистрации, проведено обучение трех сотрудников, а также проводится обучение персонала по соблюдению мер безопасности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ежегодно заключается договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на объекте, разработаны паспорта на резервуары, в которых хранится ГСМ, осуществляется производственный контроль на объекте со списанием резервуаров, не отвечающих требованиям безопасности

С учетом приведенных обстоятельств действия ответчика не могут расцениваться как бездействие, поскольку последним осуществляются мероприятия, направленные на приведение деятельности по эксплуатации склада ГСМ <адрес> согласно требованиям законодательства о лицензировании, исполнение требований в части неполучения лицензии зависит от выделения МП ЖКХ Билибинского муниципального района денежных средств, которые у ответчика отсутствуют.

Вместе с тем отсутствие финансирования на вышеуказанные мероприятия, которые необходимы для получения МП ЖКХ Билибинского муниципального района лицензии на эксплуатацию склада ГСМ <адрес>, не может служить основанием для несоблюдения ответчиком требований законодательства в сфере промышленной безопасности.

В силу ч.2 ст.2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, при осуществлении лицензируемого вида деятельности, поскольку осуществление юридическим лицом деятельности, связанной с эксплуатацией объекта, относящегося к опасным производственным объектам, без соблюдения указанных требований может повлечь за собой причинение ущерба жизни или здоровью людей, окружающей природной среде, значительные материальные потери, что влечет за собой нарушение прав, законных интересов граждан.

Довод ответчика о том, что склад ГСМ <адрес> находится в хозяйственном ведении ответчика и принадлежит муниципалитету, в связи с чем, собственник указанного имущества обязан произвести его реконструкцию, не основан на законе.

В соответствии с п.3 ст.215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296).

Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

При передаче собственником имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию одновременно передаются права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (право распоряжения ограничено ст. 18 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ, ст. 295 ГК РФ).

При этом право владения означает реальное обладание, право пользования – право извлечения выгоды, т. е. возможность эксплуатации имущества с целью получения прибыли.

В силу п.1 ст.3 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу ч.3 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Аналогичное положение содержится в Уставе МП ЖКХ Билибинского муниципального района.

В соответствии с п.1 ст.294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

В абз.2 п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

В силу ч.ч.1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия осуществляет в отношении указанного предприятия контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. То есть, передавая имущество в хозяйственное ведение муниципальному предприятию, собственник возлагает на него обязанности по эксплуатации и содержанию этого имущества.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, определяющих права и обязанности собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества действующим законодательством не предусмотрено, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве пользователю, возлагает на него и обязанность по его содержанию.

Поскольку права владения, пользования и распоряжения (с учетом ограничений, установленных Законом № 161-ФЗ) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, принадлежат ответчику, бремя содержания имущества, переданного в хозяйственное ведение последнему, несет указанное предприятие, следовательно, МП ЖКХ Билибинского муниципального района обязано производить реконструкцию и техническое перевооружение склада ГСМ в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах суд находит требование прокурора Билибинского района о возложении на ответчика обязанности привести деятельность по эксплуатации склада горюче-смазочных материалов <адрес> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом исследованных в судебном заседании документов, пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании о возможности приобретения новых резервуаров для ГСМ, отвечающих требованиям технической безопасности, стоимость и установка которых по предварительным расчетам намного ниже стоимости реконструкции спорного объекта, что займет с учетом требований действующего законодательства гораздо более длительное время нежели 12 месяцев, прокурор полагал возможным установить ответчику для выполнения требований федерального законодательства о лицензировании по спорному объекту срок 24 месяца с тем, чтобы после устранения всех недостатков ответчик мог обратиться в лицензирующий орган для получении лицензии на эксплуатацию склада ГСМ в <адрес>, предоставив для получения лицензии оформленные в соответствии с законодательством документы.

Представители ответчика и третьего лица согласились с прокурором о необходимости приведения деятельности по эксплуатации спорного объекта в соответствии с действующим законодательством о лицензировании, однако, полагали, что необходимо установить срок не менее трех лет для выполнения ответчиком требований прокурора, указав, что для выполнения указанных работ в полном объеме требуется провести ряд мероприятий, занимающих значительное количество времени, в том числе необходимо осуществить перевод земель, на которой расположен спорный объект, из категории «лесные» в категорию «промышленные земли», получить необходимые финансовые средства, составить проектную документацию, на что потребуется времени больше, чем 24 месяца.

Суд, определяя срок, в течение которого ответчиком будет выполнено требование прокурора о приведении деятельности по эксплуатации спорного объекта в соответствие с законом о лицензировании, учитывает обстоятельства, перечисленные представителями ответчика, факт того, что ответчику необходимо разработать проектную документацию, получить экспертное заключение, обосновать расходы на строительство или реконструкцию склада ГСМ в <адрес>, получить из бюджета округа необходимые денежные средства, которые выделяются на принятие новых видов расходных обязательств с соблюдением ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ, выполнить требования действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществить действия по доставке и установке необходимого оборудования, провести экспертизу промышленной безопасности для получения положительного заключения, оформить необходимые документы и направить их в лицензирующий орган, произвести иные действия, необходимые для приведения ответчиком деятельности по эксплуатации склада ГСМ в соответствие с законодательством о лицензировании.

Также суд принимает во внимание короткий навигационный период в Чукотском автономном округе, который начинается не ранее конца июня – начала июля, сложной транспортной схемы доставки товаров в сельские поселения Билибинского района Чукотского автономного округа и приходит к выводу, что ответчику для выполнения требований прокурора необходимо предоставить срок 30 месяцев. Указанный срок с учетом представленных доказательств суд находит разумным и обоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор Билибинского района обратился в суд с двумя требованиями неимущественного характера, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга (физических) лиц.

Согласно подп.3, 14 п. 1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.

Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении одного искового требования, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей в связи с удовлетворением одного искового требования.

С учетом требований ст. 103 ГПК РФ сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Билибинский муниципальный район.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования прокурора Билибинского района к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности; о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести деятельность по эксплуатации склада горюче-смазочных материалов <адрес> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании путем обращения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующим заявлением, оформленным в соответствии со ст.13 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности – склад горюче-смазочных материалов участка Омолон, удовлетворить частично.

Возложить на Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района обязанность в течение 30 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести деятельность по эксплуатации склада горюче-смазочных материалов <адрес> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании путем обращения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности – склад горюче-смазочных материалов <адрес>, оформленным в соответствии со ст.13 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В остальной части исковых требований прокурору Билибинского района отказать.

Взыскать с Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района в доход бюджета муниципального образования Билибинский муниципальный район государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено представление в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю.Скороходова

Копия верна

Подлинный документ подшит в деле № 2-92/2019, находящемся в производстве

Билибинского районного суда Чукотского автономного округа

Судья Е.Ю.Скороходова