НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ) от 05.05.2016 № 2А-74/16КОПИ

Дело № 2а-74/2016 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Билибино 5 мая 2016 года

Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,

ответчика Ковалевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-74/2016 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу к Ковалёвой Наталье Александровне о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу обратилась в Билибинский районный суд с административным иском к Ковалёвой Н.А. о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика.

В обоснование административного иска указано, что Ковалёва Н.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Чукотскому АО, ей присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН 870300005550).

Согласно учетным данным налогоплательщика, имеющимся в инспекции, Ковалёва Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Чукотский АО, <адрес>.

Согласно сведениям, представленным МОМВД России «Билибинский» за гр. Ковалевой (Должковой-Мирошниченко), зарегистрированы транспортные средства: КАМАЗ-43106, регистрационный знак В994ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак В972ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак С666СС87; TOYOTA SPRINTER CARIB, регистрационный знак М835ММ87.

Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Пунктами 1 и 3 статьи 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2009г. № 283-ФЗ) установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статьей 3 Закона Чукотского АО от 20.10.2010 № 92-ОЗ «О транспортном налоге в Чукотском АО» предусмотрено, что уплата транспортного налога на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления в окружной бюджет производится налогоплательщиками, являющимися физическими лицами путем внесения суммы налога, подлежащего уплате на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, до 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым органом произведен расчет и доначисление транспортного налога за 12 месяцев 2014 года в сумме 4 620,00 рублей.

В соответствии с. п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991г. плательщиком налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно сведениям, имеющимся у инспекции, которые представлены Управлением Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу за Ковалёвой Н.А. зарегистрировано имущество по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>; Чукотский автономный округ, <адрес>; Чукотский автономный округ, <адрес>.

На основании норм Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и сведений, представленных в соответствии с ними уполномоченными органами, Ковалёва Н.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Уплата налога производится не позднее 10 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 10,00 рублей.

Инспекция в адрес налогоплательщика Ковалёвой Н.А. направила налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность не погашена и составляет по транспортному налогу – 4 620,00 рублей, по налогу на имущество 10,00 рублей, пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу 97,53 рублей.

На основании изложенного административный истец просит взыскать с Ковалёвой Натальи Александровны в бюджет:

- транспортный налог за 2014 год в размере 4 620 рублей;

- налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 10 рублей;

- пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 97 рублей 53 копейки;

Административный истец о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, Межрайонная ИФНС России № 2 по Чукотскому АО просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Ковалёва Н.А. согласилась с исковыми требованиями административного истца о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 год, подтвердив признание иска представленным суду соответствующим заявлением о признании исковых требований в указанной части в письменной форме.

Заявление административного ответчика приобщено к административному делу в соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ.

Определением суда Ковалёвой Наталье Александровне в принятии признания административного искового требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу о взыскании с неё налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 10 рублей отказано, рассмотрение административного дела рассмотрено по существу.

С исковыми требованиями административного истца в части взыскания транспортного налога ответчик не согласилась. Пояснила, что налог на транспортные средства платить не должна, поскольку транспортные средства, зарегистрированные на её имя, а именно, TOYOTA CALDINA, регистрационный знак В972ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак С666СС87; TOYOTA SPRINTER CARIB М835ММ87, уничтожены в 2010 году: сгорели при поджоге неизвестным лицом. По данному факту было возбуждено уголовное дело, проводилось расследование. Транспортные средства, принадлежащие ей на праве собственности, не сняла с регистрационного учета, и с письменным заявлением о снятии транспортных средств с учета в регистрирующий орган не обращалась, так как считает, что сотрудники ГИБДД обязаны это сделать сами на основании акта об уничтожении транспортных средств.

После того, как транспортные средства были уничтожены, она устно обращалась в ГИБДД о снятии указанных транспортных средств с регистрационного учета. Ей пообещали, что все будет сделано. Полагает, что данные транспортные средства до сих пор стоят на регистрационном учете из-за неисполнения сотрудниками ОГИБДД МОМВД России «Билибинский» обязанности по снятию с регистрационного учета транспортных средств. Автомобиль КАМАЗ-43106, регистрационный знак В994ВВ87, ответчиком был продан в 2010 году. С заявлением о снятии с учета данного транспортного средства она не обращалась, поскольку, по её мнению, указанная обязанность возлагается на покупателя транспортного средства.

Доказательств обращения в ОГИБДД МОМВД России «Билибинский» о снятии с регистрационного учета транспортных средств ответчик не представила. Пояснила, что обращалась в ОГИБДД МОМВД России «Билибинский» с таким заявлением в устной форме.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Аналогичные положения содержит ст.48 НК РФ, согласно которой рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, в судах общей юрисдикции.

Судом установлено, что Ковалёва Н.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Чукотскому АО, как владелец транспортных средств: КАМАЗ-43106, регистрационный знак В994ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак В972ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак С666СС87; TOYOTA SPRINTER CARIB М835ММ87, а также как владелец недвижимого имущества – квартир, расположенных по следующим адресам: Чукотский автономный округ, <адрес>; Чукотский автономный округ, <адрес>; Чукотский автономный округ, <адрес>.

В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату, и прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

В силу ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу вышеприведенных положений закона, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в налоговую инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из базы данных владельцев автотранспортных средств.

Как следует из копии свидетельства о перемене имени гр-ка Должкова-Мирошниченко Наталья Александровна, ДД.ММ.ГГГГ переменила фамилию на Ковалёва (л.д.19).

В карточке учета транспортных средств указано, что Должкова-Мирошниченко (Ковалёва) Наталья Александровна является собственником транспортных средств: КАМАЗ-43106, регистрационный знак В994ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак В972ВВ87; TOYOTA CALDINA, регистрационный знак С666СС87; TOYOTA SPRINTER CARIB М835ММ87.

Учитывая, что информацию о том, что за Ковалёвой Н.А. зарегистрированы транспортные средства, предоставил в МИ ФНС № 2 по Чукотскому АО - орган, который в силу закона уполномочен производить государственную регистрацию таких транспортных средств и сообщать об их регистрации в налоговые органы, довод истца о том, за Ковалёвой Н.А. зарегистрированы транспортные средства, и она является плательщиком транспортного налога, соответствует закону.

Статья 363 НК РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из пункта 2 ст.3 Закона Чукотского АО от 29.10.2002г. № 66-ОЗ (ред. от 30.06.2014) «О транспортном налоге в Чукотском автономном округе» Чукотского АО от 29.10.2002г. № 66-ОЗ (в редакции от 20.10.2010г., действовавшей в 2014г.), следует, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании налогового уведомления - до 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно абз.3 п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с абз.4 п.4 ст.69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.

Довод ответчицы о том, что она не является владельцем транспортных средств, зарегистрированных за ней, поскольку данные транспортные средства уничтожены, а одно из них продано, в связи с чем они не являются объектом налогообложения, что освобождает её от уплаты транспортного налога, не может быть признан судом законным в связи с тем, что положения ст.357 НК РФ, связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает. Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года № 2015-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку при утилизации (списании) транспортного средства лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту его регистрации, представив в указанный уполномоченный орган соответствующее заявление и документы.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

С учетом изложенного довод административного ответчика об отсутствии у него обязанности уплачивать транспортный налог на транспортные средства, зарегистрированные за ним в установленном законом порядке, не соответствует действующему законодательству.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилое помещение (квартира, комната).

В соответствии с ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст.8 Закона Чукотского автономного округа № 47-ОЗ от 08.05.2015г. «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» единой датой начала применения на территории Чукотского автономного округа порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2017 года.

Таким образом, стоимость объектов при уплате налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в Чукотском автономном округе за 2014 год определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Как видно из материалов дела, 05.06.2015г. истцом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление о необходимости уплатить транспортный налог и налог на имущество за 2014 год в срок не позднее 01.10.2015г. (л.д. 28, 29).

Вместе с тем, рассчитав в уведомлении сумму налога на имущество физических лиц в размере 10 руб.00коп., административный истец, указал о наличии переплаты ответчиком налога на имущество физических лиц в сумме 79 руб.00коп., в связи с чем сумма налога на имущество физических лиц за налоговый период 2014г., подлежащая уплате Ковалёвой Н.А. составила 0 руб.

С учетом изложенного суд полагает требования административного истца о взыскании с административного ответчика суммы налога на имущество физических лиц в размере 10 руб. 00 коп. не подлежащими удовлетворению.

07.10.2015г. МИ ФНС России № 2 в адрес ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа о необходимости уплатить транспортный налог и налог на имущество за 2014 год. Указанное требование вручено ответчику Ковалёвой Н.А. лично 29.10.2015г. (л.д. 30-31, 32).

Как видно из представленных документов, в установленный срок ответчиком сумма транспортного налога не уплачена.

Учитывая изложенное, суд признает установленной обязанность административного ответчика по оплате транспортного налога за 2014 год.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части взыскания суммы транспортного налога в связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Часть 1 ст.113 КАС РФ предусматривает, что при отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением административного дела. В случае, если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного искового заявления, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с административного ответчика.

Исходя из содержания вышеперечисленных положений закона, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина, от которой истец освобожден в силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

В случае, если бы истец не был освобождён от уплаты государственной пошлины, при подаче административного искового заявления имущественного характера он был бы обязан в соответствии с подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ уплатить государственную пошлину в размере 400 рублей.

Таким образом, с Ковалёвой Н.А. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу к Ковалёвой Наталье Александровне о взыскании в бюджет суммы неуплаченного транспортного налога в размере 4 620 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 10 рублей, пени по транспортному налогу в размере 97 рублей 53 копейки – удовлетворить частично.

Взыскать с Ковалёвой Натальи Александровны, проживающей по адресу: г.Билибино Чукотского автономного округа, ул.Комсомольская, д.8, кв.7, зарегистрированной по адресу: г.Билибино Чукотского автономного округа, ул. Комарова, д.18, сумму неуплаченного транспортного налога в размере 4 620 (четыре тысячи шестьсот двадцать) рублей 00 копеек, перечислив денежные средства по следующим реквизитам: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО, наименование получателя платежа - Управление федерального казначейства по Чукотскому АО (Межрайонная ИФНС России № 2 по Чукотскому АО); ИНН – 8706004072, КПП – 870601001; БИК-047719001; ОКТМО-77609101; КБК– 18210604012021000110; Р/сч. 40101810400000010000.

Взыскать с Ковалёвой Натальи Александровны сумму пени по транспортному налогу в размере 97 (девяносто семь) рублей 53 копейки, перечислив денежные средства по следующим реквизитам: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО; наименование получателя платежа - Управление федерального казначейства по Чукотскому АО (Межрайонная ИФНС России № 2 по Чукотскому АО); ИНН – 8706004072; КПП – 870601001; БИК-047719001; ОКТМО-7760910; КБК – 18210604012022000110; Р/сч. 40101810400000010000.

Взыскать с Ковалёвой Натальи Александровны государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

В остальной части исковых требований административному ответчику отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа с подачей апелляционной жалобы в Билибинский районный суд в течение пятнадцати дней со дня со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья подпись Е.Ю. Скороходова

Копия верна

Судья Е.Ю. Скороходова