НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бикинского городского суда (Хабаровский край) от 23.09.2019 № 2-309/19

Дело № 2-309/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2019 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой ФИО7

с участием старшего помощника <адрес> городского прокурора Горбачевой ФИО8

представителя ответчика - Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Слободчиковой ФИО9 действующей на основании доверенности от <дата>

представителя ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы <адрес> сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес> Елесевой <адрес> действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления образования администрации Бикинского муниципального района <адрес> Елесевой ФИО10 действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> городского прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершения определенных действий.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что <адрес> городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства по противодействию терроризму в деятельности МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.

В силу требований статьи 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и защита от проявлений террористических угроз.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с положениями п.1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

П. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от <дата> "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее Постановление Правительства ).

В соответствии со ст. 7,8 Постановление Правительства для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории). Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

В соответствии со ст. 14 Постановление Правительства результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

В силу п. 15 Постановление Правительства в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Проверкой установлено, что <дата> утвержден акт категорирования объекта. На момент проверки <дата>, т.е. по истечению 12 месяцев образовательным учреждением не исполнен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, а именно: здание школы не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе ЧС; - не обеспеченно обслуживание системы видеонаблюдения.

В связи с выявленными вышеизложенными нарушениями прокурором <дата> в адрес руководства организации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, после рассмотрения мер прокурорского реагирования меры направленные на устранения выявленных недостатков не приняты.

Выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности учреждения, и негативно сказываются на безопасности несовершеннолетних воспитанников, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая защищенность объекта. Просит суд обязать Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> в срок до <дата> выделить денежные средства МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, для оборудования образовательного учреждения мерами по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренным актом категорирования объекта. Обязать МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в течение 3 месяцев с момента обеспечения финансирования Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> оборудовать образовательное учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе ЧС; обеспечить обслуживание системы видеонаблюдения.

Определением <адрес> городского суда о принятии искового заявления к производству и о подготовки дела к судебному разбирательству от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление образования администрации Бикинского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании старший помощник <адрес> городского прокурора Горбачева ФИО11., исковые требования уточнила, просила суд обязать МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> оборудовать образовательное учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе ЧС; обеспечить обслуживание системы видеонаблюдения в срок до <дата>. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что в настоящий момент в данном учреждении данные системы не установлены.

В судебном заседании Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Слободчикова ФИО12., действующая на основании доверенности исковые требования не признала. Представила письменный отзыв согласно которому, свои требования о возложении на ответчика обязанности выделить денежные средства МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района для оборудования образовательного учреждения мерами по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренным актом категорирования в срок до <дата> прокурор основывает на положениях ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от <дата>, п. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 2. Постановление Правительства РФ от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федераций, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - требования). Указанное постановление вступило в законную силу <дата>.

Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно п. 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии.

На основании п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

В п. 9 Требований указано, что в состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федераций по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).

Здание МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района передано в оперативное управление Управлению образования администрации <адрес> муниципального района. Должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) является заведующий МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района.

В соответствии с п. 14 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего рабочего дня работы комиссии.

В отношении МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района произведено категорирование в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от <дата>, акт обследования и категорирования от <дата>

В соответствии с п. 15 Требований отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Из приведенных норм права следует, что перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) для каждого объекта определяется должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), и утверждается представителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), с учетом прогнозного объема расходов, которые будут необходимы для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Но данный перечень мероприятий создан без учета финансовых возможностей администрации Бикинского муниципального района и других ее расходных обязательств.

Администрация <адрес> муниципального района выделяет денежные средства для нужд образовательного учреждения на основании нужд образовательных организаций, которые выражаются в письменных обращениях о выделении денежных средств, направляемых в администрацию <адрес> муниципального района, и при наличии источников дохода.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие нового расходного обязательства или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств может осуществляться при наличии дополнительных источников доходов, а так же обеспеченности в полном объеме первоочередных и социально значимых расходов (оплата труда и коммунальные услуги).

На основании изложенного просила суд в удовлетворении исковых требований <адрес> городского прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц в части возложения на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> выделить денежные средства МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, для оборудования образовательного учреждения мерами по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренным актом категорирования объекта в срок до <дата> отказать.

В судебном заседании представитель ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, представитель третьего лица – Управления образования администрации <адрес> муниципального района <адрес> Елесева ФИО13 действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что Управление образования является подведомственной организацией Администрации <адрес> муниципального района. Если Администрация выделяет денежные средства, то Управление образования уже распределяет их по школам. На данный момент в Министерство образования и науки <адрес> направлены документы о необходимости создать комиссию по обследованию, категорированию объектов в срок до <дата>.

Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, представителя ответчика МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, представителя третьего лица Управления образования администрации <адрес> муниципального района <адрес>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства (п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Пунктом 1,2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров возложена обязанность систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, при этом иск прокурора заявлен не только в интересах лиц, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении в настоящее время, но и лиц, которые в дальнейшем будут обучаться в нем, а так же работников дошкольного образовательного учреждения и лиц его посещающих.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Пунктом 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из данной нормы следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.

Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона РФ от <дата> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ст. 1 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

На основании п. п. 5, 7 ст.2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритете мер и предупреждения терроризма.

В соответствии с п.4 ст. 3 указанного Закона противодействие терроризму – деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указывает, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <дата> расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с п.п. «л» п.22 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки российской федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки российской федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.

По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.

Согласно п. 27 Требований система видеонабледения с учетом количества установленных камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

На основании п. 28 указанных Требований система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Как следует из материалов дела, в результате обследования объекта комиссией - МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес><дата> составлен акт обследования и категорирования места массового пребывания, согласно которому расчетное количество возможного одновременного пребывания людей - человек.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> отнесено к третьей категории опасности (раздел VI акта).

По итогам обследования комиссия пришла к выводу о необходимости оборудования объекта (территории) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и других лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС; Обеспечить контроль доступа в помещение д\с; заключить договор на обслуживание системы видеонаблюдения.

Согласно прилагаемому плану мероприятий по антитеррористической защищенности МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <дата> учебный год, утвержденному <дата> директором МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения Семерня ФИО14 срок исполнения проведения мероприятий по оборудованию объекта (территории) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и других лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС установлен <дата> заключить договор на обслуживание системы видеонаблюдения установлен <дата>

<дата><адрес> городской прокуратурой была проведена проверка состояния антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в образовательной организации МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе чрезвычайной ситуации, а также здание школы не обеспеченно обслуживание системы видеонаблюдения.

В результате проведенной проверки <дата> и.о. Бикинского городского прокурора вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о противодействии терроризму.

Согласно паспорта безопасности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> утвержденного <дата> в разделе VI «Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории)» указано, что силами, привлекаемыми для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), являются физическая охрана ММПЛ осуществляется собственными силами учреждения (сторож, вахтер); ОМВД России по <адрес>, отделение в Бикине УФСБ РФ по <адрес>, ОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ РФ по <адрес>», 32 ПЧ 3 ОПС <адрес>, Дежурно – диспетчерская служба (ДДС) Бикинского муниципального.

Средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории): пропускной режим, 1 пост охраны, ограждение металлическим забором по всему периметру здания, (территории), проводится инструктаж сотрудников охраны о порядке несения службы, действиям в кризисных и ЧС, изучение функциональных обязанностей, инструкций.

При этом в паспорте безопасности отсутствуют ссылки на нахождение на объекте - систем оповещения, в том числе, системы оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), соответствующей п. 28 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, согласно которого система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта; система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

В соответствии с разделом VIII «Выводы и рекомендации» - оборудование объекта (территории) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и других лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС; обеспечить контроль доступа в помещение д\с; заключить договор на обслуживание системы видеонаблюдения.

Отсутствие в МБОУ ООШ <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> оборудования системы экстренного оповещения работников, обучающихся и других лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС; а также системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов на территории образовательного учреждения.

Исходя из содержания положений статей 28, 41 Федерального закона от <дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме того, п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Согласно ст. 15 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ закреплено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае администрации <адрес> муниципального района <адрес>.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Бикинского городского прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> муниципального района <адрес> выделить денежные средства муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе Оренбургского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> для оборудования образовательного учреждения мерами по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренным актом категорирования объекта в срок до <дата>.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> оборудовать образовательное учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе ЧС; обеспечить обслуживание системы видеонаблюдения в срок до <дата>.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через <адрес> городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме принято <дата>