НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бежецкого городского суда (Тверская область) от 07.06.2022 № 2А-5-85/2022

УИД 69RS0002-06-2022-000111-12

Дело № 2а-5-85/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года пгт. Сонково

Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Сонково) в составе:

председательствующего судьи Лыбиной И.Е.,

при секретаре Синициной Т.Ю.,

представителя административного ответчика адвоката Федорова Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области к административному ответчику Алипбекову Талгату Сарытаевичу о взыскании задолженности по налогам, с заявлением о восстановлении срока,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Алипбекову Талгату Сарытаевичу о взыскании задолженности по налогам, с заявлением о восстановлении срока.

В обоснование иска указано, что Алипбеков Т.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области 12.04.2014.

27.11.2021 индивидуальный предприниматель Алипбеков Т.С. был исключен из ЕГРИП как недействующий ИП. Кроме того, Алипбеков Т.С. является плательщиком налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов.

В соответствии со статьями 346.47, 346.48 НК РФ объектом налогообложения при патентной системе налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 346.50 НК РФ налоговая ставка установлена в размере процентов.

Поскольку Алипбеков Т.С. применял патентную систему налогообложения, то плательщику начислены налоги. Налог на патентную систему налогообложения не уплачен.

В соответствии со статьей 75 НК РФ на задолженность по налогу на патентную систему налогообложения начислены пени.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со статьей 69 НК РФ в его адрес было направлено заказной корреспонденцией требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.01.2019 № 18 со сроком уплаты до 11.02.2019 налог и пени на общую сумм) 80165.33 руб. (остаток задолженности по налогу 80000 руб.), от 09.01.2019 № 30 со сроком уплаты до 01.02.2019 налог и пени на общую сумм; 80165.34 руб. (остаток задолженности по налогу 49315,00 руб.), от 31.01.2019 № 104 со сроком уплаты до 25.02.2019 налог и пени на общую сумм; 23192,36 руб. (остаток задолженности по пени 178,36 руб.), от 05.04.2019 № 107234 со сроком уплаты до 30.04.2019 налог и пени на общую сумму 80062,00 руб. (остаток задолженности по пени 31.00 руб.), от 12.04.2019 № 105797 со сроком уплаты до 14.05.2019 налог и пени на общую сумму 40103,33 руб. (остаток задолженности по налогу 40000 руб.), от 08.05.2019 № 48800 со сроком уплаты до 04.06.2019 налог и пени на общую сумму 80744,00 руб. (остаток задолженности по пени 361,67 руб.), от 30.05.2019 № 60897 со сроком уплаты до 18.06.2019 налог и пени на общую сумму 40599,33 руб. (остаток задолженности по пени 599,33 руб.), от 07.04.2021 № 2339 со сроком уплаты до 30.04.2021 пени на общую сумм) 18690,89 руб. (остаток задолженности по пени 15035,95 руб.).

Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ, ст. 17.1 и гл.11.1 КАС РФ налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций с ответчика по земельному налогу, налогу на имущества физических лиц, транспортному налогу, и пеней за их неуплату к мировому судье судебного участка № 64 Тверской области. Мировым судьей судебного участка №64 Тверской области была вынесено определение от 23.03.2022 № 9а-57/2022 об отказе принятии заявления о вынесении судебного приказа.

В соответствии со ст.95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления пропущенного процессуального срока.

Алипбеков Талгат Сарытаевич ИНН <данные изъяты> являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете в МИФНС России № 2 по Тверской области с 12.04.2014 по 27.11.2021, применял патентную систему налогообложения в ИФНС № 18, ИФНС № 24, ИФНС № 28, ИФНС № 29, ИФНС № 34 по г.Москве и требования об оплате налога, пени выставлялись данными инспекциями и администрировали ими.

В связи с централизацией 27.02.2021 администрирование налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения было передано в МИФНС России № 2 России по Тверской области.

Срок для взыскания в судебном порядке инспекцией был пропущен по причине поздней передачи в инспекцию требований об оплате налога, штрафа по патентной системы налогообложения, а также большой загруженности сотрудников инспекции. На обслуживании Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области находится восемь районов: Бежецкий, Весьегонский, Краснохолмский, Лесной, Максатихииский, Молоковский, Сандовский, Сонковский.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 31, 45, 48, 75 НК РФ, статьями 124-126, 286, 287, 291 КАС РФ, просят восстановить срок на подачу административного искового заявления. Вынести в отношении Алипбеков Талгат Сарытаевич, ИНН <данные изъяты> приказ о взыскании с него недоимки по: налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: налог за 2018год в размере 49315 руб., пеня с 10.01.2019 по 05.04.2020 в размере 4 255.34 руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 02.04.2019 по 04.04.2019 в размере 31.00 руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 10.01.2019 по 05.04.2020 в размере 2 448,31 руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: налог за 1 квартал 2019года в размере 40000 руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 02.04.2019 по 29.05.2019 в размере 599,33руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 02.04.2019 по 07.05.2019 в размере 361.67руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: налог за 2018год в размере 8000 руб., пеня с 10.01.2019 по 05.04.2020 в размере 8 510.66 руб. На общую сумму 185521,31 рублей.

13 мая 2022 года от административного истца поступили уточненные административные исковые требования, в которых указано, что в связи с допущенной технической ошибкой на стр. 2 административного искового заявления неверно указан взыскиваемый налог и судебный участок. Правильно следовало указать - «налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций с ответчика по налогу, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения, и пеней за их неуплату к мировому судье судебного участка № 53 Тверской области. Мировым судьей судебного участка № 53 Тверской области была вынесено определение от 23.03.2022 № 9а-57/2022 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа», что соответствует материалам дела». Также в просительной части ошибочно указано о вынесении судебного приказ (л.3) С учетом изложенного, Инспекция уточняет административное исковое заявление и просит восстановить срок на подачу административного искового заявления. Взыскать с Алипбекова Талгата Сарытаевича, ИНН <данные изъяты> недоимку по:

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: налог за 2018год в размере 49315 руб., пеня с 10.01.2019 по 05.04.2020 в размере 4 255.34 руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 02.04.2019 по 04.04.2019 в размере 31.00 руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 10.01.2019 но 05.04.2020 в размере 2 448,31 руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: налог за 1 квартал 2019года в размере 40000 руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 02.04.2019 по 29.05.2019 в размере 599.33руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: пеня с 02.04.2019 по 07.05.2019 в размере 361.67руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения: налог за 2018год в размере 80000 руб., пеня с 10.01.2019 по 05.04.2020 в размере 8 510.66 руб. на общую сумму 185 521,31 рублей.

Административный истец – Межрайонная ИФНС России №2 по Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседания не явился. Просил рассмотреть заявление без их участия, восстановив пропущенный срок для подачи административного искового заявления.

Административный ответчик Алипбеков Т.С. в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция направлялась по адресу: <адрес> возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения». Согласно справке отделения по вопросам миграции МО МВД России «Краснохолмский», Алипбеков Т.С. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 26.06.2012 по 27.11.2014, снят с учета по фиктивной регистрации.

Представитель административного ответчика Алипбекова Т.С. –адвокат Федоров Н.А. возражал против восстановления срока для подачи административного искового заявления, ссылаясь на то, что приведенные причины не являются уважительными.

На основании положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы административного иска, исследовав представленные доказательства и письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом, что предусмотрено ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявление о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 48 НК РФ пропущенный административным истцом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что требование №18 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 09.01.2019 г. Срок исполнения требования – до 11.02.2019 г. Требование № 30 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 09.01.2019 г. Срок исполнения требования – до 01.02.2019 г. Требование №104 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 31.01.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 31.01.2019 г. Срок исполнения требования – до 25.02.2019 г. Требование №107234 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.04.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 05.04.2019 г. Срок исполнения требования – до 30.04.2019 г. Требование №105797 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.04.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 12.04.2019 г. Срок исполнения требования – до 14.05.2019 г. Требование №48800 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 08.05.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 08.05.2019 г. Срок исполнения требования – до 04.06.2019 г. Требование №60897 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 30.05.2019 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 30.05.2019 г. Срок исполнения требования – до 18.06.2019 г. Требование №2339 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07.04.2021 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Алипбекову Т.С. заказным письмом 07.04.2021 г. Срок исполнения требования – до 30.04.2021 г.

До настоящего времени требования об уплате налогов административным ответчиком не исполнены, доказательства обратного суду не представлены.

Поскольку в добровольном порядке требование налогоплательщиком исполнено не было, 21.03.2022 Межрайонная ИФНС России № 2 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Тверской области с заявлением о восстановлении срока для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогам с Алипбекова Т.С.

Определением мирового судьи судебного участка № 53 Тверской области от 23 марта 2022 года МИФНС России № 2 по Тверской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, так как пропущен срок исковой давности и в связи с этим требование не является бесспорным.

27 апреля 2022 года МИФНС России № 2 по Тверской области обратилась в Бежецкий межрайонный суд Тверской области с настоящим иском (согласно штампу почтового отделения связи на конверте) со значительным пропуском установленного законом срока, одновременно представив заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением к Алипбекову Т.С. о взыскании недоимки по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

В силу требований ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Перечень уважительных причин, которые являются основанием для восстановления пропущенного налоговым органом срока на обращение в суд положениями налогового законодательства не определен, в связи с чем суд, исходя из оценки представленных налоговым органом доказательств, определяет, являются ли причины пропуска срока на обращение в суд, приведенные административным истцом, уважительными, то есть объективно препятствующими ему реализовать предоставленные законодательством полномочия по взысканию налогов.

Причины пропуска срока для подачи административного иска, связанные с поздней передачей в Инспекцию требований об оплате налога, штрафа по патентной системы налогообложения, а также большой загруженности сотрудников Инспекции, суд считает неубедительными и несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства объективно не являются препятствием для реализации предоставленных законодательством полномочий по взысканию налогов. Основания для признания причин пропуска указанного срока уважительными отсутствуют.

Административный истец является специализированным государственным органом, осуществляющим контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, у налогового органа не может быть объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога. Являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, инспекции должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, и она обязана принимать все возможные меры для своевременного обращения в суд за взысканием недоимки по налогам.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах ходатайство МИФНС России № 2 по Тверской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что пропуск срока, установленного налоговым законодательством, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска МИФНС России № 2 по Тверской области к Алипбекову Т.С.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Тверской области к Алипбекову Талгату Сарытаевичу о взыскании задолженности по налогам - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.

Решение в окончательной форме принято 09 июня 2022 года.

Председательствующий И.Е. Лыбина

УИД 69RS0002-06-2022-000111-12

Дело № 2а-5-85/2022