НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Безенчукского районного суда (Самарская область) от 16.09.2020 № 2-554/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Безенчук 16 сентября 2020 года

Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Нехорошевой Н.А., единолично,

при секретаре Камаевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-554/2020 по исковому заявлению Борисовой Любови Александровны к ГУ – УПФ РФ в муниципальном районе Безенчукский Самарской области (межрайонное) о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

22.07.2020г. в адрес суда поступило исковое заявление Борисовой Л.А. к ГУ – УПФ в м.р.Безенчукский Самарской области (межрайонное), в котором истец просит признать действия ответчика по взысканию излишне выплаченной пенсии незаконным и обязать ответчика отменить решение от 14.01.2020г. В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии в повышенном размере с учётом супруга Борисова Г.С., находящегося у неё на иждивении. 19.04.2012г. супруг умер. Сведения о его смерти были представлены в УПФ РФ в Приволжском районе. Страховая пенсия ему перестала начисляться. 14.01.2020г. ответчиком принято решение №13 о взыскании с неё излишне выплаченной суммы пенсии в размере 134 463,30 руб. путём удержания ежемесячно по 20% от установленного размера пенсии. О принятом решении извещения не было. При обращении в ГУ ОПФ РФ по Самарской области было получено разъяснение о том, что факт получения пенсии в завышенном размере был установлен только в ноябре 2019 года. Полагает, что территориальный орган был извещён об обстоятельстве, влекущем отмену назначенной выплаты, и решение вынесено незаконно, а расчёт переплаты за период с 01.05.2012 по 31.12.2019 не обоснован ввиду истечения срока исковой давности.

В судебном заседании Борисова Л.А. и её представитель – Топоров В.Л., действующий на основании доверенности <адрес>0 от 28.02.2020г., поддержали исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, указав, что, по факту смерти Борисова Г.С. они обращались в УПФ РФ, предоставляли свидетельство, сумма, указанная в решении нигде не фигурировала – в квитанциях строки нет. Считают, что вины Борисовой Л.А. в начислениях надбавки после смерти супруга не имеется, поскольку в УПФ РФ ей не говорили о необходимости предоставления письменного заявления.

Представитель административного ответчика – главный специалист-эксперт юрисконсульт ГУ – УПФ в м.р.Безенчукский Самарской области (межрайонное) Антипова С.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв и пояснила, что заявление о перерасчёте от 21.08.2007г., подписанное истцом, разъяснение обязанности о необходимости предоставлении письменного заявления в случае изменения условий, послуживших основанием к назначению выплаты, не содержит, однако по общему правилу порядок обращения в УПФ РФ носит заявительный характер. С заявлением о пересмотре размера пенсии в связи со смертью супруга Борисова Л.А. не обращалась. Факт переплаты фиксированной выплаты к пенсии в связи с нахождением на иждивении у истца его супруги был установлен в ноябре 2019 года при проведении контрольных мероприятий по проверке пенсионных дел получателей пенсий, фиксированный размер которым установлен в повышенном размере. В автоматическом режиме данную проверку осуществить было невозможно. Указала, что сведениями о ранее проведённых инвентаризациях пенсионного дела истца не располагает. Считает, что истец не выполнил обязанность, предусмотренную пенсионным законодательством, поскольку не сообщил о смерти супруги, которая находилась на его иждивении.

Заслушав представителей сторон, свидетеля, приглашённого истцом, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федерального закона N 400-ФЗ) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

В соответствии с ч.6 ст.21 Федерального закона N 400-ФЗ Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), их назначения (установления) и перерасчета их размера, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы установлены Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35496), Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждёнными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (далее по тексту – Правила N 884н), Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утверждёнными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее по тексту – Правила N 885н), соответственно.

Согласно п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона N 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы.

На основании ч.5 ст.26 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств. Требование к форме извещения законодательством не предусмотрено.

Положениями ст.28 Федерального закона N 400-ФЗ установлена ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Частью 2 названной статьи установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом, излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (ч.5 ст.28 Федерального закона N 400-ФЗ)

Аналогичные нормы содержались в пункте 4 статьи 23, пункте 2 статьи 25 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона N 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании, в том числе, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч.3).

Судом установлено, что истец Борисова Л.А. является пенсионером. С 01.09.2007г. ей на основании заявления от 21.08.2007г. был установлен фиксированный базовый размер трудовой пенсии в повышенном размере с учётом иждивенца – супруга Борисова Геннадия Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 22-23).

ДД.ММ.ГГГГ. Борисов Г.С. умер.

На основании свидетельства о смерти, представленного в клиентскую службу ПФР Приволжского района, было выплачено пособие на погребение умершего Борисова Г.С., а также с 01.05.2012г. прекращена выплата пенсии умершего Борисова Г.С.

Согласно сведениям, представленным ответчиком в отзыве на исковое заявление, а также изложенным в ходе судебного заседания уполномоченным представителем, в ноябре 2019 года была проведена выверка данных ПТК НВП, в ходе которой был установлен факт получения Борисовой Л.А. базовой части трудовой пенсии в повышенном размере и после смерти иждивенца, что зафиксировано в соответствующем протоколе №13 от 14.01.2020г. (л.д.24).

На основании выявленного факта 14.01.2020г. ГУ – УПФ в м.р.Безенчукский Самарской области (межрайонное) вынесено решение №13 о взыскании сумм пенсии (социальной выплаты), излишне выплаченных пенсионеру, согласно которому с февраля 2020г. с пенсии Борисовой Л.А. стали производиться удержания в размере 20% до полного погашения переплаты, которая, согласно расчёту, составила 134 463,30 руб. (л.д.25, 26).

Исследуя довод ответчика о том, что до ноября 2019 года было невозможно в автоматическом режиме осуществить проверку пенсионного дела Борисовой Л.А., являющейся получателем пенсии, фиксированный размер которой установлен в повышенном размере (с иждивенцами), суд принимает во внимание следующее.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 24.06.2013 N 241р «Об организации работы территориальных органов ПФР по проведению инвентаризации выплатных (пенсионных) дел» установлен Порядок проведения инвентаризации выплатных (пенсионных) дел (далее по тексту – Порядок инвентаризации).

В силу п.1.2 Порядка инвентаризации основными задачами проведения инвентаризации выплатных (пенсионных) дел, в том числе, являются устранение нарушений законодательства Российской Федерации и обеспечение достоверности данных о получателях пенсии и размере их пенсионного обеспечения.

Положениями раздела №2 Порядка инвентаризации предусмотрено, что в целях проведения инвентаризации в отделении ПФР на основании соответствующего распорядительного акта создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Для непосредственного проведения инвентаризации в территориальных органах ПФР, подведомственных отделению ПФР, создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав рабочей комиссии, конкретные сроки проведения инвентаризации и план-график проведения инвентаризации выплатных (пенсионных) дел получателей пенсий и иных социальных выплат (далее - План-график) (приложение N 1 к Порядку) утверждаются распорядительным актом территориального органа ПФР.

Инвентаризация выплатных (пенсионных) дел проводится территориальным органом ПФР в обязательном порядке не реже одного раза в два года. Инвентаризации подлежат все действующие выплатные (пенсионные) дела, Сроки проведения инвентаризаций в отчетном периоде, перечень категорий выплатных (пенсионных) дел, проверяемых при каждой из них, устанавливаются распорядительным актом отделения ПФР (п.3.1, п.3.2 Порядка инвентаризации).

В силу п.4.1 Порядка инвентаризации Результаты инвентаризации оформляются Актом инвентаризации выплатных (пенсионных) дел получателей пенсий и иных социальных выплат.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания путём обозревания пенсионного дела Борисовой Л.А. установлено, что, согласно отметкам на корке, инвентаризация пенсионного дела с момента его заведения проводилась трижды: 06.07.1999г., 20.06.2017 и 18.04.2019г. Сведения о результатах инвентаризации за 1999 и 2017 годы отсутствуют, информации о каких-либо нарушениях порядка исчисления и выплаты пенсии, выявленных в ходе инвентаризации, не имеется, при этом, в ходе проверки, проведённой в 2019 году, выявлен факт осуществления безосновательного начисления и выплаты надбавки за период с 01.05.2012 по 31.12.2019 гг.

Разрешая возникший спор относительно законности принятого решения, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.2 ст.28 Федерального закона N 400-ФЗ порядок возмещения виновными лицами Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба определён положениями главы 60 ГК РФ, предусматривающей обязательства вследствие неосновательного обогащения.

На основании пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

В соответствии с положениями подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности, заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм либо осуществляющей их удержание на основании самостоятельно принятого решения.

Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П правовой позиции, с гражданина, которому решением уполномоченного органа назначены меры социальной поддержки на основании представленных им документов, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

Суд учитывает, что документы, подтверждающие, что Борисовой Л.А. было разъяснено о необходимости письменного уведомления ПФР об изменении обстоятельств, послуживших к назначению выплаты, в материалах дела отсутствуют. Копия заявления Борисовой Л.А. о перерасчёте размера пенсии от 21.08.2007г. такого указания не содержит. При этом следует отметить, что требование к форме извещения нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ также не было предусмотрено. Таким образом, довод представителя ответчика о том, что заявление о прекращении выплаты надбавки на иждивение должно было быть подано Борисовой Л.А. в письменном виде в рамках её пенсионного дела, суд находит несостоятельным и подлежащим отклонению.

Судом установлено, что после смерти супруга, Борисова Л.А. представила в клиентскую службу ПФР Приволжского района Самарской области свидетельство о его смерти, приняв которое, сотрудники ПФР оформили пособие на погребение. Данное обстоятельство подтверждается истребованными материалами пенсионного дела умершего и свидетельствует о том, что Борисова Л.А., несмотря на отсутствие должного разъяснения, добросовестно выполнила обязанность, предусмотренную ч.4 ст.23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующей на день её возникновения, и безотлагательно известила территориальный орган ПФР о смерти своего супруга, находящегося на её иждивении.

Анализ правовых норм, закреплённых в отношении деятельности Пенсионного фонда РФ, позволяет сделать вывод о том, что данный государственный орган, осуществляющий государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, во исполнение функций, возложенных на него, должен осуществлять своевременный контроль за правильностью производимых начислений и выплатой назначенных пенсий (в том числе, с учетом повышений фиксированных выплат) путём истребования подтверждающих документов, проведения инвентаризаций пенсионных дел в сроки, установленные законом.

С учётом имеющихся полномочий должностные лица соответствующего территориального отделения ПФР, приняв сведения о смерти граждан, обязаны приостановить выплату назначенных пенсии, пособий и иных выплат, имеющих взаимосвязь с фактом смерти конкретного гражданина, в том числе, и ранее установленной фиксированной выплаты к пенсии гражданина, на иждивении которого находился умерший.

Вместе с тем, сотрудники клиентской службы ПФР Приволжского района Самарской области, куда Борисова Л.А. передала сведения о смерти своего супруга Борисова Г.С., находящегося на её иждивении, указанное обстоятельство к сведению не приняли – факт нахождения умершего на иждивении супруга не проверили, перерасчёт пенсии Борисова Л.А. с учётом представленного документа не осуществили, что привело к необоснованному начислению со стороны УПФ РФ фиксированной выплаты к пенсии Борисовой Л.А. вплоть до конца 2019 года.

Судом установлено, что Борисова Л.А. не могла знать, а в силу своего престарелого возраста и понимать, что начисление фиксированной выплаты не прекращено, поскольку из содержания почтовых квитанций установить данное обстоятельство невозможно ввиду отсутствия отдельной строки. Представитель ответчика подтвердила, что доплата на иждивенца является частью страховой пенсии и не может отражаться отдельно. Довод представитель ответчика о том, что Борисова Л.А. могла самостоятельно догадаться о том, что надбавка к пенсии за иждивенца всё ещё начисляется, исходя из общего размера получаемой пенсии, суд находит безосновательным, поскольку расчет общей суммы пенсии на основании составных частей осуществляется УПФ РФ, а не пенсионером.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает в действиях Борисовой Л.А. признака недобросовестности при получении фиксированной выплаты к пенсии за иждивенца и приходит к выводу о том, что решение от 14.01.2020г. о взыскании сумм пенсии (социальной выплаты), излишне выплаченных пенсионеру, принято в нарушение действующих норм законодательства и подлежит отмене.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисовой Любови Александровны удовлетворить.

Признать действия Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда в муниципальном районе Безенчукский Самарской области (межрайонное) о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных Борисовой Любови Александровне, незаконными.

Отменить решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда в муниципальном районе Безенчукский Самарской области (межрайонное) от 14.01.2020г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.

Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2020г.

Мотивированный текст решения изготовлен 17.09.2020г.

Судья Н.А. Нехорошева