дело № 2-867/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2018 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Гусаровой Е.В.,
при секретаре Михотиной И.Ф.,
с участием истца Тактаровой Л.В., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Бессоновского района Пензенской области Жалниной Н.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика АО Птицефабрика «Васильевская» Родниковой В.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тактаровой Лидии Викторовны к Управлению социальной защиты населения администрации Бессоновского района Пензенской области, АО «Васильевская птицефабрика», ГУ Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании права на получение и взыскание пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере, возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности выплачивать пособие,
У С Т А Н О В И Л:
Тактарова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором ссылается на следующие обстоятельства:
С ДД.ММ.ГГГГ она состоит в трудовых отношениях с АО «Васильевская птицефабрика». С 11 марта 2016 года на основании личного заявления от 29 февраля 2016 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, что подтверждается приказом № от 29 февраля 2016 года. Период отпуска установлен с 11 марта 2016 года по 13 декабря 2018 года включительно.
С 29 февраля 2016 года на основании ее личного заявления от 18 апреля 2016 года она вышла на работу на условиях неполного рабочего дня, что подтверждается приказом №. Режим рабочего времени установлен согласно данному приказу с 08 ч.00 мин. до 15ч.12 мин.
В период с 11 марта 2016 года она находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет за указанный период ей начислялось и выплачивалось в размере 80% от заработной платы до 31 июля 2018 года. С 01 августа 2018 года выплаты пособия ей прекращены без каких-либо оснований.
В адрес работодателя и ГУ Пензенского регионального отделения ФСС РФ ею было направлено требование о разъяснении причин по невыплате пособия, ответ на которое получен не был.
Считает, что нарушено ее право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, так как выплата пособия прекращена без объяснения причин и иных решений государственных органов имеющие право принимать решение об отказе в выплате пособия.
Просила суд признать право на получение пособия по уходу за ребенком Т.Л.А., обязать АО «Васильевская птицефабрика» включить ее в список лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком, взыскать с ГУ ФСС РФ за счет средств федерального бюджета в ее пользу задолженность по выплате пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере на Т.Л.А., за период с 01 августа 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 68 503,6 руб., обязать выплачивать пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере с 01 октября 2018 года до достижения ребенку возраста трех лет.
Определением Бессоновского районного суда Пензенской области от 09 ноября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Определением Бессоновского районного суда Пензенской области от 29 ноября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
В судебном заседании истец Тактарова Л.В. на исковых требованиях с учетом увеличений настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что со 02 мая 2012 года она состоит в трудовых отношениях с АО Птицефабрика «Васильевская». С 11 марта 2016 года на основании ее личного заявления от 29 февраля 2016 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Период отпуска установлен с 11 марта 2016 года по 13 декабря 2018 года включительно. С 18 апреля 2016 года на основании ее личного заявления от 29 февраля 2016 года она вышла на работу на условиях неполного рабочего дня, что подтверждается приказом №. В период с 11 марта 2016 года она находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет за указанный период ей начислялось и выплачивалось регулярно. С августа 2018 года выплаты пособия прекращены, без каких либо оснований. В организации установлена 36-часовая рабочая неделя в связи с работают в сельской местности. Согласно приказу она сократила свой рабочий день на 1 час. Поэтому у нее продолжительность рабочей недели составила 31 час. За время, на которое был сокращен рабочий день, она успевала осуществлять уход за ребенком. Полагает, что ей необоснованно была прекращена выплата пособия по уходу за ребенком до трех лет. Указала, что являлась получателем пособия по уходу за ребенком до полутора лет, поэтому пособие по уходу за ребенком до трех лет подлежит выплате ей. Ее права были ущемлены, в том числе тем, что ГУ Пензенское региональное отделение ФСС РФ не возместило работодателю расходы по выплате пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 01 января 2017 года.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Бессоновского района Пензенской области Жалнина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в августе 2017 года от АО Птицефабрика «Васильевская» поступила заявка на выплату пособия по уходу за ребенком. В указанной заявке была указана Тактарова Л.В., которой с 14 июня 2017 года по июль 2018 года было начислено и выплачено пособие по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. С 01 августа 2018 года выплата была приостановлена, так как ФСС не подтвердил право на выплату пособия. В тот период времени проходила проверка, был сделан запрос. До получения ответа, они приостановили выплату пособия до выяснения обстоятельств. В письме ФСС указал, что по результатам проведенной проверки отделением Фонда не приняты к зачету расходы на выплату ежемесячного пособия Тактаровой Л.В. за период с 01 января 2017 г. по 13 июня 2017 г. в сумме 186101,45 руб., в том числе: январь - 34251,8 руб., февраль - 34251,8 руб., март - 34251,8 руб., апрель - 34251,8 руб., май - 34251,8 руб., июнь - 14842,45 руб. Пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет выплачивается за счет средств федерального бюджета в двойном размере тех получателем, которые на 30 июня 2016 года имели на данное пособие право. Их выплата выплачивается тем, кто получал пособие до полутора лет. Тактаровой Л.В. были выплачены излишние суммы. От полутора лет до трех лет пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета. Из письма ФСС от 22 октября 2018 года следует, что Тактарова Л.В. не является получателем пособия по уходу за ребенком до полутора лет в двойном размере, поэтому не имеет право на пособие по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Если ФСС не подтвердил выплату ей пособия до полутора лет, т.е. не произвел зачет с работодателем выплаченных ей сумм пособия по уходу за ребенком до полутора лет, значит истец является работающим гражданином, соответственно, пособие по уходу за ребенком работающим гражданам не выплачивается. Пособие по уходу за ребенком до трех лет является компенсационной выплатой. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика АО «Васильевская птицефабрика» Родникова В.А. в судебном заседании исковые требования Тактаровой Л.В. поддержала. Суду пояснила, что истица Тактарова Л.В. работает в АО «Васильевская птицефабрика» <данные изъяты> на основании трудового договора от 02 мая 2012 года. Приказом от 29 февраля 2016 № Тактаровой Л.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет. Истице с 18 апреля 2016 г. установлен неполный рабочий день на условиях пятидневной рабочей недели, сокращена продолжительность ежедневной работы на 1 час во все дни рабочей недели, продолжительность рабочей недели - 31 час, с режимом работы с 08:00 час. до 15:12 час. Правилами предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439, определен порядок предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Для предоставления пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет организации по месту работы граждан формируют список и направляют его в орган в сфере социальной защиты населения по месту работы лица, получающего пособие. Заявки на потребность в денежных средствах на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в Управление социальной защиты Обществом подавалось заблаговременно в начале текущего месяца на следующий. В список на выплату пособия за август, сентябрь 2018 года истица была включена. Однако Управление социальной защиты просило исключить из списка Тактарову Л.В. в связи с тем, что у них возникли вопросы в части обоснованности выплат пособий, что и было сделано по устному ходатайству. Указала, что организация отказ зачета ФСС выплаченных Тактаровой Л.В. сумм пособия по уходу за ребенком до полутора лет не обжаловала. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. От управляющего поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ГУ - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. Также представлены возражения, изложенные в письменном виде, в которых указано, что в период с 27 марта 2018 года по 16 апреля 2018 года главным специалистом - уполномоченным ГУ - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в АО «Васильевская птицефабрика». В ходе проведения камеральной проверки установлено, что со 02 мая 2012 года истица состоит в трудовых отношениях с АО «Васильевская птицефабрика». На основании заявления Тактаровой Л.В. от 29 февраля 2016 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 11 марта 2016 года по 13 декабря 2018 года и назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком. На основании заявления от 29 февраля 2016 года с 18 апреля 2016 года Тактарова Л.В. приступила к работе на условиях неполного рабочего времени. Согласно приказу от 18 апреля 2016 года № и дополнительному соглашению от 18 апреля 2016 года к трудовому договору от 02 мая 2012 года продолжительность ежедневной работы Тактаровой Л.В. сокращена на один час во все дни рабочей недели. Продолжительность рабочей недели составила 31 час, что составляет 86,1% от занятости рабочего дня. Тактарова Л.В. воспользовалась представленным ст. 256 ТК РФ правом на работу на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с сохранением соответствующего пособия. Считают, что сложившиеся ситуация свидетельствует о злоупотреблении истицей правом в целях получения дополнительного материального обеспечения, которое влечет за собой несоблюдение условий, предусмотренных ч.2 ст. 11.1 ФЗ №255-ФЗ для сохранения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Фактически при таком режиме работы (86,1% занятости рабочего времени), у Тактаровой Л.В. отсутствует возможность продолжать осуществлять уход за ребенком в оставшееся от полного рабочего дня времени, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком теряет функцию компенсации утраченного заработка и приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, имеющего ребенка в возрасте до 1,5 лет. В ходе проверки установлено, что средняя месячная заработная плата за 2014- 2015 годы, предшествующего отпуску по беременности и родам и отпуску по уходу за ребенком Тактаровой Л.В., составила 42 814,75 руб. За 5 месяцев 2017 года средняя месячная плата Тактаровой Л.В. составила 48 434,16 руб. Таким образом, заработная плата в период работы на условиях неполного рабочего времени у Тактаровой Л.В. выше, чем до предоставления ей отпуска по уходу за ребенком. В удовлетворении исковых требований к ФСС просили отказать.
Представитель ответчика Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов РФ переданы федеральные полномочия по назначению и выплате компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для предоставления пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет организации по месту работы граждан формируют список, в котором указываются: фамилия, имя, отчество лица, получающего пособие; число, месяц, год рождения ребенка; размер пособия; реквизиты организации по месту работы лица, получающего пособие, реквизиты организации федеральной почтовой связи по постоянному месту жительства, получающего пособие, или реквизиты счета, открытого по заявлению этого лица в кредитной организации. Список подписывается руководителем организации по месту работы лица, получающего пособие, заверяется печатью и ежемесячно представляется в орган в сфере социальной защиты населения по месту работы лица, получающего пособие. Руководители организаций по месту работы лиц, получающих пособие, одновременно со списками представляют в органы в сфере социальной защиты населения, заверенные печатью выписки из приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. АО «Васильевская птицефабрика» ежемесячно направляла в органы социальной защиты населения администрации Бессоновского района Пензенской области список (заявку) для назначения своей сотруднице Тактаровой Л.В. пособия на дочь Тактарову Л.А., на основании списка УСЗН осуществляли перечисление средств федерального бюджета на счет получательницы. Пособие зачислялось своевременно, задолженности не имелось. Однако, в июле 2018 года у УСЗН появилась информация о том, что в АО «Васильевская птицефабрика» проходила проверка получателей пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и некоторым работникам птицефабрики пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, финансируемое из федерального бюджета, не возместили. Полученная информация ставит под Тактаровой Л.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере от 1,5 до 3-х лет органами социальной защиты населения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 22 ТК РФ осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, обязан работодатель.
В силу положений ст.1 Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии со ст. 6 Закона № 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 ст. 22 Закона № 165-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, подпунктом 3 пункта 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать своевременную выплату страхового обеспечения в соответствии с федеральными законами и вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством определены Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ (далее Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81 - ФЗ), закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно п.п. 6 п.2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (пункт 1 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ).
При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Согласно части 1 ст.13 Закона №255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Согласно ст.4 и ч.1 ст. 14 Закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также п.п. «а» п.46 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования выплачивается в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
До 01 июля 2016 года частью 1 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон №1244-1) было установлено право граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1074, и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом N 1244-1 (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 388-ФЗ), до наступления оснований прекращения выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 №439 (далее Правила).
Согласно п.9 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой пособия, осуществляется гражданам:
- в период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации для выплаты пособия в размере, превышающем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» раздела «Межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
- в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - с 01 января 2015 года за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
До 01 января 2015 года средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату пособия по месту работы лиц, получающих пособие по уходу за ребенком в двойном размере в возрасте от полутора до трех лет перечислялись работодателям территориальными органами Федерального казначейства на основании представленных работодателем документов.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что со 02 мая 2012 года Тактарова Л.В. состоит в трудовых отношениях с АО «Васильевская птицефабрика», работая <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором (л.д.10-12).
Из свидетельства о рождении следует, что Т.Л.А., матерью которой является истица по делу, родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
На основании заявления Тактаровой Л.В. от 29 февраля 2016 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 11 марта 2016 года по 13 декабря 2018 года, что подтверждается приказом № от 29 февраля 2016 года о предоставлении отпуска работнику (л.д.13,14).
На основании заявление от 29 февраля 2016 года Тактарова Л.В. с 18 апреля 2016 года в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком преступила к работе на условиях неполного рабочего времени. График работы: с 08-00 до 15-12 (л.д.15).
Согласно приказу № от 18 апреля 2016 года и дополнительному соглашению от 18 апреля 2016 года к трудовому договору от 02 мая 2012 года продолжительность рабочего дня Тактаровой Л.В. сокращена на один час во все дни рабочей недели (л.д.16,17).
В судебном заседании установлено, что продолжительность рабочей недели Тактаровой Л.В. составила 31 час, что составляет 86,1% занятости рабочего дня.
Из сообщения ООО «Черкизово - объединенный центр обслуживания» от 21 августа 2018 года усматривается, что заявки на потребность в денежных средствах на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в Социальную защиту населения подаются заблаговременно в начале текущего месяца на следующий. В списке на выплату пособия за август 2018 года Тактарова Л.В. числилась, но после получения данной заявки у Управления социальной защиты населения администрации Бессоновского района Пензенской области возникли вопросы в части обоснованности выплат за текущий месяц, а также за все предыдущие, с последующим требованием исключить Тактарову Л.В. из списка. Основанием послужило решение камеральной проверки «О непринятии к зачету расходов на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № от 22 июня 2018 года, в котором обстоятельно изложены факты, свидетельствующие о том, что получение Тактаровой Л.В. пособия по уходу за ребенком является нецелесообразным и нарушает условия, предусмотренные частью 2 ст. 11.1 ФЗ от 29 декабря 2006 №255-ФЗ (л.д.19).
Согласно справке ООО «ЧЕРКИЗОВО- Объединенный Центр Обслуживания», действующего в интересах АО «Васильевская Птицефабрика», последнее производило выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком в двойном размере до достижения возраста полутора лет в пользу Тактаровой Л.В. в период отпуска по уходу за ребенком Т.Л.А. с 11 марта 2016 года по 13 июня 2017 года. За весь период было выплачено пособие в размере 517570,48 руб., данные расходы по результатам проверки ГУ Пензенского регионального ФСС РФ к зачету не приняты.
В период с 27 марта 2018 года по 16 апреля 2018 года главным специалистом - уполномоченным Государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в АО «Васильевская птицефабрика». В ходе проверки установлено, что средняя месячная заработная плата за 2014-2015 годы, предшествующие отпуску по беременности и родам и отпуску по уходу за ребенком Тактаровой Л.В., составила 42 814,75 руб. За 5 месяцев 2017 года средняя месячная плата Тактаровой Л.В. составила 48 434,16 руб. Таким образом, заработная плата в период работы на условиях неполного рабочего времени у Тактаровой Л.В. выше, чем до предоставления ей отпуска по уходу за ребенком.
В рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного стимулирования работника, поскольку рабочий день Тактаровой Л.В. был сокращен всего на один час, в рамках которого осуществлять полноценный уход за ребенком достаточно проблематично. Кроме того, в спорный период размер заработка истца без учета пособия по уходу за ребенком был выше, чем заработок за период, предшествующий уходу в отпуск по уходу за ребенком.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении Тактаровой Л.В. правом, предоставленном законодательством Российской Федерации, на получение пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет в двойном размере.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Доводы истца о том, что в сокращенное рабочее время она успевала осуществлять уход за ребенком, ничем не подтверждены.
При таких обстоятельствах исковые требования Тактаровой Л.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Тактаровой Лидии Викторовны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного текста судебного решения, которое изготовлено 28 декабря 2018 года.
Судья Е.В. Гусарова