№ 2-900/2020
УИД:24RS0004-01-2020-000376-66
копия
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
именем Российской Федерации
17 августа 2020 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пятовой Д.В.,
при секретаре Кузьминой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) к Гранину Павлу Юрьевичу о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) обратилось в суд с указанным иском к Гранину П.Ю., ссылаясь на то, что ответчику на основании поданного им заявления назначена досрочная пенсия в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». На момент обращения <дата> за досрочной пенсией по старости в ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) ответчик с <дата> и по настоящее время является получателем пенсии по линии МВД. Право на одновременное получение 2-х пенсий (пенсии по выслуге лет и досрочной пенсии по старости) у Гранина П.Ю. отсутствует. В результате проведенных мероприятий при проведении сверки информации о получателях пенсий по линии силового ведомства (МВД России) и ПФР в октябре 2019 года был выявлен факт получения Граниным П.Ю. пенсии за выслугу лет с <дата> в соответствии с законом №. В результате сокрытия информации о получении пенсии по линии МВД, Гранин П.Ю. причинил своими действиями материальный ущерб ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) за период с <дата> по <дата> на сумму 1 275 008 руб. 90 коп. Просило взыскать с Гранина П.Ю. в пользу ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) сумму неосновательного обогащения в размере 1 275 008 руб. 90 коп.
В судебное заседание представитель истца ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) Островских О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства, на исковых требованиях настаивала.
В судебное заседание ответчик Гранин П.Ю. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, иных ходатайств не представил.
Дело рассмотрено судом в порядке заочного судопроизводства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно части 2 статьи 6 вышеназванного Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Исходя из п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Федеральным законом от 22.07.2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дополнена частью четвертой следующего содержания: "Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".".
Получатель государственной пенсии в соответствии с Законом № 4468-1 имеет право только на получение страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
На основании ч.1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Аналогичная норма установлена статьей 7 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В соответствии с п.4 ст.23 и ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"и ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, выпиской из лицевого счета застрахованного лица от <дата>, копией трудовой книжки от <дата>, копией военного билета от <дата>, копией аттестата об окончании училища от <дата>, справкой ГУ МВД России по Красноярскому краю от <дата>, что Гранин П.Ю. является пенсионером МВД с <дата>. С <дата> Гранину П.Ю. назначена трудовая пенсия за работу в районах Крайнего Севера (решение УПФР в Березовском районе Красноярского края от <дата>).
Протоколом от <дата> ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) выявлен факт излишней выплаты пенсии по линии МВД за период с <дата> по <дата> в сумме 1 270 008 руб. 90 коп. Протоколом от <дата> ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) выявлен факт излишней Единовременной выплаты гражданам, получающим выплату за период с <дата> по <дата> в сумме 5 000 руб. 00 коп., с прилагаемыми к ним расчетами. В обоих случаях выплата произведена в связи с несвоевременным предоставлением Граниным П.Ю. информации, влияющей на право получения пенсионером пенсии по линии МВД с <дата>.
Решением ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) о единовременной выплате от <дата> Гранину П.Ю. определено выплатить единовременную выплату в размере 5 000 руб.
Согласно акта об ознакомлении от <дата>, Гранин П.Ю. в ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) <дата> был ознакомлен с выявленным фактом переплаты пенсии в общем размере 1 275 008 руб. 90 коп., сумму переплаты излишне выплаченной пенсии не признал, от подписей отказался. В адрес Гранина П.Ю. направлено уведомление о выявленном факте переплаты от <дата>,
Из материалов дела усматривается, что при заполнении заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от <дата> ответчиком Граниным П.Ю. в разделе 3, в абзаце «Ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства» назначалась или нет – ответчик ответил нет, о чем в заявлении поставил свою подпись.
Этим же заявлением от <дата> Гранин П.Ю. был ознакомлен с условиями назначения пенсии и обязался сообщить в пенсионный орган об обстоятельствах влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращения ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемы) документах (Раздел 4) в соответствии с п.4 ст.23 и ст.25 Закона № 173-ФЗ и ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР – о поступлении на (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой Гранин П.Ю. подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
В расписке-уведомлении от <дата> также имеется подпись ответчика Гранина П.Ю. об ознакомлении с разделом 4, в котором перечислены обязанности и ответственность ответчика о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР.
Решением ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) от <дата> прекращена выплата пенсии по старости Гранину П.Ю. в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Закона № 400-ФЗ.
Судом установлено, что при назначении пенсии ответчик Гранин П.Ю. в письменном виде указал при заполнении заявления «О назначении пенсии» в разделе 3 «Ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства», что ранее ему пенсия не назначалась.
Между тем, ответчик при заполнении заявления «О назначении пенсии» и расписке-уведомлении также был ознакомлен с разделом 4, в котором перечислены обязанности и ответственность ответчика о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР, о чем, таким образом, был предупрежден.
Таким образом, обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменений размер пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии.
При таком положении Гранин П.Ю. обязан был подать заявление в пенсионный орган о получении пенсии по линии МВД, однако в нарушение указанных требований федерального закона ответчиком не исполнена обязанность по уведомлению пенсионного органа, в результате чего Гранин П.Ю. продолжал получать пенсию по линии МВД, сумму переплаты пенсии добровольно не возвратил.
Как следует из протоколов о выявлении излишне выплаченных сумм от <дата> и прилагаемых к ним расчетов за период с <дата> по <дата> установлен факт излишне выплаченной пенсии в сумме 1 275 008 руб. 90 коп., из них 1 270 008 руб. 90 коп. – пенсия, 5 000 руб. 00 коп. – единовременная выплата.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом излишне выплаченной ответчику сумму пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме 1 275 008 руб. 90 коп., поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.
Решением от <дата> выплата пенсии Гранину П.Ю. прекращена.
Оценка представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о наличии в действиях ответчика недобросовестности в целях получения необоснованной пенсии в заявленном размере и необходимости применений положений ст.1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности лица, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в образовавшейся переплате назначенной пенсии, имеется недобросовестность со стороны ответчика, поскольку ответчик взял на себя обязательство о сообщении в пенсионный орган, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, лишающих его права на дальнейшее получении пенсии, однако данное обязательство не выполнил, не сообщив в пенсионный орган о получении пенсии по линии МВД.
При этом выплата пенсии Гранину П.Ю. не была приостановлена, т.к. он не исполнил свою обязанность по предоставлению в ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) сведений о получении пенсии по линии МВД, что является основанием для взыскания с Гранина П.Ю. излишне выплаченной сумму пенсии.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что заявленные требования истца законны и обоснованы, подлежат удовлетворению и считает необходимым взыскать с Гранина П.Ю. в пользу ГУ УПФР в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) сумму неосновательного обогащения в размере 1 275 008 руб. 90 коп.
Учитывая, что истец в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика Гранина П.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 575 руб. 04 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) к Гранину Павлу Юрьевичу о взыскании материального ущерба, удовлетворить.
Взыскать с Гранина Павла Юрьевича в пользу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Красноярского края (межрайонное) сумму неосновательного обогащения в размере 1 275 008 (Один миллион двести семьдесят пять тысяч восемь) рублей 90 копеек за период с <дата> по <дата>.
Взыскать с Гранина Павла Юрьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 575 (Четырнадцать тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей 04 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края иными лицами, участвующими в деле в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 августа 2020 года.
Председательствующий Д.В. Пятова