НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 08.08.2022 № 2-398/2022

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года

Берёзовский районный суд -Югры в составе председательствующего судьи ФИО6., с участием представителя истца ФИО5, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации о признании отказа в возмещении расходов незаконным, возложении обязанности возместить понесенные расходы, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором, ссылаясь на положение ч.1 ст.38 Конституции РФ, п.1.3, п.2.1, п.3.1 Порядка предоставления в – Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путёвок, а также оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно, утверждённого постановлением правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п, ст.2, ст.3, ч.2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.4 Закона – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей в -Югре, признать незаконным постановление администрации ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в возмещении расходов на оказание услуг по медико-социальной реабилитации несовершеннолетней ФИО1» и возложить на ответчика обязанность возместить расходы на приобретение путевки в размере 35000 рублей и проездных документов в размере 8380 рублей. В обоснование заявленным требованиям истец указал, что является опекуном ФИО1 на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ. С администрацией ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор о приёмной семье. В 2020 году он обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов на приобретение несовершеннолетней ФИО1 путёвки в АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» с 12 по ДД.ММ.ГГГГ. Своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в выплате компенсации в связи с не предоставлением в нарушение пп.3, п.4.3 Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 прошла 12-дневный курс реабилитации детей с патологией речи с сопровождением. Стоимость услуг по договору составила 53209 рублей. В стоимость путевки вошли услуги по проживанию, питанию, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, культурно-досуговые услуги. До места лечения в приобрели билеты по маршруту Березово-Тюмень, Тюмень-Березово, Березово-Теги на сумму 8380 рублей.

Определением суда принято увеличение исковых требований в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000 рублей (л.д.34).

В судебное заседание истец, представитель ответчика, будучи надлежащим образом уведомленными не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались.

В силу положений ч.3 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Исследовав и проанализировав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (преамбула Закона № 159-ФЗ).

Судом установлено, что на основании постановления администрации Берёзовского района от ДД.ММ.ГГГГФИО2 (истец) назначен опекуном малолетней ФИО1, которая относится к категории детей-сирот и определено, что свои обязанности опекуна ФИО2 исполняет возмездно на условиях создания приёмной семьи (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 («Заказчик»), являясь законным представителем несовершеннолетней ФИО1 («Потребитель») и в интересах последней заключил договор з с автономным учреждением социального обслуживания населения «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» («Исполнитель»), по условиям которого последний обязался предоставить «Потребителю» услугу по медико-социальной реабилитации по реабилитационной путёвке «12-дневный курс реабилитации детей с патологией речи с сопровождением (проживание в 1-местном номере с дополнительным койко-местом)» с 12 по ДД.ММ.ГГГГ, а «Заказчик» оплатить данные услуги в размере 53209 рублей (л.д.12-14).

«Исполнитель» и «Заказчик» свои обязательства по данному договору исполнили (л.д.15, 16-17, 18). Истцу выдан отрывной талон к путёвке (л.д.64).

Согласно выписному эпикризу АУ СОН ТО «Центр медицинской и социально реабилитации «Пышма» ФИО1 прошла курс медико-социальной реабилитации с 12 по ДД.ММ.ГГГГ. Проведено лечение: щадящий режим, диета , массаж головы и мышц шеи , транскраниальная микрополяризация . Лечебная физкультура , кислородный коктейль , ванны йодобромные , логокоррекция, логоритмика (л.д.21).

Для следования к месту оказания «Исполнителем» услуги, истец приобрёл проездные билеты несовершеннолетней ФИО1 по маршруту Березово-Теги на сумму 130 рублей, Березово-Тюмень на сумму 5125 рублей, Тюмень-Березово на сумму 2875 рублей, с учетом оплаты услуг за продажу в размере 250 рублей, общая сумма затраченных средств составила 8380 рублей (л.д.22-24).

Согласно выписке из калькуляции стоимость оказанной услуги в рамках договора з несовершеннолетней ФИО1 составляет 42003 рубля, без учета сопровождения (л.д.65,67).

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности АУ СОН ТО Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» является деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания (л.д.43-62).

Согласно ответу за подписью руководителя АУ СОН ТО Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма», данное учреждение является специализированным реабилитационным центром. Основной его деятельностью является комплексная медико-социальная реабилитация отдельных категорий граждан, осуществляемая в рамках выполнения государственного задания, доведённого учредителем. Санаторно-курортное лечение Учреждение предоставляло до 2019 года и только на основании контрактов, заключённых с ФСС РФ (л.д.66).

Из материалов дела следует, что автономное учреждение социального обслуживания населения «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, организуются и выполняются работы (услуги) по лечебной, физкультуре и спортивной медицине, медицинской реабилитации, неврологии, офтальмологии, педиатрии, рефлексотерапии, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, стоматологии, терапии, функциональной диагностике. Согласно пункту 13 Устава автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» одним из видов основной деятельности является оказание санаторно-курортной помощи, в том числе по путевке «Мать и дитя» (л.д.68-74).

Постановлением администрации Берёзовского района от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в возмещении понесённых расходов стоимости путёвки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно подопечной ФИО1 в АУ СОН ТО Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» с 12 по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на не предоставление копии договора о приобретении путёвки с организацией отдыха детей и их оздоровления, санаторно-курортной организацией (л.д.19-20).

Не согласившись с данным постановлением, истец обратился для разрешения спора в суд.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Статьёй 40 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ предусмотрена медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество (часть 1).

Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов (часть 2).

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных леченых ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации (часть 3).

Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Согласно пункту 9 Порядка организации санаторно-курортного лечения, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн, санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для такого лечения, которые определяются лечащим врачом по результатам анализа объективного состояния здоровья, данных предшествующего медицинского обследования и лечения. Документом, подтверждающим наличие медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, является справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение (учетная форма 070/у), выданная медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях (пункт 10 Порядка N 279н).

Часть 3 статьи Закона -Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в - Югре» определяет дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение, к числу которых отнесена мера социальной поддержки в виде компенсации затрат на приобретение путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им предоставляется компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, установленных .

Из содержания Закона -Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз следует, что он направлен на создание условий и гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это предполагает осуществление органами исполнительной власти -Югры комплекса мер, включающих в том числе, материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 1 статьи 4 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления или санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления или санаторно-курортные организации и оплата проезда к месту лечения (отдыха) и обратно осуществляются в размерах и порядке, устанавливаемых (часть 2).

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им предоставляется компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, установленных (часть 3).

Законом -Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз определение размера компенсации стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно, а также порядка ее предоставления отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.3 постановления Правительства - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке предоставления в - Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок, а также оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно» к заявлению о возмещении расходов на приобретение путевки и оплату проезда прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; копия медицинской справки по форме /у либо по форме /у; копия договора о приобретении путевки с организацией отдыха детей и их оздоровления, санаторно-курортной организацией, с организациями, оказывающими услуги по реализации путевок в указанные организации; документы, подтверждающие расходы на приобретение путевки: отрывной талон к путевке с подписью ответственного лица и печатью организации отдыха детей и их оздоровления, санаторно-курортной организации; приходно-кассовый ордер или квитанцию к нему; кассовый чек; чек контрольно-кассовой техники или другой документ, подтверждающий произведенную оплату услуг, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (при оплате наличными денежными средствами); слип электронного терминала при проведении операции с использованием банковской карты; подтверждение проведенной операции по оплате кредитным учреждением, в котором открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты (при оплате банковской картой через веб-сайты) или путем перечисления денежных средств по распоряжению подотчетного лица самим кредитным учреждением; оригиналы проездных документов (включая оплату страхового взноса на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по бронированию и оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) или копию свидетельства о регистрации или технического паспорта транспортного средства, подтверждающего право собственности на транспортное средство, квитанции об оплате сборов за проезд по платным автотрассам, за провоз транспортного средства на железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования), кассовые чеки автозаправочных станций; копия выписки из кредитной организации с реквизитами лицевого счета, открытого на имя подопечного.

Истцом представлены документы, подтверждающие соблюдение Порядка организации санаторно-курортного лечения, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн: приобретена путёвка на ФИО1, социальный показатель – ребенок с патологией речи; оформлена санаторно-курортная карта на ребенка.

Учитывая вышеизложенные нормы права, в их взаимосвязи, позволяют суду сделать вывод о том, что прохождение ФИО2 с несовершеннолетней ФИО1 медико-социальной реабилитации по реабилитационной путёвке «12-дневный курс реабилитации детей с патологией речи с сопровождением» в АУ СОН «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма», соответствует праву на получение лечения.

Так, в материалах дела представлена санаторно-курортная карта от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, согласно которой несовершеннолетняя имеет диагноз псевдобульбарная дизартрия, для оформления которой ФИО1 были проведены клинические, лабораторные и другие исследования. Сам факт того, что в данное время вышеуказанный центр оказывает реабилитационные услуги, не может служить основанием к отказу в оплате лечения несовершеннолетней ФИО1, поскольку, как следует из материалов дела лечение ей показано, было проведено в центре, оказывающим медицинскую помощь именно по профилю заболевания ребенка.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие медицинских показаний для санаторно - курортного лечения, подтвержден факт пребывания истца с опекаемой в оздоровительном учреждении и получения комплекса медицинских услуг в рамках санаторно - курортного лечения и реабилитации, что следует из выписного эпикриза и отрывного талона к путевке по реабилитации.

Сторонами не оспаривается и подтверждается представленными доказательствами, что несовершеннолетняя ФИО1 относится к категории детей-сирот. Кроме того, сторонам не оспаривалось наличие права у ФИО1, на получение дополнительных мер социальной поддержки в виде компенсации стоимости путевки для санаторно - курортного лечения как ребенка-сироты.

Компенсация расходов, затраченных на санаторно - курортное лечение несовершеннолетней ФИО1, гарантирует ей право на социальное обеспечение, предусмотренное ст.39 Конституции РФ, и соответствует механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на предоставление им санаторно - курортного лечения. Иное приводило бы к умалению права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение санаторно - курортного лечения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и, по сути, лишало бы гарантии на полное государственное обеспечение и социальную поддержку.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованном принятии администрацией решения об отказе в выплате, следовательно, заявленные истцом требования о признании постановления администрации незаконным подлежат удовлетворению.

При определении размера расходов на приобретение путевки, расходов по оплате проезда, суд руководствуется следующим.

Учитывая то, что согласно пункту 1.3 Порядка предоставления в – Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок, а также оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно, утвержденному постановлением Правительства – Югры от ДД.ММ.ГГГГN 25-п (в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений) предусмотрен размер возмещения расходов на приобретение путевки исходя из фактической стоимости путевки, но не должен превышать 35 000 рублей, а стоимость приобретенной истцом путевки составила 42003 рубля (без учета сопровождающего), то в пользу ФИО2 подлежат взысканию понесенные расходы на приобретение путевки в размере 35 000 рублей.

Пунктом 1.4 вышеуказанного Порядка предусмотрена оплата проезда, которая производится аналогично оплате проезда к месту использования отпуска и обратно в соответствии с Законом - Югры от ДД.ММ.ГГГГN 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в - Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях - Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования - Югры" (далее - Закон N 76-оз).

Истцом, в подтверждение понесенных расходов на проезд, предоставлены проездные документы: авиабилеты по маршруту Березово-Тюмень ДД.ММ.ГГГГ и Тюмень-Березово–Теги ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 общей стоимостью 8130 рублей, что не противоречит пункту 1.4 вышеуказанного Порядка. Кроме того, истцом были оплачены услуги по оформлению билета в размере 250 рублей, что также не противоречит п.3.4 Порядка.

С учетом вышеизложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация расходов на приобретение путевки ФИО1 в размере 35000 рублей, компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно в размере 8380 рублей.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная , свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Учитывая то, что требования о взыскании компенсации морального вреда заявлены ФИО2 в связи с неправомерными действиями Администрации по отказу в оплате лечения ребенка-сироты, что является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в данном случае применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

На основании вышеприведенных норм права в их взаимосвязи, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично в размере 3000 рублей, так как указанный размер, по мнению суда, является разумным и справедливым, поскольку объем и обоснованность заявленных ФИО2 требований, установленные факты нарушения прав истца, выразившиеся в незаконном лишении мер государственной защиты ребенка-сироты, нравственные страдания и переживания истца о дальнейшем поддержании необходимого жизненного уровня, необходимость защиты своих прав и прав ребенка-сироты, истцом подтверждены, ответчиком, в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнуты.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требований ФИО2, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации о признании отказа в возмещении расходов незаконным, возложении обязанности возместить понесенные расходы, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2 в возмещении расходов на оказание услуг по медико-социальной реабилитации несовершеннолетней ФИО1».

Возложить на администрацию (ОГРН , ИНН ) обязанность возместить ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу , паспорт ) расходы, понесенные на приобретение путевки для несовершеннолетней ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки -Югры), в размере 35000 рублей, расходы на оплату проезда к месту лечения(отдыха) и обратно в размере 8380 рублей.

Взыскать с администрации (ОГРН , ИНН ) в пользу ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , паспорт ) компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Берёзовский районный суд -Югры.

Председательствующий судьяФИО7

Копия верна

Председательствующий судьяФИО8

На основании ч.3 ст.107, ч.2 ст.199 ГПК РФ мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

оригинал решения подшит к материалам гражданского дела , находящегося в Березовском районном суде – Югры.