НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Березовского городского суда (Кемеровская область) от 12.01.2021 № 12-3/2021

Дело №12-3/2021

УИД 42RS0003-01-2020-001512-44

РЕШЕНИЕ

об отмене постановления по делу об административном правонарушении

и прекращении производства по делу об административном правонарушении

г. Берёзовский 12 января 2021 года

Судья Берёзовского городского суда Кемеровской области Вязникова Л.В.,

с участием помощника прокурора Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Мосина С.В.,

должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, главного инженера ПАО «ЦОФ «Березовская» Глазкина В.А. и его защитника по устному ходатайству Бойко А.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица Глазкина В.А. на постановление от 18.11.2020 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Глазкина Василия Александровича, <данные изъяты>, к административной ответственности в течение года не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 18.11.2020главного государственного инспектора труда в Кемеровской области Ушакова В.А. Глазкин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 КРФ об АП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Глазкиным В.А. на указанное постановление подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить, полагая выводы должностного лица, указанные в постановлении, не соответствует действительности.

Так, в пункте 4.3.1 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская» ПСУПБиОТ 1-55/18 (далее - «Положение») определена структура системы управления охраной труда. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в ПАО «ЦОФ «Березовская» осуществляется управляющим директором с использованием уровней управления.

Организационная структура управления ОТ ПАО «ЦОФ «Березовская» включает в себя три уровня управления.

Общее руководство осуществляется управляющим директором ПАО «ЦОФ «Березовская».

На предприятии принята трехуровневая структура управления и контроля в области охраны труда:

а) Первый уровень управления (контроля) - управляющий директор предприятия,главный инженер - первый заместитель управляющего директора, служба ОТ и ПК, главныеспециалисты - обеспечивают выполнение требований охраны труда в целом;

б) Второй уровень управления (контроля) - руководители структурных подразделений,их заместители, механики - обеспечивают выполнение требований охраны труда всоответствующих подразделениях;

в) Третий уровень управления (контроля) - мастера, бригадиры, звеньевые, уполномоченные по охране труда - обеспечивают выполнение требований охраны труда на объектах и рабочих местах в своей смене, бригаде, звене.

Аналогичные положения закреплены в пункте 4.6.3 Положения, согласно которому на предприятии принята трехступенчатая система контроля состояния условий и охраны труда:

- первая ступень контроля - уровень предприятия, в процессе участвует управляющийдиректор предприятия, главный инженер - первый заместитель управляющего директора,заместители главного инженера, главные специалисты по соответствующим направлениямдеятельности - обеспечивают выполнение требований охраны труда по предприятию в целом;

- вторая ступень контроля - уровень производственного цеха (участка), в процессеучаствует руководители структурных подразделений, их заместители, механики – обеспечиваютвыполнение требований охраны труда в соответствующих подразделениях;

- третья ступень контроля - мастера, бригадиры, звеньевые, уполномоченные по охранетруда - обеспечивают выполнение требований охраны труда на объектах и рабочих местах в своейсмене, бригаде, звене.

Первый уровень управления (контроля) в области охраны труда включает не только управляющего директора предприятия и главного инженера, но и заместителей главного инженера, главных специалистов по соответствующим направлениям деятельности.

Согласно пункту 4.6.4 Положения результаты первой ступени контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта проверки, экземпляр которого направляется лицу, ответственному за безопасное состояние рабочих мест, либо выявленные нарушения записываются в журнал проверок с указанием сроков и мероприятий по устранению несоответствий.

В целях соблюдения требований нормативных актов РФ в области охраны труда, пожарной безопасности, организации и осуществления производственного контроля на опасных производственных объектах ПАО «ЦОФ «Березовская» в 2020 году управляющим директором издан приказ по предприятию от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году», пунктом 1 которого утверждены следующие документы:

- план работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленнойбезопасностью, а также мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственныхобъектах ПАО «ЦОФ «Березовская» на 2020 год (Приложение № 1 к приказу);

- план мероприятий по осуществлению производственного контроля за соблюдениемтребований промышленной безопасности, охраны труда и пожарной безопасности на объектах ПАО«ЦОФ «Березовская» на 2020 год (Приложение № 2 к приказу);

- график комплексных обследований безопасных и здоровых условий труда, а такжеобследований опасных производственных объектов в цехах и на участках фабрики на 2020 год(Приложение № 3 к приказу).

Пунктом 2 указанного приказа главным специалистам, руководителям служб, отделов, подразделений приказано обеспечить выполнение мероприятий, указанных в Приложениях №№ 1-3.

В разделе 15 Приложения № 2 закреплено обследование опасных производственных объектов по маршрутам 1-10 со следующим закреплением: маршрут 1 - Главный технолог; маршрут 2 - Зам. главного инженера по ОТ и ПК; маршрут 3 - Главный механик; маршрут 4 - Главный энергетик; маршрут 5 - Гидротехник; маршрут 6 - Главный специалист по кап.строительству; маршрут 7 - Инженер по ПК; маршрут 8 - Специалист по ПК; маршрут 9 - Зам. главного инженера по производству; маршрут 10 - Старший механик.

По каждому маршруту в столбце «Документ, в котором регистрируются результаты проверки (периодичность)» отражена следующая информация - Журнал проверок ОПО по маршрутам: не реже 2 раз в месяц.

Приведенный состав должностных лиц соответствует первому уровню управления (контроля), закрепленному в пунктах 4.3.1 и 4.6.3 Положения.

Периодичность маршрутных проверок (не реже 2 раз в месяц) соответствует периодичности первой ступени контроля, закреплённой в пункте 4.6.5 Положения.

Таким образом, исполнение требований Положения о проведении контроля в области охраны труда должностными лицами Общества первого уровня управления (контроля) с периодичностью не реже двух раз в месяц реализуется через проведение обследований опасных производственных объектов по маршрутам 1-10, закрепленным в разделе 15 Приложения № 2 к приказу от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году».

Кроме того, должностные лица первого уровня управления (контроля) проводят комплексные обследования безопасных и здоровых условий труда, обследования опасных производственных объектов в цехах и на участках фабрики по графику, закрепленному в Приложении № 3 к приказу от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году».

Фактическое выполнение требований о маршрутном контроле подтверждается записями в журнале проверок опасных производственных объектов по маршрутам ПАО «ЦОФ «Березовская», согласно которому за январь-сентябрь 2020 года (проверяемый период) должностными лицами Общества первого уровня управления (контроля) проведено:

- январь

- 18 проверок;

- февраль

- 20 проверок;

- март

- 20 проверок;

- апрель

-18 проверок

- май

- 20 проверок;

- июнь

- 21 проверка;

- июль

- 19 проверок;

- август

- 20 проверок;

- сентябрь

- 20 проверок.

Фактическое выполнение должностными лицами Общества первого уровня управления (контроля) контрольных мероприятий по Приложению № 3 к приказу от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году» (График комплексных обследований безопасных и здоровых условий труда, а также обследований опасных производственных объектов в цехах и на участках фабрики на 2020 год) подтверждается актами и отчетами, составленными по результатам проведения комплексных и целевых проверок за февраль-сентябрь 2020 года.

Таким образом, контрольные мероприятия, предусмотренные действующей в Обществе системой управления охраной труда, выполняются должностными лицами первого уровня управления (контроля) в полном объеме.

Несоответствие системы управления охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская» действующему законодательству контролирующими органами не установлено.

Полагает, что событие административного правонарушения отсутствует.

В судебном заседании Глазкин В.А. и его защитник – Бойко А.А. доводы жалобы поддержали.

Помощник прокурора Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Мосина С.В.в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагал постановление должностного лица о привлечении Глазкина В.А. к административной ответственности является законным иобоснованным, поскольку должностным лицом ГлазкинымВ.А. нарушен п.2.21 должностной инструкции главного инженера ПАО «ЦОФ «Березовская», предусматривающий не менее 2 раз месяц проведение проверок технического состояния фабрики.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, нахожу жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п.3 ст.30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При проведении проверки Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения законодательства по вопросам труда и об охране труда в ПАО «Центральная обогатительная фабрика «Березовская»,выявлены следующие нарушения:

- абзаца 11 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которым, организация,эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлятьпроизводственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасностиопасных производственных объектов», согласно которой организация, эксплуатирующая опасныйпроизводственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль засоблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями,устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

- пунктов 3, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля засоблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263,согласно которому, эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридическоголица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основаниинастоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностейэксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение опроизводственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации(руководителем обособленного подразделения юридического лица); Производственный контрольявляется составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляетсяэксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных наобеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также напредупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий иинцидентов и ликвидации их последствий; Ответственность за организацию и осуществлениепроизводственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, накоторых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- абзаца 3 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации в соответствии с которой,работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда.

Поскольку в действиях главного инженера ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» Глазкина В.А. были установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение законодательства о труде и об охране труда, Кемеровским межрайонным прокурором по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли 29.10.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Глазкина В.А.

Постановлением главного государственного инспектора труда в Кемеровской области Ушакова В.А. 18.11.2020 вынесено постановление -, которым главный инженер Глазкин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, главный инженер Глазкин В.А., ответственный за осуществления контроля функционирования системы управления охраны труда на первом уровне по обеспечению выполнения требований охраны труда в целом на предприятии, в 2020 году не провел 18 проверок соблюдения требований охраны труда.

Согласно данному постановлению указанные факты являются нарушением следующих норм законодательства:

- абзаца 11 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которым, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный
контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

- пунктов 3, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, согласно которому, эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица
в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на
основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном
контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица); Производственный контроль
является составной частью системы управления промышленной безопасностью и
осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса
мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования
опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих
объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- абзаца 3 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда.

В соответствии с пунктом 2.3 должностной инструкции главный инженер ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» должен соблюдать требования охраны труда.

В соответствии с пунктом 2.21 должностной инструкции главный инженер ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» проводит систематические проверки технического состояния фабрики с посещением не менее двух раз в месяц.

В связи с чем, главным государственным инспектором труда Ушаковым В.А. в действия главного инженера ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» Глазкина В.А. усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Свои выводы о виновности Глазкина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КРФ об АП, главный государственный инспектор труда Ушаков В.А. сделал на основании следующих доказательств: постановления Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли от ДД.ММ.ГГГГ; личной карточки работника Глазкина В.А.; должностной инструкции главного инженера ПАО «ЦОФ «Берёзовская»; письменных объяснений Леонкиной Е.Г.; положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда в ПАО «ЦОФ «Берёзовская», что следует из материалов дела об административном правонарушении.

Из п. 2.21 Должностной инструкции главного инженера ПАО «ЦОФ «Березовская», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «ЦОФ «Березовская», следует, что главный инженер проводит систематические проверки технического состояния фабрики с посещением не менее 2 раз в месяц.

А пункт 2.3 данной должностной инструкции устанавливает обязанность главного инженера соблюдать требования охраны труда, промышленной и пожарной, экологической безопасности.

В силу ч.1 ст. 9.1 КРФ об АП нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и атомной энергии согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

- деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5.27.1 КРФ об АП предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, в виде предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

При этом, в соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

- стандарты безопасности труда,

- правила и типовые инструкции по охране труда,

- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КРФ об АП, выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Учитывая, что данная норма является бланкетной, при описании события административного правонарушения в протоколе в обязательном порядке должны быть указаны государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, которые нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (часть 1). Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (часть 2). Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3).

В настоящее время такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования к охране труда».

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).

Согласно пункту 6 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако, как следует из обжалуемого постановления, Глазкину В.А. вменяется нарушение норм в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, при этом не указано, какое именно законодательство в области охраны труда им нарушено.

При описании события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении не указаны государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, которые нарушены Глазкиным В.А., вместе с тем указано о нарушении абзаца 3 ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ, п.4.3.1 и п.4.6.5 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская», утвержденного 25.10.2018 управляющим директором ПАО «ЦОФ «Березовская»,п. 2.21 и п.2.3 Должностной инструкции главного инженера ПАО «ЦОФ «Березовская», утвержденной 1.12.2015 генеральным директором ПАО «ЦОФ «Березовская».

В соответствии с п. 4.6.5 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская», утвержденного 25.10.2018 управляющим директором ПАО «ЦОФ «Березовская», установлена периодичность контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур, направленных на достижение целей в области ОТ, первой ступенью управления – не реже 2 раз в месяц.

Как следует из п.4.3.1 вышеуказанного Положения,главный инженер наряду с управляющим директором, службой ОТ и ПК под руководством заместителя главного инженера по ОТ и ПК составляют первый уровень управления ОТ.

Как следует из п. 5.3.2 данного Положения, на первом уровне управления распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами определяется данным положением и должностными инструкциями. Главный инженер, его заместители, главные специалисты предприятия:

- обеспечивают условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, на предприятии в целом;

- обеспечивают функционирование СУОТ;

- обеспечивают наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;

- приостанавливают работы в случае нарушений, установленных требованиями охраны труда;

- обеспечивают доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и иных лиц.

Из приложения № 6 «Распределение обязанностей по обеспечению требований охраны труда и производственного контроля в области промышленной безопасности» к вышеуказанному Положению следует, что в компетенцию главного инженера входит:

- общее руководство службой производственного контроля и другими работниками, на которых возложены обязанности по осуществлению производственного контроля в области промышленной безопасности;

- руководство за осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий;

- организация разработки ПЛА, плана мероприятий по локализации ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

- участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

- участие во внедрении новых технологий и нового оборудования;

- обеспечение требований промышленной безопасности при производстве работ по обогащению угля;

- руководство работами по локализации возможных аварий и их последствий.

Таким образом, указание в обжалуемом постановлении на нарушение главным инженером Глазкиным В.А. пункта 2.3, обязывающего соблюдать требования охраны труда, а также промышленной, пожарной и экологической безопасности, пункта 2.21, обязывающего главного инженера проводить систематические проверки технического состояния фабрики с посещением не менее 2 раз в месяц, пунктов 4.6.5 и 4.3.1 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной трудаПАО «ЦОФ «Березовская», предусматривающих периодичность контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур, направленных на достижение целей в области ОТ, первой ступенью управления, включающей главный инженер наряду с управляющим директором, службой ОТ и ПК под руководством заместителя главного инженера по ОТ и ПК, не свидетельствуют о нарушении главным инженером Глазкиным В.А. государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих отсутствие контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур, направленных на достижение целей в области ОТ, предусмотренных п. 4.6,5 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская», со стороны главного инженера, а именно, обеспечения периодичности данного контроля первой ступенью управления – не реже двух раз в месяц, в материалах дела об административномправонарушении не имеется.

В материалах дела отсутствуют доказательства совершения административного правонарушения Глазкиным В.А., в том числе справка по результатам проверки ПАО «ЦОФ «Березовская» исполнения законодательства об охране труда и промышленной безопасности.

Данная справка (акт) не была исследована главным государственным инспектором труда Ушаковым В.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Глазкина В.А.

При таких обстоятельствах вывод главного государственного инспектора труда Ушакова В.А. о наличии в действиях Глазкина В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КРФ об АП, является преждевременным.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КРФ об АП, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КРФ об АП).

Согласно статье 26.1 КРФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КРФ об АП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 1.5 КРФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, в резолютивной части постановления от 18.11.2020 в нарушение п. 5 ч.1 ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях не указана часть статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержащей 5 частей, являющихся различными составами административных правонуршений.

С учетом изложенного постановление должностного лица, принятое по настоящему делу об административном правонарушении, не может быть признано законным.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Глазкина В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1КРФ об АП, в связи с чем, постановление от 18.11.2020 главного государственного инспектора труда в Кемеровской области Ушакова В.А., которым Глазкин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 КРФ об АП, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, подлежит отмене, производство по делу прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Глазкина Василия Александровича на постановление от 18.11.2020 о привлечении к административной ответственности по ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Постановление от 18.11.2020 о привлечении Глазкина Василия Александровича к административной ответственности по ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья: Л.В. Вязникова