Дело № 2-3126/2021
УИД 59RS0011-01-2021-004876-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 30 ноября 2021 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зуевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,
с участием истца Блинова В.В.,
представителя ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю – Зимнина В.В. на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Блинова В.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) о восстановлении нарушенных прав в сфере пенсионного законодательства и о перерасчете страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
истец Блинов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) о восстановлении нарушенных прав в сфере пенсионного законодательства и о перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что обращался в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники по Пермскому краю (межрайонное) с соответствующим заявлением о назначении пенсии по старости в связи с достижением возраста 60 лет. Пенсионным органом на основании Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу назначена пенсия по старости с 19.11.2014 в размере 1 677,99 рублей. Истец указал, что на сайте Госуслуги им получена информация о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, не соответствующая действительности. Указал, что исходя из данных сведений, вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного обеспечения, выбранный заявителем 1967 года рождения и моложе, что предполагает финансирование накопительной части трудовой пенсии. Истец указал, что данный вариант не выбирал. Истец указал, что с 1993 года является ....., имеет в настоящее время статус ....., старше 1966 года, что не предполагает возложение обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, направляемой на формирование накопительной части трудовой пенсии. Истец указал, что данная позиция согласуется с Определениями Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 164-О, от 12.05.2005 № 183-О, от 24.05.2005 № 223-О. Также указал, что право истца не уплачивать страховые взносы в части, направляемой на формирование накопительной части трудовой пенсии, подтверждено решениями мирового судьи судебного участка № 46 г. Березники Пермского края от 09.10.2006 № 2-879/2006 и от 12.10.2007 № 2-946/2007. Истец указал, что начал трудовую деятельность 20.09.1972. В период с 20.09.1972 по 05.01.1973, с 23.01.1973 по 24.04.1973 работал на ...... С 17.02.1994 по 04.12.1995 работал в ...... 28.11.1995 истцу присвоен статус ...... С 28.11.1995 по 27.05.2003 истец являлся членом ...... С 25.05.2003 по настоящее время является членом ...... 25.05.2003 истец учредил ...... Истец полагает, что ответчиком неверно учтены суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Истец указал, что до 2009 года взносы ..... на обязательное пенсионное обеспечение включались в единый социальный налог (федеральный бюджет). Истец указал, что сумма уплаченных страховых взносов на страховую часть пенсии составляет:
за 2003 год сумма взносов в виде ЕСН составила 3 150 рублей;
за 2004 год сумма взносов в виде ЕСН составила 3 038 рублей;
за 2005 год сумма взносов в виде ЕСН составила 3 464,08 рублей;
за 2006 год сумма взносов в виде ЕСН составила 4 147,67 рублей;
за 2007 год сумма взносов в виде ЕСН составила 4 330 рублей;
за 2008 год сумма взносов в виде ЕСН составила 8 765,87 рублей;
за 2009 год сумма взносов в виде ЕСН составила 4 679 рублей;
за 2010 год сумма взносов в виде ЕСН составила 12 002,76 рублей;
за 2011 год сумма взносов в виде ЕСН составила 13 509,6 рублей;
за 2012 год сумма взносов в виде ЕСН составила 14 386,32 рублей;
за 2013 год сумма взносов в виде ЕСН составила 32 479 рублей;
за 2014 год сумма взносов в виде ЕСН составила 17 328,48 рублей.
Истец указал, что общая сумма уплаченных страховых взносов, уплаченных истцом самостоятельно, а не работодателем, составила 121 280,78 рублей. Ответчик при расчете размера пенсии по старости учел только страховые взносы в размере 72 860,98 рублей.
Также истец указал, что сумма уплаченных страховых взносов на страховую часть пенсии составила:
в 2015 году – 18 610,8 рублей;
в 2016 году – 19 356,48 рублей;
в 2017 году – 23 490 рублей;
в 2018 году – 26 545 рублей;
в 2019 году – 32 448 рублей.
Истец указал, что за расчетные периоды с 2017 по 2020 истец согласно п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, уплатил страховые взносы на страховую пенсию в фиксированном размере, то есть без учета полученного дохода от адвокатской деятельности.
Истец указал, что общая сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных истцом самостоятельно, а не работодателем, составила 149 804 рублей. Ответчик при расчете пенсии по старости учел только страховые взносы в размере 83 524,78 рублей.
Истец указал, что взносы истца в пенсионный фонд составили 271 085,06 рублей. Продолжительность общего стража на 31.12.2020 составляет 27 лет 05 месяцев 02 дня, страховой стаж составляет 18 лет.
Истец указал, что с 01.01.2021 не является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и не является застрахованным лицом.
17.06.2021 истец обращался к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники по Пермскому краю (межрайонное) с заявлением о восстановлении нарушенных прав в сфере пенсионного законодательства, о назначении пенсии по старости и о перерасчете пенсии по старости.
Письмом от 15.07.2021 №-П ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники по Пермскому краю (межрайонное) довел до сведения истца, что страховая пенсия по старости установлена и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством, при этом ответчик произвел корректировку страховой пенсии по старости, установив ее размер в 2 287,69 рублей.
Истец 24.07.2021 подал жалобу в Отдел Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю на действия территориального учреждения пенсионного фонда.
Письмом от 26.08.2021 № Отдел Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю довел до сведения истца, что страховая пенсия по старости установлена и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством, при этом в результате перерасчета размера страховой пенсии истцу с 01.08.2021 установлена страховая пенсия по старости в размере 2 369,24 рублей.
Истец указал, что назначенная и выплаченная истцу страховая пенсия по старости, например за 2020 год, меньше уплаченных истцом взносов на обязательное пенсионное страхование за этот же период. Истец с назначенной страховой пенсией по старости в размере 2 369,24 рублей не согласен, так как такой размер пенсии нарушает его право на пенсионное обеспечение. Истец считает, что размер пенсии по старости, исчисленный ответчиком в соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является наименее выгодным для истца. Также указал, что размер получаемой страховой пенсии по старости ниже размера фиксированной выплаты страховой пенсии.
Истец Блинов В.В. просил признать назначение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) Блинову В.В. страховой пенсии по старости в размере 2 369,24 рублей незаконным. Возложить обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав истца путем перерасчета страховой пенсии по старости с учетом размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в сумме 5 686,25 рублей и с учетом страховой пенсии, рассчитанной со всей суммы страховых взносов, уплаченных за 18 лет, с 19.11.2020.
Определением Березниковского городского суда Пермского края от 06.10.2021 в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда РФ Пермского края в форме присоединения к Отделению, в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 06.05.2021 № 167п, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю.
В судебном заседании истец Блинов В.В. на исковых требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении. Согласился с привлечением судом в качестве ответчика по делу Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю. Дополнил письменными объяснениями, в которых указал, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 16.02.2005 № 17-О, п. 8 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в его конституционно-правовом истолковании предполагает установление лицам, приобретшим право на получение трудовой пенсии по старости, в размере не ниже прожиточного минимума пенсионеров в субъекте Пермского края. Величина прожиточного минимума для пенсионеров в Пермском крае в 4 квартале 2014 составила 6 785 рублей. Истец, будучи адвокатом, надлежащим образом осуществлял обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы на 2014 год составили 121 280,78 рублей. Также с 01.01.2002 по 27.05.2003 страховые взносы рассчитывались из полученного дохода от ..... деятельности и уплачивались непосредственно в Пенсионный фонд ..... Пермской области. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные истцом за 18 лет составили 271 085,06 рублей (без учета уплаченных взносов коллегией адвокатов). Истец указал, что ответчик учел только часть уплаченных страховых взносов, остальную часть направил для выплаты фиксированного размера трудовой пенсии, хотя фиксированная часть истцу не выплачивалась. Истец указал, что законодатель, возлагая на ..... из числа военных пенсионеров обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа, не предоставляет им, в исключение из общего правила, право на получение при наступлении страхового случая страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к ней. Истец указал, что ему, являющемуся одновременно страхователем и застрахованным лицом, при исчислении страховой части трудовой пенсии подлежат учету все суммы страховых взносов, отраженных на его индивидуальном лицевом счете с 01.01.2002 с учетом страховых взносов по солидарной части тарифа.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю Зимнин В.В. с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения, в которых указал, что страховая пенсия по старости установлена и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, обозрев пенсионное дело, суд пришел к следующему.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно материалам дела, пенсионному делу, с 19.11.2014 Блинову В.В. была назначена пенсия по старости в соответствии с ч. 6 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ), согласно которой военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
17.06.2021 истец обращался к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники по Пермскому краю (межрайонное) с заявлением о восстановлении нарушенных прав в сфере пенсионного законодательства, о назначении пенсии по старости и о перерасчете пенсии по старости.
Письмом от 15.07.2021 № ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники по Пермскому краю (межрайонное) указало, что страховая пенсия по старости установлена и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством, при этом ответчик произвел корректировку страховой пенсии по старости, установив ее размер в 2 287,69 рублей.
Истец 24.07.2021 подал жалобу в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю на действия территориального учреждения пенсионного фонда.
Письмом от 26.08.2021 № Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю указало, что страховая пенсия по старости установлена и выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством, при этом в результате перерасчета размера страховой пенсии истцу с 01.08.2021 установлена страховая пенсия по старости в размере 2 369,24 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.
В страховой стаж для исчисления размера страховой пенсии по старости истца включены следующие периоды работы:
с 20.09.1972 по 05.01.1973 (03 месяца 16 дней) — .....;
с 23.01.1973 по 24.04.1973 (03 месяца 02 дня) — .....
с 17.02.1994 по 04.12.1995 (1 год 09 месяцев 18 дней) — .....
с 05.12.1995 по 31.12.2001 (6 лет 00 месяцев 26 дней) — ......
Всего на 31.12.2001 года продолжительность общего стажа составила 8 лет 05 месяцев 02 дня. Периоды военной службы с 03.05.1973 по 05.05.1975, с 01.09.1975 по 16.12.1993 учтены при назначении пенсии за выслугу лет, поэтому при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, не включены.
Расчетный пенсионный капитал определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (в редакции, действующей по состоянию на 01.01.2002) составил 1 677,99 рублей. Подробный расчет приведен в возражениях ответчика на исковое заявление.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости истца по состоянию на 19.11.2014 составил 1 677,99 рублей.
Впоследствии, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии стал определяться путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) застрахованного лица на его стоимость (СПК). Величина ИПК рассчитывается путем деления размера установленной по состоянию на 31.12.2014 страховой части трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера) на стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015 (64,10 рублей).
Таким образом, ИПК истца на 01.01.2015 составил 1 766,99 : 64,1 = 26,178.
С 01.02.2015 Постановлениями Правительства РФ от 23.01.2015 № 39 и № 40 утверждены стоимость одного пенсионного коэффициента в размере 71,41 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.02.2015 составил 26,178 х 71,41 рублей = 1 869,37 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2015, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионного капитала при исчислении трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2014, составил 1 921,5 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2016, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам за 2015 года, составил 1 993,34 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2017, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам за 2016 год, составил 2 060,11 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2018, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам за 2017 год, составил 2 133,45 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2019, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам за 2018 год, составил 2 133,66 рублей.
В августе 2021 Блинову В.В. произведена доплата пенсии за период с 01.08.2019 по 31.07.2020 в размере 854,4 рублей, ввиду произошедшего перерасчета на основании увеличения учитываемых страховых взносов, из-за чего размер страховой пенсии истца по состоянию на 01.08.2019 составил 2 204,86 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2020, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам за 2019, составил 2 287,69 рублей.
Размер страховой пенсии истца с 01.08.2021, с учетом перерасчета по поступившим страховым взносам за 2020, составил 2 369,24 рублей.
По мнению суда, исчисление страховой пенсии по старости истца произведено в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.
Относительно доводов истца по поводу неверного исчисления суммы страховых взносов на страховую пенсию, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и сроки исчисления и уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа для адвокатов регулировались в период с 2002 по 2009 годы нормами статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Исходя из п. 3 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на указанный период было установлено, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
.....
Истец Блинов В.В. согласно указанной норме закона уплачивал в 2002, 2003 и 2004 года по 1 200 рублей на финансирование страховой части. Данные суммы были учтены в сумме страховых взносов на страховую пенсию истца, что подтверждается Выпиской из индивидуального лицевого счета.
В 2005 - 2009 годах истец как ....., являющийся пенсионером ....., согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 223-0 был освобожден от уплаты страховых взносов (Выписка из ИЛС). За этот период страховые взносы истцу не начислялись, не уплачивались истцом и не были учтены на ИЛС Блинова В.В. для расчета страховой пенсии.
Суммы страховых взносов на страховую пенсию, учтенные за период с 2002 по 2009 годы на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица – Блинова В.В. соответствуют сведениям, представленным Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю от 16.11.2021.
В 2010 году сумма уплаченных страховых взносов составила на страховую часть 10 392 руб. Учтено для назначения пенсии - 10 392 рублей.
В 2011 году сумма уплаченных страховых взносов на страховую часть составила 13 509,60 руб. Учтено для назначения пенсии - 13 509,60 рублей.
С 01.01.2012 начали действовать изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2011г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».
Согласно абз. 2 п.п. 13 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012) для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Кроме того, с 01.01.2012 в статью 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым страховые взносы на обязательное пенсионное страхование разделяются на солидарную и индивидуальную части.
Солидарная часть предназначена для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Индивидуальная часть, в свою очередь, предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и учитывается на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Согласно новой редакции п.п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составляют 26%, разделяются на солидарную и индивидуальную части. На финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше 10% составляет солидарная часть тарифа страховых взносов и 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов. При этом индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ) при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, должны применять тарифы, установленные пунктом 2.1 указанной статьи (пункт 2.2 статьи 22 Закона N167-03).
В 2013 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 32 479,00 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 19 987,08 руб.).
В 2014 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 17 328,68 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 10 663,80 руб.).
В 2015 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 18 610,80 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 11 452,80 руб.).
В 2016 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 19 356,48 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 11 911,68 руб.).
В 2017 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 23 400,00 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 14 400,00 руб.).
В 2018 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 226 545,00 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 16 335,38 руб.).
В 2019 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 29 354,00 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 21 348,36 руб.).
В 2020 году сумма уплаченных истцом страховых взносов составила на страховую часть 32 448,00 руб. Учтено для назначения пенсии (индивидуальная часть тарифа страховых взносов - 23 598,55 руб.).
В результате с 2002 по дату назначения пенсии согласно выписке из ИЛС истца для расчета его пенсии учтено 56 341,20 рублей, а с учетом индексации (16 5419,18 руб.) общая сумма составила - 72 860,98 рублей.
Доводы истца о том, что размер получаемой им пенсии ниже размера фиксированной выплаты страховой пенсии, не влияют на выводы суда о правильности исчисления размера пенсии истцу.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Истец Блинов В.В. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Соответственно фиксированная выплата к страховой пенсии по старости при изложенных обстоятельствах законом не предусмотрена.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П признал положения части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая указанных лиц страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате соответствующих страховых взносов с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
положения части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу пункта 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в данном вопросе применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.
Вступившим в силу 10 января 2021 г. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статьи 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе. органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
При этом, согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Доводы истца о том, что назначенная истцу страховая пенсия по старости ниже величины прожиточного минимума для пенсионера в Пермском крае, не влияют на выводы суда о правильности исчисления страховой пенсии по старости, так как ответчиком указано, а истцом не оспаривалось, что общая сумма материального обеспечения (пенсия по выслуге лет и страховая пенсия по старости) превышает величину прожиточного минимума для пенсионера в Пермском крае.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований о признании назначения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Березники Пермского края (межрайонное) Блинову В.В. страховой пенсии по старости в размере 2 369,24 рублей незаконным, возложении обязанности на Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав истца путем перерасчета страховой пенсии по старости с учетом размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в сумме 5 686,25 рублей и с учетом страховой пенсии, рассчитанной со всей суммы страховых взносов, уплаченных за 18 лет, с 19.11.2020, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Блинова В.В. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о восстановлении нарушенных прав в сфере пенсионного законодательства и о перерасчете страховой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме (03.12.2021).
Судья (подпись) О.М. Зуева
Копия верна, судья