Дело № 2а–2641/2021
УИД 59RS0011-01-2021-004126-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Березники 21 октября 2021 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Кушель Е.В.,
с участием представителя административного истца Пенжуляк Е.Н., действующей на основании доверенности от .....,
административного ответчика Овсянниковой Л.А.,
представителя заинтересованного лица администрации города Березники Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности от .....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю к Овсянниковой ЛА о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
у с т а н о в и л:
административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю обратилась в суд с исковыми требованиями к административному ответчику Овсянниковой Л.А. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени. В обоснование требований указано на то, что Овсянникова Л.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником следующего имущества: в период с ..... по настоящее время – здания склада из ж/бетонных блоков, площадью 415 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: ..... (доля в праве 1/1), кадастровая стоимость которого составляет 2 784 695,65 руб., сумма налога к уплате за 2018 год составила 2 785 руб.; в период с ..... по настоящее время - здания склада из металлических прф.листов. площадью 740,5 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: ..... (доля в праве 1/1), кадастровая стоимость которого составляет 4 968 836,46 руб., сумма налога к уплате за 2018 год составила 4 969 руб., в период с ..... по настоящее время - здания бытовки, площадью 24,2 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: ..... (доля в праве 1/1), кадастровая стоимость составляет 162 384,66 руб., сумма налога к уплате за 2018 год составила 162 руб.; в период с ..... по ..... - гаража, площадью 23,2 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: ..... (для в праве 1/1), кадастровая стоимость составляет 605 907,44 руб., сумма налога к уплате за 2018 год составила 50 руб. Общая сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год, подлежащая уплате, составила 7 966 руб. В нарушении ст. 409 НК РФ Овсянникова Л.А. налог на имущество физических лиц за 2018 год в срок до ..... не уплатила. На основании ст. 75 НК РФ Овсянниковой Л.А. начислена пеня за неуплату налога на имущество физических лиц за период с ..... по ..... в сумме 116,97 руб. В соответствии со ст. 70 НК РФ Овсянниковой Л.А. направлялось требование от .....№, в котором административному ответчику предлагалось погасить имеющуюся задолженность по налогам до ...... Требование административным ответчиком не исполнено. В связи с тем, что административным ответчиком требования не были исполнены, инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника задолженности по налогам и пени. ..... мировым судьей судебного участка № 8 Березниковского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ №. ..... ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю с Овсянниковой Л.А. взыскан налог в размере 2 300 руб. Определением мирового судьи от ..... судебный приказ от .....№ отменен, в связи с поступлением от административного ответчика возражений. Просят взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 5 666 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 116,97 руб. Всего 5 782,97 руб.
Протокольным определением от ..... к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Березники.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю Пенжуляк Е.Н. уточнила требования. Просила взыскать с административного ответчика налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 7 916 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 116,97 руб. В случае удовлетворения исковых требований по взысканию налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 2 300 руб., которая взыскана службой судебных приставов в рамках исполнения судебного приказа от .....№, в данной части решение суда в исполнение не приводить. Указала, что оплата налога на имущество за гараж в сумме 50 рублей произведена Овсянниковой Л.А. ...... На остальных требованиях настаивала.
Административный ответчик Овсянникова Л.А. с требованиями о взыскании с неё недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за 2018 год на объекты налогообложения: здание склада по адресу: ....., здание склада по адресу: ....., здание бытовки по адресу: ....., не согласилась, ссылаясь на то, что данные объекты недвижимости находятся в огражденной опасной зоне, доступ в огражденную зону запрещен решением комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Березники (протокол от .....№). Таким образом, с 2012 года она лишена права владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом, территория огорожена забором, доступ на нее запрещен. Просит в удовлетворении требований в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год на объекты налогообложения: здание склада по адресу: ....., здание склада по адресу: ....., здание бытовки по адресу: ..... отказать.
Представитель администрации г.Березники Вылегжанина Л.Н. в судебном заседании поддержала позицию административного ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев судебный приказ №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.п. 1, 2 ст. 402 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Решением Березниковской городской Думы от 23.11.2017 № 318 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Березники», в соответствии с абз.3 п. 1 ст. 402 НК РФ установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения с 01.01.2018.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Овсянникова Л.А. с ..... по настоящее время является собственником следующего имущества: здания склада из ж/бетонных блоков, площадью 415 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: .....; здания склада из металлических прф.листов. площадью 740,5 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: .....; здания бытовки, площадью 24,2 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: ......
В 2006 году на территории г.Березники произошла техногенная авария, вызванная затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г.Березники, которая в соответствии с распоряжением Правительства РФ от .....№ признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами: №, №, № (ранее кадастровые номера №№№), принадлежащие Овсянниковой Л.А. на праве собственности, расположены в районе БШСУ по ..... на земельном участке с кадастровым номером №, находятся в огражденной опасной зоне, доступ в огражденную опасную зону запрещен решением комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.Березники (протокол от .....№) на основании рекомендаций Горного института УрО РАН И ОАО «Галургия», в связи с обрушением закладочного материала в ранее образовавшуюся воронку и значительными оседаниями земной поверхности в данном районе.
Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество физических лиц с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости. Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности (пункт 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Учитывая, что с 2012 года, с момента вынесения решения комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.Березники Овсянникова Л.В. лишена права владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом: зданием склада из ж/бетонных блоков, расположенным по адресу: .....; зданием склада из металлических прф.листов. расположенным по адресу: .....; зданием бытовки, расположенным по адресу: ....., территория, на которой оно находится, огорожена забором, доступ на неё запрещен, указанное имущество находится в разрушенном состоянии, что подтверждается фотографиями, представленными МКУ «Управление гражданской защиты г. Березники», то есть фактически утрачено, правовых оснований для уплаты административным ответчиком налога на данное имущество не имеется.
На основании изложенного, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю к Овсянниковой Л.А. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Пермскому краю к Овсянниковой ЛА о взыскании налога на имущество физических лиц, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме (27.12.2021).
Судья (подпись) Е.А.Петрова
Копия верна. Судья