Дело № 12-403/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 12 сентября 2019 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Черепанова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Никитиной В.Н.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Ависма-Спецремонт» - КО, действующей на основании доверенности от .....,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда по адресу: <...> жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ависма-Спецремонт» на постановление и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае ГЮ№ от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ависма-Спецремонт»,
у с т а н о в и л:
постановлением № и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае ГЮ от ..... ООО «Ависма-Спецремонт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, выразившегося в том, что при индексации (увеличении) базовой части заработной платы работника ШТ не внесены соответствующие изменения в трудовой договор данного работника. Так, в ..... расчет оплаты труда указанного работника произведен исходя из размера оклада установленного в сумме ..... руб., в ..... из расчета оклада в сумме ..... руб., с учетом проведенной в ..... индексации). Изменения в части увеличения оклада в трудовой договор работника путем заключения соответствующего дополнительного соглашения не внесены.
Указанным постановлением юридическое лицо ООО «Ависма-Спецремонт» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 60 000 рублей.
В жалобе, поданной в Березниковский городской суд, ООО «Ависма-Спецремонт» просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что право на изменение условий трудового договору принадлежит исключительно сторонам трудового договора, в том числе, заработной платы. Сторонами трудового договора в п.11 достигнуто соглашение о том, что индексация тарифной ставки/базовой заработной платы работнику производится без оформления дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора. Считает, что сторонами в письменной форме достигнуто соглашение об изменении условий трудового договора в определенном порядке и условия ст.72 ТК РФ соблюдены. Указал, что работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективном договором, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из требований ст.134 ТК РФ. Согласно ст.5.6 Коллективного договора, работодатель обязан ежегодно индексировать заработную плату. Вопрос об увеличении заработной платы рассматривается каждые полгода. Приказом № от ..... в обществе была осуществлена очередная индексация заработной платы на .....% в связи с чем, заработная плата ШТ изменилась с ..... руб. до ..... руб. С указанным приказом ШТ была ознакомлена под роспись. Также в силу обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией специалиста по кадрам, которую занимала ШТ и с которой была ознакомлена, именно она должна была знать порядок изменения условий трудового договора (п.1.5 инструкции), обязана вести кадровое делопроизводство (п.2.8 инструкции), вносить изменения в личные дела работников, связанные с их трудовой деятельностью (п.2.5 инструкции) и несла ответственность за неисполнение этих обязанностей (п.4 инструкции). Считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в действиях ООО «Ависма-Спецремонт» отсутствует.
В судебном заседании представитель ООО «Ависма-Спецремонт» - КО, действующая на основании доверенности от ....., на удовлетворении жалобы настаивала по доводам, изложенным в ней.
И.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае ГЮ в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании мнение представителя лица, привлеченного к административной ответственности, обозрев материалы дела, административное дело, материалы проверки, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. (ст. 26.11 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Целями трудового законодательства РФ являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, на основании распоряжения на проверку № от ..... и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае – заместителя главного государственного инспектора труда в Пермском краев ЗА была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Ависма-Спецремонт».
По результатам проведенной проверки установлено, что при индексации (увеличении) базовой части заработной платы работника ШТ не внесены соответствующие изменения в трудовой договор данного работника. Так, в ..... расчет оплаты труда указанного работника произведен исходя из размера оклада установленного в сумме ..... руб., в ..... из расчета оклада в сумме ..... руб., с учетом проведенной в ..... индексации). Изменения в части увеличения оклада в трудовой договор работника путем заключения соответствующего дополнительного соглашения не внесены.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
По результатам проведенной проверки в отношении ООО «Ависма-Спецремонт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, предписанием от ....., иными материалами административного дела.
В силу ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
Согласно ст.57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются, в том числе, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В силу ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст.134 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, статьями 5.28 - 5.34, частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 данного Кодекса.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе, в том числе, главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители (п. 1 ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ).
Таким образом, факт совершения ООО «Ависма-Спецремонт» вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела. Процессуальные документы составлены соответствующими должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий.
Имеющиеся в материалах дела доказательства оформлены надлежащим образом и соответствуют требованиям законодательства об административных правонарушениях, составлены уполномоченными на то должностными лицами, законность действий которых у суда сомнений не вызывает.
Данные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом – в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является так или иначе следствием виновности его должностных лиц или работников, привлечение которых к административной или уголовной ответственности не освобождает – в силу прямого указания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 2.1) - от административной ответственности само юридическое лицо.
Доказательств того, что ООО «Ависма-Спецремонт» принимались меры по соблюдению трудовых прав работника, в материалах дела не имеется и с жалобой не представлено. Сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнить установленные законом обязанности, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, доказаны.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ависма-Спецремонт» были правильно установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, административный штраф назначен в пределах санкции части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Возражения ООО «Ависма-Спецремонт», изложенные в жалобе, не опровергают выводов должностного лица о наличии в его действиях состава административного правонарушения. Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностного лица норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод ООО «Ависма-Спецремонт» о том, что в пункте № трудового договора сторонами достигнуто соглашение о том, что индексация тарифной ставки/базовой заработной платы работнику производится без оформления дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора, судья находит несостоятельным, поскольку прямо противоречит ст.72 Трудового кодекса РФ о том, что соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Обязанность внесения изменений в трудовой договор, в том числе, оплаты труда, установлена трудовым законодательством и достижений сторонами трудового договора противоречащих законодательству договоренностей, не является основанием для несоблюдения норм закона.
Довод о том, что ШТ как специалист по кадрам, должна была знать порядок изменения условий трудового договора, не освобождает юридическое лицо от ответственности, поскольку ненадлежащее исполнение работником общества своих трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны общества за действиями своих работников. Факт совершения вмененного правонарушения свидетельствует о том, что принятые обществом меры оказались недостаточными для обеспечения выполнения требований законодательства по оплате труда.
Доводы жалобы не влияют на законность вывода должностного лица о виновности юридического лица в инкриминируемом ему деянии.
Назначенное ООО «Ависма-Спецремонт» административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление и.о. начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае ГЮ№ от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ависма-Спецремонт», оставить без изменения, жалобу ООО «Ависма-Спецремонт» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Черепанова