Дело № 2а-714/2017
Поступило в суд: 06.02.2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
18 апреля 2017 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Новосадовой Н.В.,
с участием представителя административного истца Х.Л.,
при секретаре Кильевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Новосибирской области к Тарасову А. Н. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Новосибирской области (далее Межрайонная ИФНС №3 по НСО) обратилась с административным иском к Тарасову А.Н. о взыскании в доход бюджета недоимки по уплате транспортного налога в размере 6 600 руб., а именно, за 2012 - 1 500 руб., за 2014 год – 5 100 руб., пени по уплате транспортного налога за период с 12.11.2013 по 30.09.2015 г. в размере 264,50 руб., недоимки по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2012 год в размере 60,39 руб., пени по уплате земельного налога за период с 14.06.2014 по 30.09.2015 г. в размере 22,35 руб..
В обоснование иска административный истец указал, что ответчик имеет в собственности имущество являющееся объектом налогообложения, а именно: легковой автомобиль АУДИ А6, государственный регистрационный номер №, легковой автомобиль НИССАН ПАТРОЛ 3.0 DELEGANCE, государственный регистрационный номер №, а также земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Налоговым органом были исчислены транспортный налог за 2012 и 2014 гг., земельный налог за 2012 год и направлялись налоговые уведомления, однако ответчик не надлежаще исполнил обязательство по уплате налога. В соответствии с требованиями налогового законодательства ответчику направлены требования об уплате сумм налога, пени, штрафа, однако ответчик свои обязанности не исполнил в установленный срок, в связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 05.08.2016 г. заявление было возвращено взыскателю. После устранения недостатков, истец вновь направил мировому судье заявление о выдаче судебного приказа в отношении Тарасова А.Н., однако 14.10.2016 г. мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с тем, что срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа истек 02.08.2016г.. До настоящего времени задолженность не погашена, потому просят восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать недоимку по налогам, пени в указанном размере.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС №3 по НСО Х.Л., действующая на основании доверенности (л.д.57), в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в административном исковом заявлении, приведенном выше.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, по адресу регистрации по месту жительства. Судебное извещение, направленное ответчику, возвращено за истечением срока хранения (л.д.55). Данные обстоятельства расцениваются, как уклонение ответчика от получения судебного извещения, что согласно ч.2 ст. 100 КАС РФ, позволяет суду считать административного ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие сторон по административному иску.
Изучив доводы заявления, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч.1,2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частями 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года (в редакции на момент исчисления налога), следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тарасову А.Н. в указанный период принадлежали транспортные средства: автомобиль легковой АУДИ А6, государственный номер №, 1997 года выпуска, дата регистрации права собственности 18.10.2005 года; легковой автомобиль НИССАН ПАТРОЛ 3.0 DELEGANCE, государственный регистрационный номер №, 2005 года выпуска, дата регистрации права собственности 30.12.2013 года (л.д.21).
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом
В соответствии с п.1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. ст. 390,391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно представленным Межрайонной ИФНС России №3 по НСО сведениям, ответчику в указанный период на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 54:32:10720:72, расположенный по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности 24.11.2009 года (л.д.62).
С учетом указанного имущества, Тарасову А.Н. налоговым органом исчислен транспортный налог за 2012 и 2014 гг., а также земельный налог за 2012 г., направлены налоговые уведомления: уведомление № 687066, в котором разъяснено о задолженности по транспортному налогу за 2012 год в размере 1 500 руб., и задолженности по земельному налогу за 2010-2012 год в размере 4 298,08 руб., которую надлежало погасить в срок до 11.11.2013 г. (л.д.10), указанное уведомление направлено Тарасову А.Н. 03.07.2013 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д.11-12); уведомление № 991185 от 18.04.2015 г., в котором разъяснено о задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 5 100 руб., которую надлежало погасить не позднее 01.10.2015 г. (л.д.13), указанное уведомление направлено Тарасову А.Н. 11.05.2015 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д.14).
В соответствии с абзацами п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Межрайонной ИФНС №3 по НСО Тарасову А.Н. направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа: требование № 101417 по состоянию на 20.11.2013 г., согласно которому размер недоимки по транспортному налогу за 2012 год составил 1 500 руб., по земельному налогу за 2012 год 1404,40 руб., срок для исполнения данного требования установлен до 28.01.2014 г. (л.д.15), требование направлено Тарасову А.Н. 31.12.2013 г., что подтверждается копией реестра почтовых отправлений (л.д.16); требование № 58144 по состоянию на 16.10.2015 г., согласно которому размер недоимки по транспортному налогу за 2014 год составил 5 100 руб., пени 265,01 руб., пени по земельному налогу 22,71 руб., срок для исполнения данного требования установлен до 02.02.2016 г. (л.д.19), требование направлено Тарасову А.Н. 12.11.2015 г., что подтверждается копией реестра почтовых отправлений (л.д.20).
Как усматривается из справки представленной Межрайонной ИФНС №3 по НСО Тарасов А.Н. произвел частичную оплату земельного налога за 2012 год (л.д.56).
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из указанного выше Требования № 58144, по которому сумма превысили 3 000 руб., направленного Тарасову А.Н., следует, что недоимку по налогам плательщик обязан погасить в срок до 02.02.2016 года. Соответственно, с заявлением о взыскании недоимки по налогу в суд, налоговый орган, в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, должен обратиться не позднее 02.08.2016 года.
Судом установлено, что МИФНС № 3 по НСО, первоначально направили заявление о выдаче судебного приказа мировому судье судебного района г. Бердска Новосибирской области в установленные законом сроки (л.д.9), однако, 05 августа 2016 года мировым судьей возвращено заявление о вынесении судебного приказа, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие заявленное требование (л.д.9). После устранения недостатков МИФНС № 3 по НСО вновь направили мировому судье заявление о выдаче судебного приказа в отношении Тарасову А.Н.. Однако, 14.10.2016 г. мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском срока для обращения (л.д.8).
Административное исковое заявление направлено 01.02.2017 года (л.д.30), поступило в суд 06.02.2017 года, в самом заявлении (л.д.3), а также в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела (л.д.44-45), административный истец просит восстановить срок для подачи административного искового заявления, указывая, что срок пропущен по уважительным причинам, независящим от налогового органа.
Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока, учитывая установленные судом обстоятельства, то, что первоначально МИФНС № 3 по НСО обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в установленные законом сроки, после возвращения заявления, налоговому органу необходимо было соблюсти требования закона, вновь обратиться к мировому судье, определение об отказе в принятии заявления поступило в налоговый орган 18.11.2016 года (л.д.8), для обращения в исковом порядке административному истцу требовалось время для направления административному ответчику искового заявления и наличие сведений о его получении (не получении) административным ответчиком, на что необходимо не менее месяца, с учетом доставлений почтовых извещений, а потому, суд приходит к выводу, что срок налоговым органом пропущен по уважительным причинам, подлежит восстановлению.
Как указывалось выше, ст. 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
До настоящего времени Тарасов А.Н. свою обязанность не исполнил.
Расчет задолженности по налогу ответчиком не оспорен, доказательств исполнения обязанности по уплате налогов ответчиком не представлено.
Расчет пени произведен исходя из налогооблагаемой базы и сроков уплаты, установленных законодательством, а также исходя из периодов просрочки внесения обязательных платежей. Согласно ч.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом, налогоплательщик был уведомлен о начислении пени в случае просрочки уплаты налога, что следует из текста налогового уведомления, направленного в соответствии со ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствующего по форме и содержанию требованиям данной статьи, размер пени также выставлен в требовании.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения им требований Межрайонной ИФНС №3 по НСО, а потому исковые требования Межрайонной ИФНС №3 по НСО подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Государственная пошлина, от уплаты которой на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 400 руб..
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Восстановить срок для подачи административного искового заявления.
Исковые требования Межрайонной ИФНС №3 по Новосибирской области удовлетворить.
Взыскать с Тарасова А. Н. недоимку по уплате транспортного налога в размере 6 600 руб., а именно, за 2012 - 1 500 руб., за 2014 год – 5 100 руб., пени по уплате транспортного налога за период с 12.11.2013 по 30.09.2015 г. в размере 264,50 руб., недоимку по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2012 год в размере 60,39 руб., пени по уплате земельного налога за период с 14.06.2014 по 30.09.2015 г. в размере 22,35 руб., а всего взыскать 6 947,24 руб..
Взыскать с Тарасова А. Н. госпошлину в размере 400 руб..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Н.В. Новосадова
Мотивированный текст решения изготовлен 02.05.2017 г.
Судья Н.В. Новосадова