Бердский городской суд Новосибирской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бердский городской суд Новосибирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-118/10 г.
Поступило в суд 14.10.09 г.
/Мотивированное/
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
29 апреля 2010 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области под председательством судьи Плужникова Н.П., при секретаре Шефер Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора города Бердска Новосибирской области в защиту публичных интересов РФ к администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области и ОАО «Бердский лесхоз» о признании действий по ведению лесного хозяйства в городских лесах города Бердска незаконными и возложении обязанности по прекращению таких действий,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бердска Новосибирской области обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области и ОАО «Бердский лесхоз» о признании действий по ведению лесного хозяйства в городских лесах города Бердск, в соответствии с договором № 2 от 15 сентября 2003 года незаконными и возложении обязанности по прекращению таких действий. В заявлении указывалось, что в ходе прокурорской проверки, проведенной 01 сентября 2009 года, выявлена незаконная вырубка леса в объеме 144 куб.м. на земельных участках, предоставленных в аренду ООО «Серебряная долина» и спортивному лагерю «Чкаловец спорт-инвест». Вырубка производилась ответчиком - ОАО «Бердский лесхоз» на основании договора с администрацией муниципального образования города Бердска Новосибирской области № 2 от 15.09.2003 года, на ведение лесного хозяйства в городских лесах города Бердска, а также Проекта организации и ведения лесного хозяйства «Городские леса города Бердска Новосибирской области», Постановления Главы муниципального образования г. Бердска от 24.06.2008 г. № 1347 «О создании комиссии по принятию решений «О вырубке зеленых насаждений в городских лесах», решения комиссии администрации муниципального образования города Бердска № 2 от 20 апреля 2009 года, о выдаче разрешения на вырубку аварийных сухостойных деревьев на земельном участке в районе ДОЦ им. О.Кошевого, разрешения на лесопользование от 13 августа 2009 года № 62, выданное ОАО «Бердский лесхоз». Действия ответчиков незаконны, поскольку леса, находящиеся на указанных выше земельных участках, не являются собственностью муниципального образования. В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, формы собственности на городские леса устанавливаются федеральным законом, а такой закон до сих пор не принят. Согласно ст. 10 Федерального закона № 201-ФЗ от 04 декабря 2006 года «О введении в действие Лесного кодекса РФ» и ч. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, до 01 января 2009 года осуществлялась органами местного самоуправления. С 01 января 2009 года использование, охрана, защита, воспроизводство лесов возможно лишь на основании лесохозяйственного регламента. Такого регламента у муниципального образования города Бердска нет. Распоряжение указанными лесами администрацией муниципального образования города Бердска является незаконным, что приводит к их использованию со стороны ОАО «Бердский лесхоз» без сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций городских лесов.
В последующем прокурора уточнил требования, просил признать незаконными, противоречащими ст. 14 Федерального закона № 201-ФЗ от 04 декабря 2006 года действия ответчиков, указанные в пунктах 2.1.5, 2.1.8, и 4.2 Договора № 2 от 15 сентября 2003 года, на ведение лесного хозяйства в городских лесах города Бердска и обязать прекратить осуществление действий в указанных в пунктах Договора, а именно: выдачу ОАО «Бердский лесхоз» лесорубочных билетов; переработку древесины, полученной от рубок и ухода в целях реализации пиломатериала населению; реализацию древесины на корню и предоставление других видов и форм лесопользования.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Бердска Новосибирской области Стулина О.Ж. заявленные требования по основаниям указанным в заявлении поддержала.
Представитель администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области – Касса М.П., заявленные требования не признала и пояснила, что администрация и ОАО «Бердский лесхоз» действуют на основании договора, определяющего деятельность двух хозяйствующих субъектов, который никем не оспорен. Производство по делу подлежит прекращению, поскольку не может быть рассмотрено и разрешено в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель ОАО «Бердский лесхоз» - Белов С.И., заявленные требования не признал, поддержал пояснения данные представителем администрации муниципального образования города Бердска и подтвердил пояснения данные им ранее. Так, в предварительном судебном заседании Белов С.И. пояснял, что договор № 2 от 15.09.2003 года, на ведение лесного хозяйства заключен между администрацией и ОАО «Бердский лесхоз» на основании Закона Новосибирской области № 90-ОСД от 05.04.2000 г. «Об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов на территории Новосибирской области». Указанный договор предусматривает только ведение лесного хозяйства, распоряжение лесами договором не предусмотрено. Поскольку городские леса не входят в государственный фонд, утверждения лесохозяйственного регламента для их использования не требуется, достаточно лесоустроительной документации, которая имеется.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Требования, изложенные в заявлении прокурора подлежат рассмотрению в порядке искового производства, поскольку заявлены не только к органу местного самоуправления, но и к коммерческой организации - ОАО «Бердский лесхоз» и затрагивают деятельность двух хозяйствующих субъектов – ответчиков по делу.
Настаивая на заявленных требованиях, прокурор указывает на отсутствие Лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов и как следствие права у ответчиков распоряжаться ими.
Договор № 2 от 15 сентября 2003 года, на ведение лесного хозяйства в городских лесах города Бердска л.д. 107-109) заключен между администрацией муниципального образования города Бердска и Бердским специальным семенным лесхозом.
Из дополнительного соглашения к договору № 2 от 15 сентября 2003 года л.д. 110) следует, что Бердский специальный семенной лесхоз в свое время был реорганизован в ГУП Новосибирской области «Бердский лесхоз», которое в последующем преобразовано в ОАО «Бердский лесхоз», с правом правопреемства. Это подтверждается Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области № 2219 от 26 декабря 2008 г. л.д. 69-71), п. 1.1 Устава ОАО «Бердский лесхоз» л.д. 84-99).
Граница города Бердска и статус его как городского округа установлены Законом Новосибирской области от 2 июня 2004 года N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области.
Статьей 10 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года леса, расположенные на землях городских поселений выведены из лесного фонда. Формы собственного на городские леса, в соответствии со ст. 19 этого же закона устанавливаются федеральным законом.
Закон, определяющий формы собственности на городские леса по настоящее время не принят.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии со ст. 84 ЛК РФ относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков и т.д.
Согласно ст. 10 ЛК РФ, распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 15 п.3 ФЗ № 172, от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков».
С 01 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 53-p от 17 апреля 2006 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». С учетом внесенных изменений в ст. 10 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 этого же закона, предусматривающей принципы разграничения государственной собственности на землю, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Договор № 2 от 15 сентября 2003 года, на ведение лесного хозяйства в городских лесах города Бердска заключен между двумя хозяйствующими субъектами.
Граждане и юридические лица согласно ст. 420 п.1, ст. 422 ГК РФ свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор, заключенный ответчиками не является ничтожным, поскольку бы заключен в соответствии с действующим законодательством, никем не оспорен. Пункты договора - 2.1.5, 2.1.8 и 4.2, с которыми прокурор связывает незаконность действий ответчиков, определяют взаимоотношения сторон по ведению лесного хозяйства в городских лесах в черте города Бердска.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, «О введении в действие Лесного кодекса РФ», с 01 января 2009 года исключается использование, охрана, защита, воспроизводство лесов без утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов. Однако, данное обстоятельство, по мнению, суда не влияет на договор ответчиков его условия. Вывод суда согласуется со ст. 422 п. 2 ГК РФ.
В п. 1 ст. 10 ГК РФ закреплен запрет на действия граждан и юридических лиц на злоупотребление правом.
Суд считает, что прокурор, злоупотребляет предоставленным ему правом. Без оспаривания договора двух хозяйствующих субъектов, признания его недействительным, пытается опосредовано, ограничить на будущее, договорную деятельность ответчиков.
В случае удовлетворения требований прокурора, ответчики лишатся возможности в будущем вести городское лесное хозяйство, в соответствии с условиями договора № 2 от 15 сентября 2003 года, и в случае принятия в отношении городских лесов Лесохозяйственного регламента, как это закреплено в ст. 14 Федерального закона № 201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, «О введении в действие Лесного кодекса РФ».
Злоупотребление правом согласно п. 2 ст. 10 ГК РФ, является основанием для отказа в защите заявленного права.
Требование о незаконности конкретных действий, совершенных ответчиками, по ведению городского лесного хозяйства прокурор не заявляет.
При рассмотрении дела представителем ответчика - Администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области заявлялось ходатайство, о прекращении производства по делу, как не подлежащее рассмотрению и разрешено в порядке гражданского судопроизводства. Суд находит ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку требование прокурора направлено в защиту интересов РФ, заключающихся в утверждении основ конституционного строя и не затрагивает экономические интересы сторон по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,-
РЕШИЛ:
В иске прокурора города Бердска Новосибирской области к администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области и ОАО «Бердский лесхоз» о признании незаконными, противоречащими ст. 14 Федерального закона № 201-ФЗ от 04 декабря 2006 года действий, указанных в пунктах 2.1.5, 2.1.8, и 4.2 Договора № 2 от 15 сентября 2003 года, на ведение лесного хозяйства в городских лесах города Бердска, прекращении осуществления действий, указанных в пунктах 2.1.5, 2.1.8, и 4.2 Договора, а именно: выдача ОАО «Бердский лесхоз» лесорубочных билетов; переработка древесины, полученной от рубок и ухода в целях реализации пиломатериала населению; реализация древесины на корню и предоставление других видов и форм лесопользования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Бердского городского суда
Новосибирской области (подпись) Н.П. Плужников
Решение обжаловано, кассационным определением Новосибирского областного суда оставлено без изменения, вступило в законную силу «13» июля 2010 г., выдано «03» августа 2010 г., подлинник решения находится в Бердском городском суде в гражданском деле № 2-118/10,л.д. 122-125.
Копия верна:
Судья -
Секретарь -