НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белоярского районного суда (Свердловская область) от 25.12.2023 № 2-2081/2023

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2023 года

66RS0020-01-2023-002155-57

Дело №2-2081/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 года р.п. Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Акуловой М.В.,

с участием старшего помощника Белоярского межрайонного прокурора Свердловской области Рахматуллиной Е.С., ответчика Рыхликовой А.Л., представителя ответчика Цан И.С.,

при секретаре судебного заседания Оберюхтиной И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоярского межрайонного прокурора Свердловской области к Рыхликовой А. Л. о взыскании денежных средств в бюджет,

установил:

Белоярский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов бюджета городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области обратился в суд с иском к Рыхликовой А. Л. о взыскании в доход бюджета городского округа ЗАТО «Уральский» Свердловской области неправомерно выплаченные денежные средства в размере 127198 рублей 03 копейки.

В обоснование исковых требований указано что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при начислении заработной платы, а также иных выплат Рыхликовой А.Л. Прокуратурой установлено, что Рыхликова А.Л. с 2017 года является депутатом Думы МО «поселок Уральский», в 2018 году избрана председателем указанного представительного органа, с апреля 2019 до 20.09.2022 занимала данную должность на освобожденной основе. Вопросы оплаты труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «поселок Уральский», депутатов Думы муниципального образования «поселок Уральский», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» регламентировались Положением, принятым решением Думы МО «посёлок Уральский» от 25.12.2018 № 79. До 24.05.2022 на территории муниципального образования нормативный правовой акт, устанавливающий продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, а также основания для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительностью 7 календарных дней, отсутствовал, в связи с чем, общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска председателя представительного органа составляла в соответствии с ч. 1 ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации 28 календарных дней.

Рыхликовой А.Л., вследствие неправомерного установления себе ежегодных оплачиваемых отпусков сверх определенной ч. 1 ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительности: в 2021 году в количестве 35 календарных дней, в 2022 - 42 календарных дня, а также установление дополнительных отпусков за ненормируемый рабочий день в 2019-2021 г.г. неправомерно получены выплаты из бюджета ГО ЗАТО Уральский в общей сумме 127198 рублей 03 копейки.

Старший помощник прокурора Рахматуллина Е.С. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Ответчик Рыхликова А.Л., представитель ответчика Цан И.С., действующая на основании нотариальной доверенности, выразили частичное согласие с исковыми требованиями. Ответчик пояснила что она 26.12.2019 была избрана депутатам Думы ЗАТО Уральский, в период с 02.04.2019 по 20.09.2022 являлась председателем Думы на освобожденной основе. Ответчик не была осведомлена что нормативно-правового акта, регулирующего количество дней дополнительного отпуска председателю Думы, предыдущий председатель также использовал право на предоставление дополнительных отпусков в связи с ненормированным рабочим днем. Проекты приказов о предоставлении отпуска председателю Думы ЗАТО Уральский готовили специалисты Отдела имущественных отношений и хозяйственной деятельности Администрации ЗАТО Уральский, ответчик подписывала уже готовые приказы. Рыхликова А.Л. выразила согласие с исковыми требованиями в части возврата 64 тысяч рублей, полученных в связи с предоставлением ей ежегодного отпуска за 2022 год сверх установленной продолжительности.

Заслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту интересов городского округа ЗАТО Уральский.

Положениями статей 14 и 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое муниципальное образование и каждый субъект Российской Федерации имеют собственные бюджеты.

Статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, который означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

В силу пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск относится к времени отдыха.

Согласно ч. 1 ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

В силу положений ст. 119 Трудового кодекса Российской Федерации работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Из п. 7 ст. 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» следует, что депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, гарантируется предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска, а также ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, продолжительность которых определяется муниципальными правовыми актами.

Аналогичные гарантии депутатам представительного органа, замещающим должности на неосвобожденной основе, установлены п. 6 ст. 31 Устава ГО ЗАТО «Уральский».

Судом установлено и подтверждается материалами дела что Рыхликова А.Л. с 2017 года является депутатом Думы МО «поселок Уральский», 25.12.2018 на основании решения №81 Думы муниципального образования «поселок Уральский» Рыхликова А.Л. избрана председателем указанного представительного органа, до 20.09.2022 занимала данную должность на освобожденной основе.

Вопросы оплаты труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «поселок Уральский», депутатов Думы муниципального образования «поселок Уральский», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» регламентировались Положением, принятым решением Думы МО «посёлок Уральский» от 25.12.2018 № 79 (л.д.124-129).

Решением Думы МО «посёлок Уральский» от 19.03.2019 № 92 председателю Думы установлены: должностной оклад в размере 26 252 рублей, повышающий коэффициент - 1,2 за работу в закрытом административно-территориальном образовании, надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 85 % к должностному окладу, ежемесячная премия в размере 5 094 рубля к должностному окладу, материальная помощь в размере двух должностных окладов в год (л.д.30-31).

На основании приказа Думы от 05.07.2019 № 28 председателю Рыхликовой А.Л. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 22.07.2019 по 15.08.2019 за 2019 год в количестве 18 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 7 календарных дней и выплачена материальная помощь в размере двух должностных окладов (л.д.43).

На основании Положения об оплате труда выборных лиц, решения Думы от 29.10.2019 № 121 и штатного расписания Думы № 1, председателю Думы на 2020 год установлены: должностной оклад в размере 27 382,00 руб., повышающий коэффициент - 1,2 за работу в закрытом административно-территориальном образовании, надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 11 594 рубля к должностному окладу, надбавка за выслугу лет -10% к должностному окладу (с 02.04.2020) и ежемесячная премия в размере 5 094 рублей к должностному окладу (л.д.32).

На основании приказа Думы от 22.07.2020 № 39 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 27.07.2020 по 16.08.2020 за 2020 год в количестве 21 календарного дня (л.д.63).

На основании приказа Думы от 27.05.2020 № 32 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 08.06.2020 по 25.06.2020 за 2020 год в количестве 10 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 7 календарных дней (л.д.62).

На основании Положения об оплате труда выборных лиц и штатного расписания Думы № 1, председателю Думы на 2021 год установлены: должностной оклад в размере 28 202 рублей, повышающий коэффициент - 1,2 за работу в закрытом административно-территориальном образовании, надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 11594 рублей к должностному окладу, надбавка за выслугу лет 10 % к должностному окладу и ежемесячная премия в размере 50% к должностному окладу.

На основании приказа Думы от 20.07.2021 № 29 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 02.08.2021 по 06.08.2021 за 2021 год в количестве 5 календарных дней (л.д.92).

На основании приказа Думы от 17.05.2021 № 22 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 15.06.2021 по 14.07.2021 за 2021 год в количестве 30 календарных дней и выплачена материальная помощь в размере двух должностных окладов (л.д.91).

Общее количество дней отпуска председателя Думы за 2021 год составило 35 календарных дней.

На основании Указа Губернатора Свердловской области от 30.09.2021 № 569-УГ решением Думы от 03.02.2022 № 264 увеличен (индексирован) должностной оклад председателя Думы городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области с 01.01.2022 в 1,037 раза.

В соответствии с Положением об оплате труда выборных лиц и штатного расписания Думы № 1, председателю Думы установлены: должностной оклад в размере 29 245 рублей, повышающий коэффициент - 1,2 за работу в закрытом административно-территориальном образовании, надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 11 594 рубля к должностному окладу, надбавка за выслугу лет 10 % к должностному окладу и ежемесячная премия в размере 5 094 рублей к должностному окладу (95-96).

Решением Думы от 17.03.2022 № 273 утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области (л.д.139-144).

В соответствии с п. 4 Положения и приложением 1 к Положению об оплате труда с 2022 года председателю Думы установлен должностной оклад в размере 29 245 рублей. Пунктом 6.1. Положения об оплате труда 2022 года председателю Думы установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 1,9 должностного оклада.

На основании Указа Губернатора Свердловской области от 07.07.2022 № 302-УГ решением Думы от 03.02.2022 № 264 увеличен (индексирован) должностной оклад председателя Думы городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области с 01 августа 2022 года в 1,04 раза.

Штатное расписание Думы № 3 с 01.08.2022 утверждено распоряжением председателя Думы от 01.08.2022 № 33 в количестве 1 штатной единицы председателя Думы и должностным окладом председателю Думы в размере 30 415 рублей.

Решением Думы от 24.05.2022 № 283 председателю Думы установлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней за работу в условиях ненормированного рабочего дня (л.д.137-138).

На основании приказа Думы от 19.05.2022 № 18 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 01.06.2022 по 07.06.2022 за 2022 год в количестве 7 календарных дней (л.д.119).

На основании приказа Думы от 19.05.2022 № 19 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 20.06.2022 по 17.07.2022 за 2022 год в количестве 21 календарных дней и 7 календарных дней за ненормированный рабочий день, выплачена материальная помощь за 2022 год в размере двух должностных окладов (л.д.120).

На основании приказа Думы от 26.07.2022 № 32 председателю Думы предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 15.08.2022 по 21.08.2022 года за 2023 год в количестве 7 календарных дней (л.д.121).

В нарушение графика отпуска Думы на 2022 год общее количество дней отпуска у Рыхликовой А.Л. в 2022 году составило 42 календарных дня.

По количеству отработанных месяцев в 2022 году Рыхликовой А.Л. положен был отпуск за 2022 год в количестве 25 календарных дней (35 дней : 12 месяцев х 8,5 месяцев). Перерасход по количеству календарных дней, оплаченных в 2022 году составил 17 дней.

Актом проверки целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области, предусмотренных на обеспечение выполнения полномочий Думы городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области в 2019-2022 годах от 20.02.2023 установлены неправомерные расходы по оплате отпускных председателю Думы, которые Рыхликовой А.Л. необходимо вернуть в бюджет (л.д. 9-22).

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена председатель Контрольно-счетной палаты ЗАТО Уральский Зайцева С.Н. которая пояснила следующее. С 23.01.2023 по 22.02.2023 проведена плановая проверка за 2019-2022 годы, по итогам проверки был составлен акт. В ходе проверки было выявлено что Рыхликовой А.Л. ежегодно к отпуску предоставлялся и оплачивался из бюджета дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Локального нормативного акта, регулирующего продолжительность дополнительных отпусков председателю Думы городского округа ЗАТО Уральский не было принято. Приказы о предоставлении отпусков Рыхликова А.Л. готовила сама, подписи иных лиц в приказах отсутствуют, к каждому приказу прикладывалась справка-расчет, в котором отражалась информация о количестве дней и среднего заработка за год. Ранее, обязанности председателя Думы ГО ЗАТО Уральский исполнял глава городского округа. Продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков и иные гарантии для главы городского округа регламентированы в Уставе. Для Думы аналогичного нормативного закрепления не было принято до 2023 года.

В силу ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

Поскольку нормативно-правовой документ, устанавливающий председателю Думы ГО ЗАТО Уральский дополнительный оплачиваемый отпуск и его продолжительность, отсутствовал, самостоятельное установление Рыхликовой А.Л. себе дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день в количестве 7 календарных дней и получение выплаты является неправомерными. За 7 дней неправомерно предоставленного дополнительного отпуска в 2019 году Рыхликовой А.Л. из бюджета городского округа ЗАТО Уральский выплачено 10253 рубля 32 копейки, за 7 дней дополнительного оплачиваемого отпуска в 2020 году выплачено 22913 рублей 72 копейки, за 7 дней дополнительного отпуска в 2021 году выплачено 29765 рублей 06 копеек.

Также суд признает обоснованными исковые требования в части взыскания с ответчика бюджетных средств, выплаченных в качестве отпускных за 17 дней ежегодного оплачиваемого отпуска в 2022 году, по мнению суда, сумма расходов по оплате отпускных председателю Думы ГО ЗАТО Уральский за 17 дней в размере 64265 рублей 93 копеек также являются неправомерно полученной.

Всего неправомерные выплаты составили 127 198 рублей 03 копейки. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в бюджет городского округа ЗАТО Уральский.

Представленный истцом расчет проверен, признан арифметически верным.

Исходя из положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области", суд приходит к выводу, что приказы Думы о предоставлении ежегодных основных оплачиваемых отпусков в части предоставления председателю дополнительного отпуска продолжительностью 7 дней являются незаконными, что повлекло необоснованное получение Рыхиковой А.Л. из бюджета городского округа ЗАТО Уральский в период с 05.07.2019 по 26.07.2022 денежных средств на общую сумму 222089 рублей. Принятие Рыхликовой А.Л. самостоятельно приказов о выплате себе отпускных выплат за дополнительные 7 дней отпуска, на основании приказов Думы от 05.07.2019 №28, от 27.05.2020 №32, от 17.05.2021 №22, а также предоставление отпуска за 2022 год за пределами, установленного статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации, повлекло получение Рыхликовой А.Л. доходов в виде денег в отсутствие правовых оснований, что является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий, свидетельствует о недобросовестности ответчика при получении ей в период с 05.07.2019 по 26.07.2022 выплаты отпускных на общую сумму 127198 рублей 03 копейки, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств, и дает основание для взыскания с ответчика указанных денежных средств в бюджет городского округа ЗАТО Уральский, как неосновательного обогащения.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождены, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что в силу положений подп. 4 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в размере 127198 рублей 03 копейки, в связи с чем, государственная пошлина в размере 3743 рубля 96 копеек подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет Белоярского городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Иных требований в рамках настоящего гражданского дела сторонами не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Белоярского межрайонного прокурора Свердловской области к Рыхликовой А. Л. о взыскании денежных средств в бюджет удовлетворить.

Взыскать с Рыхликовой А. Л. (паспорт гражданина <...>) в доход бюджета городского округа ЗАТО «Уральский» Свердловской области неправомерно выплаченные денежные средства в размере 127198 рублей 03 копейки.

Взыскать с Рыхликовой А. Л. (паспорт гражданина <...>) в доход бюджета Белоярского городского округа государственную пошлину в размере 3743 рублей 96 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области

Судья М.В.Акулова