НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Беловского районного суда (Кемеровская область) от 17.07.2020 № 12-75/20

Материал № 12-75/2020

УИД 42RS0038-01-2020-000006-88

РЕШЕНИЕ

г. Белово 17 июля 2020 года

Судья Беловского районного суда Кемеровской области Иванов В.И.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Транспортно – экспедиционная компания «Мереть» на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской <адрес>Ашихмина В.И. от 25.12.2019 по административному правонарушению, предусмотренному ч.2 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

установил:

ООО «ТЭК «Мереть» обратилось в суд с жалобой на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области Ашихмина В.И. от 25.12.2019г. по административному правонарушению, предусмотренному ч.2 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Доводы жалобы мотивированы следующим.

По результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО «ТЭК «Мереть» (далее - заявитель) 18.12.2019г.,начальником отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области Ашихминым В.И., составлен акт проверки от 18.12.2019г. , заявителю выдано предписание от 18.12.2019 об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

18.12.2019г. в отношении ООО «ТЭК «Мереть» составлен протокол об административном правонарушении

25.12.2019г. Инспекцией труда вынесено постановление о назначении административного наказания (пункты 9,16 предписания), ответственность за вменяемые нарушения предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

ООО «ТЭК «Мереть» назначено административное наказание в виде предупреждения.

Заявитель считает, что обжалуемое постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежат отмене в связи со следующим.

Так, согласно акту проверки от 18.12.2019г. в нарушении требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ«О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включены профессии, на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были установлены вредные условия труда (генеральный директор, заместитель директора по экономике, начальник отдела первичного учета, контроля и отчетности, начальник службы и т. д.) (стр. 3, абз. 5 Акта либо п. 9предписания).

На рабочих местах генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности, начальника службы в 2012г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по итогам которой на указанных рабочих местах были установлены вредные условия труда по фактору напряженности трудового процесса.

В связи с чем, в штатное расписание были внесены изменения, вызванные реорганизацией рабочих мест и выводом из состава Беловского филиала ряда рабочих мест, а именно: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике, начальник отдела первичного учета, контроля и отчетности - изменение места расположения рабочих мест в 2015г.; начальник службы грузовой работы, начальник службы ремонта, начальник службы перевозок - приказы о внесении изменений в организационную структуру управления и штатное расписание № 119/1 от 01.09.2015г„ № 30 от 21.03.2016г.

В этой связи, на основании пп.1, пп. 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных рабочих местах в 2015, 2016, 2017гг.

По итогам проведенной специальной оценки условий труда на вновь организованных (реорганизованных) рабочих местах воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено или уровень их воздействия не превышает 2 (допустимый) класс условий труда. Оценка напряженности трудового процесса не производилась по причине отсутствия видов работ предусмотренных пп. 23 части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ специальной оценке условий труда".

Вследствие чего, ООО «ТЭК «Мереть» были поданы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда от 07.12.2015г., от 12.01.2017г. , от 12.12.2017г. .

Данный факт подтверждается следующими документами: приказом «О внесении изменений в организационную структуру управления и штатное расписание ООО «ТЭК «Мереть» от 01.09.2015г., от 21.03.2016г., письмом от 07.12.2015г., от 12.01.2017г., 2/06-1191 от 12.12.2017г. - о регистрации деклараций. Отчеты СОУТот 27.10.2015г., от 29.12.2016г., от 30.11.2017г., сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.

Так, согласно акту проверки от 18.12.2019г., в нарушении требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 6 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ«О специальной оценке условий труда» не проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, где произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьтих лиц) причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (стр. 2 абз. 2 снизу Акта либо п. 16предписания).

По факту несчастного случая, произошедшего 01.03.2017г. со слесарем по ремонту подвижного состава Ф.И.О.1 и 15.07.2017г. со слесарем по ремонту подвижного состава Ф.И.О.2 в 2017 году ООО «ТЭК «Мереть» была проведена специальная оценка условий труда по рабочему месту - слесарь по ремонту подвижного состава. Отчет утвержден 17.11.2017г.

Таким образом, отсутствуют нарушения ООО «ТЭК «Мереть» требований ст. 212 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

При таких обстоятельствах вывод должностного лица названного административного органа о совершении ООО «ТЭК «Мереть» административного правонарушения, выразившегося в неподаче декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также непроведении специальной оценки условий труда, обоснованным признать нельзя.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица в отношении ООО «ТЭК «Мереть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит отмене.

По итогам проверки 18.12.2019г. был составлен акт проверки и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. В этот же день в отношении ООО «ТЭК «Мереть» был составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

На момент вручения протокола в нем уже содержалась запись «С нарушениямисогласен Генеральный директор Угланов Д.А.. 18.12.2019г.». Получая одновременно акт проверки и протокол, руководитель ООО «ТЭК «Мереть» не имел возможным представить какие-либо объяснения относительно обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, ввиду того, что ООО «ТЭК «Мереть» необходимо было провести проверку выявленных нарушений на предмет соответствия действительности.

Заявитель просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № 42/12-20759-И/69-2 от 25.12.2019г. о назначении административного наказания; производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В ходе рассмотрения жалобы защитником Шепелевой А.В. суду представлены дополнение к жалобе, ходатайство и дополнительные материалы, подтверждающие исполнение предписания начальника отдела ГИТ.

В судебном заседании защитник Шепелева А.В. показала, что имело место нарушение подачи сведений в декларации соответствия условий труда путем включения профессий, на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были установлены вредные условия труда (генеральный директор и др.), что отражено в пункте 9 предписания. Однако полагает данное нарушение незначительным. Кроме того, предписание в этой части исполнено, что подтверждается отчетом от 13.07.2020 № 3-513. Просила суд также учесть, что пункт 16 предписания начальника отдела ГИТ, в котором указывается на не проведение внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах, где произошли несчастные случаи на производстве, причинами которых явилось воздействие на работника и (или опасных) производственных факторов при рассмотрении жалобы, решением Заводского районного суда Кемеровской области от 17.03.2020 признан незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем, по вмененному правонарушению, указанному в предписании (п.16) и постановлении по делу об административном правонарушении, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности. Защитник просила постановление начальника ГИТ отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Представитель ГИТ в Кемеровской области – начальник отдела Ашихмин В.И. подтвердил, что выявленное правонарушение юридическим лицом устранено, однако на момент проведения проверки факт правонарушения был установлен, в связи с чем, общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

Выслушав защитника ООО «ТЭК «Мереть», начальника отдела ГИТ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ не ограничиваясь доводами жалобы, полагаю необходимым проверить дело в полном объеме.

Статьей 24.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодека РФ об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что при проведении надзорных мероприятий в отношении ООО «ТЭК «Мереть» в период с 22.11.2019 по 18.12.2019 начальником отдела государственной инспекции труда в Кемеровской области Ашихминым В.И. выявлены нарушения обществом требований статьи 212 ТК РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условий труда, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем в декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включены профессии, на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были выявлены вредные условия труда (генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике, начальник отдела первичного учета, контроля и отчетности, начальник службы и т.д. (п.9 предписания), непроведение внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах, где произошли несчастные случаи на производстве, причинами которых явилось воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов (п.16 предписания).

По результату проверки составлен акт проверки от 18.12.2019, выдано предписание от 18.12.2019 об устранении выявленных нарушений.

По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном от 18.12.2019.

По итогу рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 25.12.2019, которым общество привлечено к ответственности ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за вышеуказанные правонарушения, назначено наказание в виде предупреждения.

Общество, не согласившись с результатами проверки органом контроля, обратилось в Заводский районный суд г.Кемерово с административным иском о признании незаконными и отмене пунктов 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 19 предписания ГИТ в Кемеровской области.

Решением Заводского районного суда Кемеровской области от 17.03.2020 исковые требования общества удовлетворены частично, признаны незаконными и отменены пункты 8, 12, 13, 16, 19 в части указания выплат Ф.И.О.3Ф.И.О.4 предписания пункт 9 предписания признан законным и обоснованным.

Оценивая представленные стороной защиты доказательств необоснованности привлечения к административной ответственности Общества и назначения наказания в виде предупреждения, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из материалов дела следует, что согласно приказу от 01.09.2015 за «О внесении изменений в организационную структуру управления и штатное расписание ООО «ТЭК «Мереть» с 01.11.2015 из действующего штатного расписания общества выведена служба подвижного состава численностью 160 единиц, в Беловском филиале общества создана служба подвижного состава численностью 118 человек, служба ремонта численность 35 единиц, в службу перевозок переведены 9 единиц осмотрщиков вагонов, в службу пути 1 единица сигналиста. Согласно приказу от 21.03.2016 за с 01.04.2016 из действующего штатного расписания общества выведена служба перевозок Беловского филиала численность 178 единиц, создана служба перевозок численностью 109 единиц, служба грузовой работы численностью 34 единицы.

В 2012 году на рабочих местах генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности, начальника службы проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по итогам которой на указанных рабочих местах были установлены вредные условия труда по фактору напряженности трудового процесса.

Согласно протоколам комиссии по специальной оценке труда от 30.06.2015, от 10.08.2016 включено в внеплановую специальную оценку условий труда рабочее место генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности, начальника службы.

Согласно отчетам о проведении специальной оценки условий труда от 27.10.2015, от 30.11.2017 на рабочем месте генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности не установлено вредных или опасных производственных факторов.

09.12.2015, 12.01.2017, 19.12.2017 в ГИТ в Кемеровской области обществом подана декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по рабочему месту генерального директора – 1 единица, заместителя генерального директора по экономике – 1 единица, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности – 1 работник, начальник службы – 1 работник.

Согласно частям 4, 5 закона № 426-ФЗ декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

При этом декларация не подается на рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки были установлены вредные или опасные условия труда.

Таким образом, не требовалось подавать декларацию о соответствии рабочих мест условиям труда в отношении генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности.

В соответствии с изложенным, полагаю установленным факт вменяемого административным органом юридическому лицу правонарушения, которое состоит в включении в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда профессии, на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были установлены вредные условия труда - генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности.

Учитывая, что решением Заводского районного суда г.Кемерово от 17.03.2020 пункт 16 предписания о не проведении внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах, где произошли несчастные случаи на производстве, причинами которых явилось воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов признан незаконным, в связи с чем, полагаю, что выявленное нарушение не является основанием для привлечения к административной ответственности общества в этой части.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, выразившегося в включении в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда профессии, на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были установлены вредные условия труда - генерального директора, заместителя генерального директора по экономике, начальника отдела первичного учета, контроля и отчетности, подтвержден материалами дела – протоколом об административном правонарушении от 18.12.2019, актом проверки от 18.12.2019, объяснениями представителей юридического лица и государственной инспекции труда.

Протокол об административном правонарушении от 18.12.2019 составлен лицом, полномочным в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Допущенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку допускалось в отношении работников, труд которых связан с источником повышенной опасности и загрязняющими веществами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее, основания для признания правонарушения малозначительным суд не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с пунктами 1,3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Признавая обоснованность привлечения ООО «ТЭК «Мереть» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 ст.5.27.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что рассмотрев дело об административном правонарушении и назначая наказание в виде предупреждения, должностное лицо приняло во внимание совокупность имеющихся по делу обстоятельств.

Суд не усматривает оснований для изменения или отмены постановления начальника отдела ГИТ, в связи с чем, полагает, что жалоба общества не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника отдела государственной инспекции труда в Кемеровской области от 25.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания «Мереть» оставить без изменения, жалобу общества без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.И. Иванов