Беловский городской суд Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Беловский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 2128
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Ерохиной Н.В.
при секретаре Давыдовой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Белово
«16» июня 2011 года
гражданское дело по заявлению Саркисян ФИО6 об оспаривании решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Саркисян В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Требования мотивирует тем, что он был зарегистрирован вкачестве индивидуального предпринимателя, заявленный вид предпринимательской деятельности подпадал под упрощенную систему налогообложения. Фактически деятельность им не осуществлялась и ДД.ММ.ГГГГ деятельность в качестве ИП была прекращена, о чем была внесена запись в ЕГРИП. Вместе с документами о прекращении деятельности в качестве ИП им были поданы в адрес ответчика декларации по упрощенной системе налогообложения за отчетные периоды с 2007 по 2010гг.
После получения данных деклараций ответчик в отношении него провелкамеральную проверку и ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № по Кемеровскойобласти были вынесены аналогичные по сути решения опривлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения:
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено, «что физическое лицо Саркисян В.А. в нарушение положений п.п.4 п.1 ст. 23 НК РФ, п.1 ст. 80 НК РФ, п.2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Срок предоставления по законодательству – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически налогоплательщик представил указанную декларацию ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения он был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей».
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено, «что физическое лицо Саркисян В.а. в нарушение положений п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ п.1 ст. 80 НК РФ, п.2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за ДД.ММ.ГГГГ Срок предоставления по законодательству – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически налогоплательщик представил указанную декларацию ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения он был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей».
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено, «что физическое лицо Саркисян В.а. в нарушение положений п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ п.1 ст. 80 НК РФ, п.2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за ДД.ММ.ГГГГ Срок предоставления по законодательству – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически налогоплательщик представил указанную декларацию ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения он был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей».
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено, «что физическое лицо Саркисян В.а. в нарушение положений п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ п.1 ст. 80 НК РФ, п.2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за ДД.ММ.ГГГГ. Срок предоставления по законодательству – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически налогоплательщик представил указанную декларацию ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения он был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей».
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено, «что физическое лицо Саркисян В.а. в нарушение положений п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ п.1 ст. 80 НК РФ, п.2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за ДД.ММ.ГГГГ Срок предоставления по законодательству – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически налогоплательщик представил указанную декларацию ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения он был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей».
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено, «что физическое лицо Саркисян В.а. в нарушение положений п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ п.1 ст. 80 НК РФ, п.2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за ДД.ММ.ГГГГ Срок предоставления по законодательству – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически налогоплательщик представил указанную декларацию ДД.ММ.ГГГГ На основании данного решения он был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей».
С приведенными решениями, принятыми ответчиком ДД.ММ.ГГГГ за №, №, №, №, №, № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения он не согласен, считает их необоснованными, незаконными и, следовательно, не подлежащими исполнению по следующим основаниям: считает, что примененный ответчиком размер санкции в каждом из оспариваемых решений в сумме 1000 рублей является незаконным и необоснованным, поскольку на момент совершения правонарушения по непредставлению в срок декларации УСН за указанный в решении отчетный период - действовала иная редакция Налогового кодекса РФ, предусматривающая санкцию в виде минимального штрафа (100 рублей) для такого правонарушения.
Так, декларация по УСН должна была быть представлена:
согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
На эти даты ст. 119 НК РФ действовала в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ.
Указанные сроки, предусмотренные законодательством, являются пресекательными и не сдача деклараций в указанный срок, свидетельствует о совершенном правонарушении, начиная со следующего дня, после установленного законом срока для сдачи декларации.
Правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ, считается совершенным на следующий день после установленного срока представления налоговой декларации.
Следовательно, при расчете штрафа согласно нормам ст. 119 НК РФ ответчику необходимо было учитывать законодательство, действовавшее на момент совершения правонарушения.
На момент совершения налогового правонарушения в виде не сдачи деклараций в указанные сроки, в соответствии с п. 1 ст. 119 была предусмотрена следующая ответственность: «Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, - влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей».
ФЗ РФ № 229-Ф3 27 июля 2010 года были внесены изменения в часть первую и часть вторую НК РФ и в некоторые другие законодательные акты, после чего ст. 119 НК РФ стала предусматривать налоговую ответственность в виде минимального штрафа в сумме 1 000 рублей.
Ответчик же при вынесении оспариваемых решений руководствовался новой редакцией НК РФ (в частности, ст. 119 НК РФ, по которой и привлек истца к ответственности в размере 1 000 рублей в каждом из решений).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ: «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют».
В связи с этим, считает, что ответчик должен был его привлечь к штрафу, действующему на момент совершения правонарушения - не представления в срок деклараций - в размере 100 рублей за каждую не представленную в срок декларацию по УСН.
Исходя из этих доводов, считает, что каждое из оспариваемых решений являются недействительным в части наложения штрафа за нарушение, выразившееся в непредставлении налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в размере, превышающем 100 рублей.
ФЗ РФ N 229-ФЗ 27 июля 2010 года «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в некоторые другие законодательные акты устанавливает в ст. 10 следующие положения:
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
В случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее нарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, ст. 119 НК РФ, которая с момента вступления ФЗ РФ №229-ФЗ 27 июля 2010 года, установила размер штрафа в сумме 1000 рублей (вместо ранее действовавшего в сумме 100 рублей) обратной силы не имеет.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
При вынесении оспариваемых решений МРИ ФНС России №, по руководствовалось рекомендациями письма ФНС от ДД.ММ.ГГГГ (ПИСЬМО ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № тогда как такие письма не являются источником налогового права и носят лишь рекомендательный характер.
Руководствуясь данным письмом при вынесении решения, налоговый орган не учел прямые указания Конституции РФ, НК РФ и самого закона ФЗ РФ N 229-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ.
В ст. 119 НК РФ предусматривается ответственность налогоплательщика за несвоевременное представление налоговой декларации, при этом мера ответственности зависит от величины срока пропуска такого представления.
Состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 119 НК РФ, является формальным, а значит, для того чтобы правонарушение считалось оконченным, наступления определенных последствий не требуется.
Для данного налогового правонарушения дата непредставления истребованных документов является датой обнаружения правонарушения, поскольку для установления такого правонарушения не требуется проведения специальной проверки.
В случае со ст. 119 НК РФ день совершения правонарушения — это последний день срока, в течение которого налогоплательщик должен был представить декларацию, так как именно в этот, последний день он не выполнил предписания закона, не отправил необходимые сведения.
Следовательно, учитывая формальный состав данного правонарушения, момент обнаружения налогового правонарушения, должен совпадать с моментом начала исчисления давности привлечения налогоплательщика к ответственности.
По- мнению заявителя, моментом обнаружения такого правонарушения должен считаться последний день срока исполнения обязанности по представлению необходимых документов.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Ответчик в оспариваемых решениях основывается на дату фактического представления мной деклараций (ДД.ММ.ГГГГ), считая эту дату - моментом совершения правонарушения и применил действующую в настоящий момент редакцию ст. 119 НК РФ. Однако такая трактовка ст. 119 НК РФ ставит налоговые органы в преимущественное по отношению к налогоплательщикам положение, позволяя им отдалять исчисление пресекательного срока и фактически увеличивать его, что противоречит ст. 19 Конституции РФ, указывающей о равенстве всех перед законом и судом. При этом необходимо учитывать положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которыми все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Оспариваемые решения ответчика заявителем были обжалованы в вышестоящем органе, однако, были оставлены без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 151 ГПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой. Им объединены требования в одном иске в связи с тем, что стороны одинаковы, основания и доводы по оспариванию решений аналогичные, по всем решениям я привлечен к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение по ст. 119 НКРФ.
Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 20.11.2007 N 8815/07 указал, что трехмесячный срок для обжалования решения в суд должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": «С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Просит признать решения Межрайонной инспекции ФНС России № по Кемеровской области за №, №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительными в части наложения штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации, в размере, превышающем 100 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя Саркисян В. А. Налбандян К.В. действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 года) требования поддержала, дала объяснения.
Представитель заинтересованного лица МИ ФНС № по КО, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком до ДД.ММ.ГГГГ) – Терентьева Е.А. в судебном заседании возражала по существу требований, дала объяснения.
Заявитель в судебное заседание не явился, ранее представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участников, исследовав письменные материалы дела, считает, что в удовлетворении требований заявителю необходимо отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что МИ ФНС № по КО проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за . ИП ФИО7 представленных ДД.ММ.ГГГГ Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет по данным налоговых деклараций, отсутствуют.
По результатам камеральных налоговых проверок составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ № № и приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ИП ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в размере за каждое совершенное правонарушение.
Основаниями для привлечения налогоплательщика к ответственности послужило непредставление в установленный срок налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
ИП ФИО1 в соответствии со статьей 346.12 НК РФ являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30-го апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
На основании статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения должна быть представлены:
За - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
За - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
За - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
За - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
За - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
За - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Фактически налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за были представлены ИП ФИО1 в Инспекцию только ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 119 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. № 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Учитывая наличие в действиях ИП ФИО1 составов налоговых правонарушений, выразившихся в представлении последним налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за вышеуказанные налоговые периоды с нарушением срока, установленного законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик был привлечен Инспекцией к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере за каждое совершенное правонарушение.
Заявитель указывает, что моментом совершения налогового правонарушения является срок представления декларации по законодательству РФ. Таким образом, правонарушения совершены им до внесения изменений в ст. 119 НК РФ, в связи с чем, просит изменить решения в части суммы наложенного штрафа, а именно применить ответственность в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент совершения налоговых правонарушений в виде штрафа
Данный довод заявителя является не правомерным в силу следующего.
В пункте 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.
В данном случае, налогоплательщиком налоговые декларации представлены ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, моментом совершения налогового правонарушения является указанная дата представления налоговой декларации.
Пунктом 43 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010г. №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а так же о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» внесены изменения в ст. 119 НК РФ.
В силу п.1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ указанные изменения, внесенные данным законом в ст. 119 НК РФ, вступают в силу с 02.09.2010г.
Таким образом, привлечение налогоплательщика обоснованно осуществлено в соответствии с Законом № 229 – ФЗ.
Учитывая тот факт, что неуплаченные суммы налога на основании деклараций по УСН отсутствуют, Инспекцией правомерно ИП ФИО1 привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. №229-ФЗ в виде штрафа в размере за каждое совершенное правонарушение.
Кроме того, Саркисян В.А. в соответствии с п.3 ст. 101.2 НК РФ в УФНС России по КО были поданы апелляционные жалобы на оспариваемые решения. По результатам рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом были приняты Решения № от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалоб без удовлетворения, а оспариваемых решений – без изменения.
Кроме того, из Письма ФНС РФ от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ «О порядке применения положений Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ в части санкций» следует, что если правонарушение совершено до вступления в силу Федерального закона, а решение по результатам налоговой проверки выносится после вступления в силу Федерального закона, применяется санкция, установленная Кодексом в редакции Федерального закона.
Статья 119 Кодекса изложена в новой редакции, в соответствии с которой непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основании этой декларации, внесена в бюджет, то санкция в данном случае составит в соответствии со статьей 119 Кодекса 1000 рублей.
При представлении налоговой декларации, сумма к уплате (доплате) по которой составляет 0 рублей, с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока санкция будет составлять также 1000 рублей.
Минимальную сумму санкции, установленную статьей 119 Кодекса (1000 рублей), нельзя уменьшить в связи с наличием установленных статьей 112 Кодекса смягчающих обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, требования Саркисян В. А. необоснованные и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Саркисян ФИО8 об оспаривании решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательном виде с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н. В. Ерохина