НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан) от 11.04.2022 № 12-56/2022

№ 12 – 56/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

11 апреля 2022 года г. Белорецк, РБ

Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Ручушкина Г.В.,

при секретаре Нужиной М.В.,

с участием представителей ООО «Уральский лес» ФИО1, ФИО2, по доверенностям,

представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - начальника Белорецкого межрайонного территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора ФИО3, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Уральский лес» на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан ФИО3 №09/62-21 от 28 августа 2021 года о привлечении ООО «Уральский лес» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан ФИО3 №09/62-21 от 28 августа 2021 года (с учетом определения должностного лица от 12.10.2021 года, которым исправлена описка в дате, времени и номере обжалуемого постановления на 29 сентября 2021 года № 09/65-21) юридическое лицо – ООО «Уральский лес» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.27 КоАП РФ,с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица ООО «Уральский лес» ФИО1, действующий на основании доверенности, обратился в Белорецкий межрайонный суд РБ с жалобой, в которой указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ 03 сентября 2021 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Уральский лес». Исходя из содержания ст. 8.27 КоАП РФ, ч. 4 ст. 61, ч. 2 ст. 62 и ч.2 ст. 64 Лесного кодекса РФ, субъектами правонарушения в рассматриваемом случае могут выступать должностные лица, юридические лица - арендаторы лесных участков. Заявитель не является арендатором лесных участков на территории Белорецкого лесничества и Авзянского лесничества Белорецкого района РБ. Действительно, как и указано в Постановление между ООО «Уральский лес» и ООО «Уфимский фанерно-­плитный комбинат», между ООО «Уральский лес» и ООО «Уфимский фанерный комбинат» заключены договоры купли-продажи древесины № 03-01/159 от 24.04.2020 года и 03-01/158 от 20.04.2020 года соответственно, в соответствии с которыми предприятие исполняет свои обязательства, в том числе и по охране, защите и воспроизводству лесов, действие указанных договоров продлены на срок до 31 декабря 2021 года. Каких-либо претензий со стороны арендаторов лесных участков - ООО «УФК» и ООО «УФПК» по ненадлежащему исполнению договоров Заявителю не поступало. Арендаторами лесных участков - ООО «УФК» и ООО «УФПК» в Министерство лесного хозяйства РБ своевременно сдавались отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 2020 год, каких-либо замечаний со стороны Министерства в адрес арендаторов по отчетам не поступало. В имеющихся в материалах административного дела письме Вр. и.о. начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Белорецкому лесничеству ФИО4 исх. № 63 от 02 апреля 2021 года, информации И.о. начальника отдела ГКУ «Управление лесничествами по Белорецкому району» ФИО5 содержатся сведения о выполнении лесовосстановительных работ на арендуемых участках на территории Белорецкого лесничества в разрезе арендаторов за 2020 год, в которых указано, что арендаторами являются ООО «УФК» и ООО «УФПК». Какие либо доказательства о наличии состава административного правонарушения в действиях заявителя во вменяемом ему административном правонарушении в материалах дела отсутствуют. Заявителю известно, что Постановлением №09/61-21 о назначении административного наказания от 27.08.2021 года и Постановлением № 09/62-21 о назначении административного наказания от 27.08.2021 года должностные лица арендаторов лесных участков - ООО «УФК» и ООО «УФПК» уже привлечены к административной ответственности, во вменяемом заявителю административном правонарушении. В нарушение требований действующего законодательства, без достаточных обстоятельств, Белорецкой межрайонной Прокуратурой в отношении Заявителя возбуждено административное дело. В Постановлении заинтересованное лицо ссылается на то, что «вина ООО «Уральский лес» подтверждается Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.09.2021 года, копиями актов инвентаризации искусственного лесовосстановления, копиями актов на списание лесных культур, объяснением представителя юридического лица Заявителя и другими материалами дела», что не соответствует действительности, так как при возбуждении административного дела эти документы в материалах административного дела отсутствовали, вину в совершении административного правонарушения представитель заявителя не признавал. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.09.2021 года, направленной по электронной почте, заявитель был извещен заинтересованным лицом о том, что 29 сентября 2021 года в 09.00. в Белорецком межрайонном территориальном отделе ФГЛиПН Минлесхоза РБ состоится рассмотрение административного дела. Определение получено заявителем 28.09.2021 года в 15ч. 06 мин. вх. № 538/9 от 28.09.2021 года, что подтверждается проставлением соответствующей информации на определении помощником руководителя заявителя. Несмотря на очень короткие сроки подготовки к рассмотрению административного дела, представитель заявителя явился к заинтересованному лицу на его рассмотрение 29 сентября 2021 года, ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменного возражения и дополнительных документов, о чем свидетельствует собственноручная подпись заинтересованного лица на возражении, проставленная на экземпляре заявителя. Но доводы заявителя, изложенные в возражении, фактически рассмотрены не были. Представителю заявителя 29 сентября 2021 года было вручено Постановление, датированное 28.08.2021 г., на этом рассмотрение дела было закончено. Это означает, что Постановление фактически было подготовлено заранее, еще в августе 2021 года, то есть во время привлечения к административной ответственности должностных лиц ООО УФК» и ООО «УФПК» (также совпадает номер административного дела), а по версии заявителя, так как эти предприятия признаны несостоятельными (банкротами) и в отношении них введены процедуры конкурсного производства, то по не основанной на законе логике заинтересованного лица, было принято решение о возбуждении административного дела в отношении заявителя, с последующим взысканием административного штрафа.

Просит отменить постановление заинтересованного лица по делу об административном правонарушении от 28 августа 2021 года № 09/62-21, вынесенное в отношении заявителя в связи с отсутствием состава административного правонарушения и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.

В судебном заседании представитель юридического лица - ООО «Уральский лес» ФИО1, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал и пояснил, что согласно п.5 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. Перед принятием обжалуемого постановления, ему – как представителю юридического лица, не разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ и Конституции РФ, что является процессуальным нарушением и основанием для отмены постановления. Считает, что по лесовосстановлению должны отчитываться арендаторы лесных участков. Согласно отчетам, которые были сданы в Министерство лесного хозяйства РБ, цифры совсем другие. Со стороны Министерства лесного хозяйства РБ никаких замечаний по отчетам в адрес арендаторов, либо в адрес ООО «Уральский лес» не поступало. Лесная декларация составляется арендаторами участков ООО «УФК» и ООО «УФПК». При этом, должностные лица ООО «УФК» и ООО «УФПК» были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ. Просил постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием доказательств, представленных административным органом.

В судебном заседании представитель юридического лица - ООО «Уральский лес» ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил требования юридического лица удовлетворить.

Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – начальник Белорецкого межрайонного территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора (далее Белорецкий МТО ФГЛиПН) ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против доводов, указанных в жалобе, пояснив, что имеются договоры аренды с ООО «УФК» и ООО «УФПК». Кроме того, между ООО «Уральский лес» и ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», ООО «Уфимский фанерный комбинат» заключены договоры купли - продажи древесины № 03-01/159 от 24.04.2020, № 03-01/158 от 20.04.2020 с одновременной ее заготовкой силами покупателя при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также несению расходов по оплате арендных отношений. В указанных договорах указана обязанность ООО «Уральский лес» по агротехническому обслуживанию, рубку леса осуществляет именно ООО «Уральский лес», тогда как арендаторы ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», ООО «Уфимский фанерный комбинат» на земельных участках рубку леса не осуществляют, поэтому они заключают договора с другими организациями. Сотрудниками ГБУ участковыми лесничими проводится инвентаризация земель, осматриваются участки. Когда выявили на участке нарушения, были составлены Пересчётные ведомости в присутствии представителя юридического лица. В связи с отсутствием агроухода, низкой приживаемостью растений, имеется потеря лесных культур. Министерство лесного хозяйства принимает отчеты, но проверить цифры не могут. При осмотре участков выявляются нарушения. Постановление вынесено по старому формату, поэтому данных о разъяснении прав нет. Просит направить материал на новое рассмотрение.

Будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, заместитель Белорецкого межрайонного прокурора Ёлкин А.В. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного рассмотрения не заявлял.

В силу п. 4 ч.1 ст. 29.7, пп. 2, 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав доводы жалоб, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.

В силу положенийстатьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из положений ч. 1ст. 1.6 КоАП РФобеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

На основании ст. 8.27 КоАП РФ за нарушениетребованийлесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Приказом Минприроды России от 04.12.2020 года № 1014 утверждены «Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений».

В силу п. «а» п. 6 указанных выше Правил, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесного кодекса РФ).

Согласно ч. 4 ст. 29.1 Лесного кодекса РФ в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года №566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.

Согласно пункту 5 указанных Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Частью 2 статьи 64 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Постановлением заместителя Белорецкого межрайонного прокурора от 03 сентября 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Уральский лес».

Согласно данным указанным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03 сентября 2021 года местом совершения правонарушения является адрес: РБ, <...>, время совершения 23.07.2021 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.09.2021 года, ООО «Уральский лес» имеет юридический адрес: <...>, к. 30.

В соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Представленное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Уральский лес» рассмотрено Белорецким МТО ФГЛиПН.

В силу положений ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

По представленному материалу невозможно установить проводилось ли административное расследование по данному делу в отношении ООО «Уральский лес».

Из постановления о назначении административного наказания от 28 августа 2021 года установлено, что между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат», ООО «Уфимский фанерный комбинат» заключены договора аренды лесных участков №5 от 02.04.2013 года, № 44/09 от 19.04.2016 года местоположение лесных участков определено границами Белорецкого лесничества и Авзянского лесничества.

Между тем, в Актах инвентаризации участков за 2020 год искусственного лесовосстановления при определении эффективности создания лесных культур, указано Участковое лесничество Серменевское квартал 67 выдел 14, 28 и квартал 95 выдел 3.

В Пересчетных ведомостях жизнеспособных деревьев (кустарников) от 05 октября 2020 года подписи представителей юридического лица отсутствуют.

Лесные участки переданы юридическому лицу ООО «Уральский лес» на основании договоров купли-продажи древесины № 03-01/159 от 24.04.2020 года, № 03-01/158 от 20.04.2020 года, с одновременной ее заготовкой силами покупателя.

Из справки от 14.12.2020 года, составленной и.о. начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Белорецкому лесничеству, следует, что в 2020 году ООО «Уфимский фанерный комбинат» в соответствии с условиями договора аренды лесного участка от 29.04.2016 № 44/09 надлежало выполнить в лесной зоне агротехнический уход за лесными культурами на арендуемых участках, площадью 513,2 га., а фактически выполнено соответственно 64,8 га.

Согласно п. 4.19 Договоров купли-продажи древесины № 03-01/159 от 24.04.2020 года, № 03-01/158 от 20.04.2020 года, на ООО «Уральский лес» как покупателя возложена обязанность по осуществлению лесовосстановительных мероприятий на каждом лесном участке в соответствии с проектом лесовосстановления.

Статья 63.1 Лесного кодекса РФ введена в действие с 01 января 2019 года, она возлагает обязанность по сохранению лесов на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса РФ, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ.

В силу положений ст. 63.1 Лесного кодекса РФ могла ли у ООО «Уральский лес» возникнуть обязанность осуществления работ по лесовосстановлению, то есть необходимо установить, была ли осуществлена после 01 января 2019 года (вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) данным лицом рубка лесных насаждений на представленных в пользование лесных участках.

Должностное лицо, составившее обжалуемое постановление, ссылается на пункты 50, 51 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188. Между тем, данный документ утратил силу с 01 января 2021 года.

Таким образом, данный нормативный акт не мог быть применен при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Обжалуемое постановление от 28 августа 2021 года не содержит данных о разъяснении представителю юридического лица – ООО «Уральский лес» прав, предусмотренных ст. 25.1-25.4 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ, что является процессуальным нарушением.

Федеральным законом от 26.03.2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5.

В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Постановлениями № 09/61-21 и № 09/62-21 от 27 августа 2021 года должностное лицо ООО «Уфимского фанерного комбината» и ООО «Уфимского фанерно-плитного комбината» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ, на основании нарушений, выявленных на лесных участках, переданных ООО «Уральский лес» по указанным выше договорам купли-продажи.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ составляет один год.

Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в связи с необходимостью применения соответствующего закона об административном правонарушении, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах, учитывая процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Уральский лес», прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления № 09-62/21 от 28 августа 2021 года, и направлению дела на новое рассмотрение в Белорецкий межрайонный территориальный отдел федерального государственного лесного и пожарного надзора.

При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо проверить доводы жалобы, надлежаще известить лицо, привлекаемое к административной ответственности, истребовать необходимые сведения, правильно установить юридически значимые обстоятельства по делу, применить действующее законодательство и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Башкортостан ФИО3 №09/62-21 от 28 августа 2021 года о привлечении юридического лица – ООО «Уральский лес» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.27 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Белорецкий межрайонный территориальный отдел федерального государственного лесного и пожарного надзора.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Белорецкий межрайонный суд РБ в течение 10 дней.

Судья: Г.В. Ручушкина