№2-1375/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Гибадуллине Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в лице своего представителя ФИО12 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье (далее МУП ЖКХ г.Межгорье) о защите трудовых прав,
установил:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в лице своего представителя ФИО12 обратились в суд с иском к МУП ЖКХ г. Межгорье о защите трудовых прав. Просят признать за ними право на получение заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее тарифного коэффициента; обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет их заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату тарифного коэффициента с января 2018 года, взыскать в их пользу компенсацию морального ущерба в размере 5000 рублей каждому.
В обоснование своих требований истцы указали, что они работают или работали в 2018-2020 г. в МУП ЖКХ г. Межгорье по трудовому договору и имеют квалификационные разряды оплаты труда выше первого. В зависимости от квалификации, работникам МУП ЖКХ устанавливаются разряды оплаты труда с 1 по 18. Согласно п. 2.1 Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ (далее Положение об оплате), ставки работников со 2 по 18 разряд устанавливаются путем умножения тарифной ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Для работников, имеющих 2 разряд, установлен тарифный коэффициент в размере 1,3; 3 разряд в размере 1,69; 4 разряд в размере 1,91; 5 разряд в размере 2.16; 6 разряд в размере 2,44; 7 разряд в размере 2,76 и т.д. При этом, тарифный коффициент начисляется на ставку первого разряда без предварительного доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда. Данная система начисления заработной платы фактически либо уравняла заработную плату работников с 1 по 7 разряды, либо учитывает квалификационный тарифный коэффициент в меньшем размере, чем предусмотрено Положением об оплате. Считают действующий порядок начисления тарифного коэффициента без предварительного доведения заработной платы до минимального размера незаконным, поскольку данный порядок не учитывает квалификацию работников и приводит к одинаковой оплате труда работников различной квалификации.
В судебное заседание истцы: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и их представитель ФИО12, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания посредствам почтовой связи и СМС-извещения, не явились. В своем ходатайстве изложенном в исковом заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с чем, суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель истцов: ФИО12, действующий по доверенности, полностью поддержал требования истцов и просил требования удовлетворить по доводам, изложенным в иске в полном объеме. Считает, что всем истцам должна быть начислена заработная плата с учетом их квалификационного тарифного коэффициента. Поскольку у истцов разные разряды, то зарплата должна им начисляться в зависимости от их квалификации и после доведения заработной платы до МРОТ.
В судебное заседание представитель ответчика: МУП ЖКХ г. Межгорье – ФИО13, действующая по доверенности, не явилась, при этом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания была извещена. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске отказать в полном объеме.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, представитель ответчика: МУП ЖКХ г. Межгорье – ФИО13, полностью требования истцов не признала и пояснила, что всем истцам правильно начислялась и начисляется заработная плата по установленной на предприятии тарифной системе оплаты труда. Законодатель допускает установление размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов) ниже минимального размера оплаты труда. На предприятии с января 2019 года обеспечен уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, без включения в него районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, установление предприятием тарифной ставки первого разряда в размере меньшем, чем предусмотрено Трехсторонним соглашением, при обеспечении уровня заработной платы работников в размере не ниже МРОТа, установленного на федеральном уровне, без включения в него районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответствует действующему законодательству. В настоящее время трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права не установлено прямое ограничение, согласно которому сотрудники с различными разрядами не могут получать заработную плату в одинаковом размере. При этом уравнение заработной платы работников, имеющих тарифные разряды с 1 по 7, произошло не в связи с применением тарифной системы оплаты труда, как указывают истцы в своем исковом заявлении, а вследствие необходимости начисления заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С ... приказом №... от ... установлена дополнительная персональная повышающая доплата, призванная дифференцировать оплату труда работников, имеющих различные тарифные разряды. На указанную доплату так же производится начисление районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50%. Принимая во внимание, что тарифный коэффициент при тарифной системе оплаты труда устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда, а не к заработной плате работника, а так же то обстоятельство, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в настоящее время ни прямо, ни косвенно не предусматривают право работника на получение или обязанности работодателя на начисление работнику заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее именно тарифного коэффициента. Просит в исковых требованиях истцам отказать.
Представитель третьего лица: КУМС ЗАТО Межгорье – ФИО14, действующая на основании доверенности в суд не явилась, при этом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания была извещена. Телефонограммой просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске отказать в полном объеме.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, представитель КУМС ЗАТО Межгорье – ФИО14, просила в иске отказать по тем же доводам, что указал представитель ответчика, считает исковые требования истцов незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что тарифный коэффициент при тарифной системе оплаты труда устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда, а не к заработной плате работника, а так же то обстоятельство, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в настоящее время ни прямо, ни косвенно не предусматривают право работника на получений или обязанности работодателя на начисление работнику заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты груда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее именно тарифного коэффициента.
Определением суда от ..., по ходатайству третьего лица: Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам, с согласия сторон, Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам исключен из числа третьих лиц по данному гражданскому делу.
Изучив доводы иска, выслушав лиц участвующих в деле и их представителей в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения- отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы и в порядке, установленном настоящем Кодексом, иными федеральными законами.
По смыслу положений ст.ст.15, 16, 56 и 57 Трудового кодекса РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Одновременно следует учесть, что в силу положений ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно- правовыми актами.
Материалами дела установлено, что истцы состояли (ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10 и ФИО11) и состоят в трудовых отношениях с МУП ЖКХ г.Межгорье, что подтверждается их трудовыми книжками, трудовыми договорами и дополнениями к ним, расчетными листками.
Основным непосредственным местом работы истцов согласно трудовым договорам является (являлся) город Межгорье.
Согласно трудовому договору каждого истца, работнику устанавливается оклад, выплаты стимулирующего характера согласно Положению об оплате труда работников МУП ЖКХ: районный коэффициент, надбавка в зависимости от стажа, специальный коэффициент.
Согласно пункту 2.1 Приложения №2 Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ к коллективному договору ставки (оклады) работников устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, сторона ответчика не оспаривает факт того, что истцам заработная плата начисляется не ниже установленного минимального размера оплаты груда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее тарифного коэффициента, что подтверждается также и представленными расчетными листками истцов.
Конституционным Судом Российской Федерации 11 апреля 2019 года принято постановление № 17-П, которым взаимосвязанные положения статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133 и частей 1-4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Аналогичное решение принято Конституционным Судом Российской Федерации 16 декабря 2019 года № 40-П в отношении дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
Таким образом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ (включая все элементы заработной платы в соответствии со статьями 129, 135 ТК РФ, установленные трудовым договором) без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, совмещение профессий (должностей).
Кроме того, сверх МРОТ осуществляется начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:
- тарифные ставки, оклады (должностные оклады),
- тарифную сетку
- тарифные коэффициенты.
Согласно части первой статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая). Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
Таким образом, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцам гарантирована выплата минимального размера оплаты труда (МРОТ) и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента, что не оспаривалось в суде представителем истцов.
При этом, суд считает несостоятельными ссылки истцов в иске и их представителя ФИО12 на то, что ответчиком нарушен порядок начисления тарифного коэффициента и он не соответствует требованиям законодательства. Истцами и их представителем не указано и не представлено в каком порядке и за счет какой части заработной платы должно осуществляться доведение заработной платы до МРОТ.
Действующее законодательство не содержит запрета производить самостоятельную доплату с целью доведения фактического заработка до МРОТ без увеличения уже предусмотренных у работодателя в системе оплаты труда базовых (в данном случае - оклад), стимулирующих или компенсационных выплат, образующих фактический заработок.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчик указал верный механизм расчета оплаты труда для истцов, соответствующий трудовому законодательству, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно п. 5.2 раздела 5 Коллективного договора оплата труда Работников осуществляется по Единой межотраслевой тарифной сетке (ЕМТС) по оплате труда работников государственных и муниципальных предприятий Республики Башкортостан по постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 07.08.2006 № 266, которым утверждено положение об оплате труда работников государственных предприятий Республики Башкортостан. В пункте 4 Положения указано, что тарифные ставки (оклады) работников со 2 по 18 разряд Единой межотраслевой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в лице своего представителя ФИО12 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье о защите трудовых прав, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Межгорье.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2020 года.
Председательствующий судья: К. П. Нагимова