НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белореченского районного суда (Краснодарский край) от 19.05.2021 № 12-64/2021

Дело №12-64/2021

23RS0008-01-2021-000633-94

РЕШЕНИЕ

19 мая 2021 года город Белореченск

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Черепова Р.В.,

секретаря судебного заседания Емельяновой И.Г.,

с участием представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности №2019-130 от 09.09.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе юридического лица – ООО «Южная соковая компания» на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО2 № 03-23-11Ф-4 от 28.01.2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО2 № 03-23-11Ф-4 от 28.01.2021 года юридическое лицо – ООО «Южная соковая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 2 762 908,22 рублей.

Представитель ООО «Южная соковая компания» просит прекратить производство по административному делу за малозначительностью в соответствии ст. 2.9 КоАП РФ. В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. На ООО "Южная соковая компания» повлияли внешние факторы к совершению правонарушения, а именно Обществом по договору оказания услуг №08/20 от 15.01.2020г. привлечено ООО «Эко-Эксперт», которое согласно п.1.1, договора обязуется по заданию заказчика оказать услуги по составлению и согласованию - расчета суммы экологического сбора, отчета о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларацию о количестве выпущенных в обращение готовых товаров. В свою очередь ООО «Эко-Эксперт» некорректно составило отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в частности применения коэффициентов использования норм утилизации и расчета суммы экологического сбора. Указанные действия ООО «Эко-Эсперт» повлекли привлечение к административной ответственности ООО «Южная Соковая Компания». По смыслу ст.2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причиненного вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с этим административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Несмотря на то, что при применении положений ст.2.9 КоАП РФ, нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая признана оказать воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели, и принципы административного наказания справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности. Поскольку совершенное деяние не повлекло вредных, неблагоприятных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, следовательно, имеются основания для освобождения ООО «Южная соковая компания» от административной ответственности по основаниям ст.2.9 КоАП РФ и признания данного деяния малозначительным. ООО «Южная соковая компания» ранее не привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст.8.5.1 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дела уполномоченный орган не установил и не дал оценку обстоятельствам, установленным ст. 2.9 КоАП РФ, просит жалобу удовлетворить.

Представитель юридического лица – ООО «Южная соковая компания» – ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, указанные в жалобе, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Представитель Росприроднадзора - в судебное заседание не явился, однако предоставил в суд заявление, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает правильным жалобу удовлетворить, изменить постановление по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров"

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет контроль за выполнением установленных нормативов утилизации посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдения сроков ее представления с учетом информации, имеющейся в распоряжении Службы и (или) полученной ею в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Так, (дата) установлено, что юридическим лицом - ООО «Южная соковая компания» по <адрес> совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ.

Согласно п. 6 Порядка взимания экологического сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора») Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

Из вышеизложенного следует, что при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2019 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2018 год и нормативы утилизации на 2019 год, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы».

В соответствии с п. 9 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Юридическим лицом ООО «Южная соковая компания» отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год представлена в Управление 15.01.2021 года.

Юридическим лицом ООО «Южная соковая компания» корректирующая отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, а также форма расчета суммы экологического сбора за 2019 год представлена в Управление 19.01.2021 года.

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, юридическим лицом - ООО «Южная соковая компания» нарушен порядок представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, выразившиеся в несвоевременном предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации за 2019 год, что является нарушением ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Обстоятельства правонарушения ООО «Южная соковая компания» подтверждаются протоколом об административном правонарушении №03-23-11Ф-1 от 20.01.2021 года и другими материалами дела (л.д.6 -193).

Административное правонарушение - «Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения» допущено по вине юридического лица - ООО «Южная соковая компания», так как юридическое лицо своими действиями (бездействием) нарушило требования ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Частью 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом в действиях юридического лица – ООО «Южная соковая компания» содержатся признаки названного административного правонарушения.

Ввиду указанных обстоятельств юридическое лицо ООО «Южная соковая компания» было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 762 908,22 рублей (л.д. 6 – 14).

Согласно представленным материалам, ООО «Южная соковая компания» не опровергает факт совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Суд считает, что все обстоятельства дела Управлением Росприроднадзора были исследованы с достаточной полнотой, изложенные в постановлении выводы соответствуют требованиям закона, действующего на момент привлечения ООО «Южная соковая компания» к административной ответственности, они обоснованны и подтверждены представленными суду доказательствами, данное юридическое лицо правомерно пришло к выводу о доказанности как события, так и состава правонарушения в действиях ООО «Южная соковая компания», предусмотренного ч. 2 ст.8.5.1 КоАП РФ, - представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Суд считает, что все обстоятельства дела старшим государственным инспектором РФ Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по использованию и охране земель при вынесении постановления от 28.01.2021 года были исследованы с достаточной полнотой, изложенные в постановлении выводы соответствуют требованиям закона, действующего на момент привлечения ООО «Южная соковая компания» к административной ответственности, они обоснованны и подтверждены представленными суду доказательствами, данное должностное лицо правомерно пришло к выводу о доказанности как события, так и состава правонарушения в действиях юридического лица ООО «Южная соковая компания», предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, - как представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Исходя из положений ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде предупреждения не предусмотренного соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Учитывая фактические обстоятельства дела и наличие вины юридического лица, что подтверждается совокупностью собранных доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, принимая во внимание финансовое положение привлекаемого к ответственности общества, суд считает необходимым и возможным, применив к указанным отношениям положения ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, назначить наказание в виде предупреждения, что соответствует характеру совершенного административного правонарушения, с учетом отсутствия существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, а также будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.3, 30.6, 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-23-11Ф-4 от 28.01.2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», – изменить.

Подвергнуть юридическое лицо ООО « Южная соковая компания» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.5.1 КоАП РФ к административному наказанию в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней.

Судья: Р.В. Черепов