НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Беломорского районного суда (Республика Карелия) от 15.02.2024 № 2-101/2024

УИД 10RS0001-01-2024-000033-19

Дело №2-101/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2024 г. г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи

Захаровой М.В.,

при секретаре судебного заседания

ФИО1,

с участием истца

ФИО2,

представителя истца

ФИО3,

представителя ответчика

ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 государственному учреждению – Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в лице клиентской службы в Беломорском районе об обязании включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,назначении пенсии с даты обращения в пенсионный орган, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в лице клиентской службы в Беломорском районе об обязании включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении пенсии с даты обращения в пенсионный орган, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указал, что 10 ноября 2022 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), 28 февраля 2023 г. ответчиком было приято решение об отказе в установлении пенсии в связи с недостаточным стажем работы в тяжелых условиях труда, а именно в качестве работника локомотивных бригад. Ответчик неправомерно не включил в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, период работы вОАО «РЖД» с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1995 г. на участке железной дороги Беломорск – Сумский Посад – Маленьгав должности монтера пути1 разряда 8 линейного участка (с1 февраля 1994 г. присвоен 2 разряд), по причине того, что указанный участок железной дороги, на которой истец осуществлял свою деятельность, не относится к участкам железной дороги с интенсивным движением поездов.

Истец и его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика государственного учреждения – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия ФИО4 в судебном заседании относительно исковых требований возражала по доводам, подробно приведенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебном заседании не присутствовал, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. Представили по запросу суда мотивированную позицию и документы, подтверждающие, что в спорный период с 1993 г. по 2004 гг. однопутный участок железной дороги Беломорск – Сумский посад – Маленьга, исходя из фактического движения поездовсогласно архивным сведениям не характеризовался как участок с интенсивными движением, количество поездов в сутки на данном участке не превышало 24 пары, в то время как в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог, утвержденными МПС СССР от 1 января 1986 г. №Цтех/4345,Министром путей сообщения РФ от 26 мая 2000 г. № ЦРБ-756, для присвоения участку железной дороги статуса «с интенсивным движением» требуется наличие движения пассажирских и грузовых поездов в совокупности в сутки более 24 пар. Не усматривают фактических оснований для признания факта работы истца в указанный им период в тяжелых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.

Представитель ответчика Клиентская служба СФР в Беломорском районе представителя в суд не направила, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО2 зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета 11 марта 1999 г.

10 ноября 2022 г. ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением ГУ – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия от 28 февраля 2023 г. ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи недостаточным стажем работы в тяжелых условиях труда.

Согласно данному решению страховой стаж ФИО2 на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 31 год 00 месяцев 1 день при требуемом 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 27 лет 11 месяцев 5 дней при требуемом 15 лет, стаж работы в тяжелых условиях труда (в качестве рабочего локомотивных бригад) составил 10 лет 6 месяцев при требуемом 12 лет 6 месяцев. Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.

Из решения усматривается, что в стаж работы по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не включен период работы ФИО2 в ОАО «РЖД» с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1995 г. (с 15 декабря 1993 г. по 31 января 1994 г. в должности монтера пути 1 разряда 8 линейного участка, со 2 февраля 1994 г. по 31 декабря 1995 г. в должностимонтера пути 2 разряда 8 линейного участка), по причине того, что участок железной дороги Беломорск – Сумский Посад – Маленьга, на котором истец осуществлял свою деятельность, в указанный период не относился к участкам железной дороги с интенсивным движением поездов.

Согласно сведениям индивидуального (лицевого) счета ФИО2, а также решения об отказе в установлении пенсии указанные периоды работы включены в страховой стаж как обычные условия, в стаж работы РКС.

Разрешая исковые требования о включении спорного периода работы в стаж истца по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, суд руководствуется следующим.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – также Федеральный закон № 400-ФЗ) (нормы этого закона приведены в редакции, действовавшей на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4 (в 2022году) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Часть 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу п.п. 1,2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список № 272)).

Указанным Списком № 272 установлено право на досрочное назначение пенсии монтерам пути, занятым на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

В силу п. 5 Постановления Министерства труда Российской Федерации № 29 от 22 мая 1996 г.«Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», а также пункта 4 действующих в нестоящее время Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г.№ 516, установлено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени.

Согласно разъяснениям пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г.№ 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (которые применяются также и к Федеральному закону № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей)при подсчете специального стажа работы по подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г.№ 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути).

Толкование приведенных выше положений законодательства в их системной взаимосвязи обуславливает вывод о том, что законодатель, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда), а с 1 января 1992 года – еще и в режиме полного рабочего дня.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу для решения вопроса о том, подлежит ли включению в стаж истца по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ спорный период работы с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1995 г. в должности монтера путиявляются: установление соответствия должности истца и характера его работы (категория интенсивности движения на участке железной дороги) той должности, которая поименована в Списке № 272, а также занятость на данных работах полное рабочее время.

Применительно условиям Списка № 272 работа на должностях монтера пути подлежит включению в специальный стаж по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ только в том случае, если участок железной дороги, на котором работник осуществлял свою трудовую функцию, характеризовался как участок с интенсивным движением поездов.

Исследовав представленные истцом, а также добытые судом доказательства, у суда отсутствуют фактические основания полагать, чтохарактер труда истца соответствовал должности, предусмотренной Списком № 272, поскольку участок железной дороги в испрашиваемый период с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1995 г. не характеризовался как участок с интенсивным движением поездов.

Так, согласно сведениям трудовой книжки истцаон работал вБеломорской дистанции пути Октябрьской железной дороги (ОАО «РЖД»)в период с 15 декабря 1993 г. по 31 января 1994 г. в должности монтера пути 1 разряда 8 линейного участка, со 2 февраля 1994 г. по 21 марта 1996 г. в должности монтера пути 2 разряда 8 линейного участка. Испрашивает к включению в специальный стаж период работы с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1995 г.

Понятие и характеристики участка железной дороги с интенсивным движением в спорный период работы истца с 1993 года по 1995 год были установлены разделом «Термины» Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, утвержденных МПС СССР 2 января 1986 г. № ЦТех/4345. Так, как интенсивное движение поездов характеризовалось движение пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

Приказом Беломорской дистанции пути Центральной дирекции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры от 1 апреля 2017 г. № 219 утверждены границы Беломорской дистанции пути. Приказа об утверждении границ за период с 1993 по 1996 гг. не сохранилось в связи с истечением номенклатурного срока хранения данных документов, согласно сведениям ОАО «РЖД» границы деления участков с 1993 года не изменялись. Данным приказом подтверждается, а сторонами не оспаривается, что участок железной дороги «Беломорск – Сумский Посад – Маленьга»входит в структуру Беломорской дистанции пути, участок железной дороги является однопутным.

Справкой Службы корпоративной информатизации ОАО «РЖД» от 7 февраля 2024 г. о фактическом количестве поездов по участку железной дороги «Беломорск – Сумский Посад – Маленьга» подтверждается, что в 1993 году по данному участку железной дороги проходило 16 пар грузовых поездов в сутки, 2 пары пассажирских поездов; в 1994, 1995 гг. – 14 пар грузовых поездов, 2 пары пассажирских поездов, в 1996 году – 13 пар грузовых поездов, 2 пары пассажирских поездов.

Таким образом, основываясь на фактическом графике движения поездов, имеются достаточные основания полагать, что указанный участок железной дороги в период с 1993 года по 1995 год (включительно) не характеризовался как участок с интенсивным движением поездов.

Справкой начальника Петрозаводского отделения дороги – структурного подразделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 26 марта 2008 г. №НОДА-7/75 однопутный участок железной дороги «Беломорск – Сумский Посад – Маленьга» являлся участком железной дороги с интенсивным движением поездов только в период до 1 января 1993 г. и с 1 января 2004 г.

При указанных обстоятельствах, поскольку характер условий труда (интенсивность движения поездов) в заявленный истцом исковой период не подтвердилась, у суда отсутствуют основания для включения данного периода работы в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении исковых требований суд отказывает.

Истец, обосновывая свои исковые требования о работе в особых условиях участка железной дороги с интенсивным движением поездов, представил суду две архивные справки.

Между тем, из текста справки Петрозаводского отделения Октябрьской ордена Ленина железной дороги от 1 марта 1996 г. усматривается лишь тот факт, что в пределах границ Петрозаводского отделения железной дороги отсутствуют участки с интенсивным движением с 1 сентября 1996 г. Таким образом, данная справка не исключает того факта, что участков с интенсивным движением в пределах Петрозаводского отделения железной дороги не было и ранее, то есть до 1996 г., в том числе в период с 1993 по 1995 гг.

Из текста справки Петрозаводского отделения Филиала «Октябрьская железная дорога» от 6 сентября 2006 г. № НОДН-40/12 усматривается, что к участкам с интенсивным движением поездов относится участок железной дороги «Беломорск – Сумский Посад – Маленьга». Данная справка не содержит указания на период времени, в пределах которого участок железной дороги характеризовался данным образом, в связи с чем данная справка является подтверждением только лишь того факта, что спорный участок железной дороги был охарактеризован как участок с интенсивным движением по состоянию именно на 2006 год.

Таким образом, представленные истцом доказательства не вступают в противоречие с истребованными судом и положенными в основу настоящего решения сведениями ОАО «РЖД», а также не информативны применительно к вопросу о характеристике участка железной дороги в период с 1993 года по 1996 г., а потому выводы суда об отказе в иске не опровергают.

Поскольку без учета испрашиваемого периода работы у истца недостаточно стажа для досрочного назначения пенсии, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о назначении пенсии с даты обращения с заявлением.

Обращаясь в суд с иском, ФИО2 указал в составе ответчиков Клиентскую службу СФР в Беломорском районе, в судебном заседании пояснил, что требования к данному ответчику не поддерживает, оспаривает лишь решение территориального отделения СФР.

Клиентская служба СФР является структурным подразделением Фонда, неявляясь при этом юридическим лицом и неимея организационной формы его филиала либо представительства, в связи с чем в силу ст.ст. 36 и 37 ГПК РФ не обладает гражданской праводееспособностью. У суда не имеется оснований для разрешениятребованийк Клиентской службе как к самостоятельному участнику спора.

Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному учреждению – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в лице клиентской службы в Беломорском районе об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 15 декабря 1993 г. по 31 декабря 1995 г. в должности монтера пути 8 линейного участка, назначении пенсии с даты обращения, взыскании судебных расходовотказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В.Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2024 г.