НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан) от 18.04.2022 № 2-267/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года с. Новобелокатай

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан:

в составе председательствующего судьи Комягиной Г.С.,

при секретаре Потеряевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рождественских А.Ю. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан о включении периодов работы и службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Рождественских А.Ю. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан с требованиями признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 26.05.2021, возложить на ответчика обязанность засчитать в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности инспектора госпожнадзора отдела внутренних дел Белокатайского райисполкома, всего 2 года 6 месяцев 16 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора ПСО-9ПАСС МВД по РБ, всего 3 года 2 месяца 9 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период службы в должности старшего инспектора ПЧ-67УГПС МВД РБ, всего 1 год 6 мес. 17 дней; возложить на ответчика обязанность засчитать в специальный стаж истца период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 2 года 17 дней.

Требования мотивированы тем, что истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора госпожнадзора отдела внутренних дел Белокатайского райисполкома, всего 2 года 6 месяцев 16 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора ПСО-9ПАСС МВД по РБ, всего 3 года 2 месяца 9 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего инспектора ПЧ-67УГПС МВД РБ, всего 1 год 6 мес. 17 дней. Решением ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия стажа 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В пункте 1 разъяснений Министерства труда РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,2830 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 № 70 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения гражданами права, сохраняются за указанными лицами. Пунктом 2 Положения о государственном пожарном надзоре в СССР, утв. Постановлением Совета Министров ССР от 26.12.1977 № 1115 начальники других органов государственного пожарного надзора, их заместители, инспектора государственного пожарного надзора органов внутренних дел исполнительных комитетов районных Советов народных депутатов, управлений и отделов внутренних дел на транспорте, линейных отделов внутренних дел, а также старшие инженеры, старшие инспекторы, инженеры и инспектора всех органов государственного пожарного надзора, осуществляющие контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, являются одновременно по должности государственными инспекторами по пожарному надзору. Из ранее действовавшего Перечня оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утв. Приказом МВД России от 22.07.1999 № 537 п. 33 «Старший инженер, инженер отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны» поименованы, в то время как должности «инспектор» и «старший инспектор» не поименованы, хотя в вышеуказанном Положении данные должности перечислены последовательно. Работа истца производилась в тяжелых условиях, и должна быть включена в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п. «к» п. 109 Положения № 590 при назначении пенсии по Списку № 1 и № 2 период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по списку № 1 и № 2 от 1956 года, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода.

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением суда от 17.03.2022 года ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белокатайском районе Республики Башкортостан было заменено на надлежащего ответчика - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан.

В судебном заседании истец Рождественских А.Ю. иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела. Суду предоставлено письменное возражение на иск, согласно которого ответчик не согласен с требованиями истца по тем основаниям, что исходя из положений статей 8, 12, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, статей 11, 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", регулирующими спорные правоотношения, можно сделать вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в спорные периоды истец проходил службу в Министерстве внутренних дел Республики Башкортостан, в связи с чем оценка его пенсионных прав за данные периоды должна осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Действующее законодательство не допускает возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в органах внутренних дел и в органах Государственной противопожарной службы МЧС России.

Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, возражений на иск не представлено.

Выслушав истца, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 16.04.2021 Рождественских А.Ю. обратился в УПФ РФ в Белокатайском районе Республики Башкортостан с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 26.05.2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, поскольку в указанный выше стаж ответчиком зачтен период работы истца в должностях заместителя начальника 67 пожарно-спасательной части отряда противопожарной службы Республики Башкортостан-32 Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, с учетом которого специальный стаж составил 15 лет 16 месяцев 4 дня.

Вместе с тем, в стаж работы Рождественских А.Ю., дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, ответчиком не зачтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности инспектора госпожнадзора отдела внутренних дел Белокатайского райисполкома, всего 2 года 6 месяцев 16 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора ПСО-9ПАСС МВД по РБ, всего 3 года 2 месяца 9 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период службы в должности старшего инспектора ПЧ-67УГПС МВД РБ, всего 1 год 6 мес. 17 дней, поскольку включение данных периодов в указанный выше стаж работы не предусмотрено действующим законодательством.

Из материалов дела также следует, что архивной справке Министерства внутренних дел Республики Башкортостан от 17.03.2021 Рождественских А.Ю. проходил службу в указанных выше должностях и уволен из органов внутренних дел по п. «а» статьи 58 (по собственному желанию), с ДД.ММ.ГГГГ (приказ УГПС от ДД.ММ.ГГГГ л/с).

Соответствующие записи о службе истца Рождественских А.Ю. содержатся в трудовой книжке истца.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет: если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).

Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 605-О-О).

Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Этим положениям соответствовали и Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно пункту 2 которых в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 241, за исключением времени, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудниками).

Таким образом, положения части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях", так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Рождественских А.Ю. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан о включении периодов работы и службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан.

.

Председательствующий судья: подпись Г.С. Комягина

.

.

.

.

.

.

.