НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белокалитвинского городского суда (Ростовская область) от 25.11.2020 № 2-1593/20

61RS0011-01-2020-003442-48

Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-1593/20

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020года г.Белая Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Добрухиной Е.А.,

с участием представителя истца адвоката Поддубной С.В., представителя ответчика Пруцаковой В.А.,

при секретаре Прусаковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матынга А.В. к Администрации Белокалитвинского района о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты, для приобретения жилья взамен ветхого, третье лицо – Министерство энергетики Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты, для приобретения жилья взамен ветхого, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании решения <адрес> поссовета народных депутатов от 31.03.1982г. истица была вселена в квартиру <адрес>. С момента вселения в указанное жилое помещение она владеет и пользуется им, оплачивает коммунальные платежи. 12.09.2014г. Администрация <адрес> сельского поселения заключила с истицей как нанимателем договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, в соответствии с которым Матынга А.В. и ее дочери Ф.И.О. предоставлена квартира по указанному адресу для постоянного проживания. Жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания, находящимся на горных выработках. На основании акта и заключения от 05.08.2013г. межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района, постановления и.о. Главы Администрации <адрес> сельского поселения от 01.10.2013г. указанный жилой дом отнесен к категории аварийного жилья, подлежащего сносу.

В соответствии с отчетом о научно-технической работе специализированной организации <данные изъяты>» от 27.12.2012г., горные работы <данные изъяты>» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего принадлежащий истцу дом, по указанному адресу, является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ <данные изъяты>».

05.03.2020г. истица обратилась в Администрацию Белокалитвинского района с заявлением о включении ее в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках ликвидированного <данные изъяты> в рамках программы реструктуризации угольной промышленности. 25.07.2020г. дополнительно предоставила нотариально удостоверенные документы.

14.08.2020г. Администрация Белокалитвинского района направила истице ответ, что вопрос о предоставлении социальных выплат будет рассмотрен только после утверждения дополнительных списков Министерством энергетики РФ.

Истица считает, что отказ Администрации Белокалитвинского района по включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, является незаконным, нарушающим право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Полагала, что приобрела право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, поскольку на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты проживала и была зарегистрирована по адресу ветхого жилья: <адрес>

Истица просила суд признать за Матынга А.В. право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, находящегося на горных выработках по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Белокалитвинского района включить Матынга А.В. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках по адресу <адрес>; обязать Администрацию Белокалитвинского района заключить с Матынга А.В. договор на предоставление социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном <данные изъяты> по адресу <адрес> по норме 33,0кв.м. установленной для семьи, состоящей из 1 человека.

В судебном заседании представитель истицы по ордеру адвокат Поддубная С.В. поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района, Пруцакова В.А. исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. На дату ликвидации <данные изъяты>» с заявлением о включении её в список граждан, подлежащих переселению, ни собственник жилого дома, истица не обращалась, при формировании списка документы не предоставила. Данный вопрос впервые был поставлен перед Администрацией Белокалитвинского района в марте 2020г. Администрацией Белокалитвинского района был дан ответ, что органы местного самоуправления не располагают полномочиям по включению новых граждан, не значащихся в утвержденных списках граждан включенных в проекты ликвидации закрываемых угольных предприятий. Жилой дом, в котором проживает истица, на момент ликвидации <данные изъяты>» находился в пригодном техническом состоянии. Кроме того, на территории <адрес> поселения реализуется региональная и муниципальная адресная программа переселения из аварийного жилья. Истица будет переселена из аварийного жилья в рамках данной программы. Просили отказать в иске.

Истица, третье лицо, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

Правительство РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции, действующий на момент обращения истцов в суд, средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.

Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 976, внесены изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые действуют с 08.10.2016 г. и в соответствии с которыми в данные пункт введен исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, такими основаниями, являются в том числе и рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из – за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

По смыслу вышеуказанных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Установлено, что Администрацией Белокалитвинского района Ростовской области реализуется программа «Местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», одним из направлений которой является: оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Финансирование и использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных мероприятий, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков».

Решение о ликвидации шахт <данные изъяты>» было принято 19.04.1996 года.

Установлено, что на основании решения <адрес> поссовета народных депутатов от 31.03.1982г. истица была вселена в квартиру <адрес>. 12.09.2014г. Администрация <адрес> сельского поселения заключила с истицей как нанимателем договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, в соответствии с которым Матынга А.В. предоставлена квартира по указанному адресу для постоянного проживания (л.д.12-15).

Установлено, что Матынга А.В. была зарегистрирована и проживала в доме <адрес> с 18.10.1964г. по настоящее время (л.д.11).

Заключением Межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района Ростовской области №139 от 05.08.2013г. (л.д. 17), жилой дом по <адрес> отнесен к категории жилья, непригодного для проживания.

Согласно отчета о научно-технической работе <данные изъяты>» (л.д.19-23), установлено, что расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили предельные значения, следовательно, горные работы ликвидированного <данные изъяты>» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного <данные изъяты>».

Суд установил, что истица 05.03.2020г. обратилась с заявлением к ответчику о включении в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках ликвидированного <данные изъяты>» в рамках программы реструктуризации угольной отрасли. 29.05.2020г.,24.07.2020г. предоставила дополнительные документы для приобщения к ранее поданному заявлению (л.д.29,30,32).

Письмом Администрации района от 14.08.2020г. № 65.04/2399 (л.д.33) Матынга А.В.отказано во включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья, в связи с тем, что данные мероприятия проводятся Администрациями шахтерских городов и поселков только в отношении семей, значащихся в утвержденных списках граждан, подлежащих переселению. Полномочиями по включению новых (пропущенных) семей в списки граждан, органы местного самоуправления не наделены. Вопрос о предоставлении социальных выплат может быть рассмотрен после утверждения дополнительных списков Министерства энергетики РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2005 г. № 428 предоставление межбюджетных трансфертов по направлению финансирования программы «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» осуществляется Министерством энергетики РФ на основании сводной бюджетной росписи в пределах утверждённых в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на текущий год. Формирование списков на предоставление социальных выплат гражданам (оформляются самостоятельными списками) для переселения из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья производится Администрацией Белокалитвинского района при условии выделения средств на указанные цели из федерального бюджета Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что вследствие негативного влияния горных выработок на жилой дом по указанному адресу он является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного <данные изъяты>

Из представленной суду копии паспорта, адресной справки, установлено, что Матынга А.В. зарегистрирована в доме <адрес> с 18.10.1964г. (л.д.11).

Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики от 01.11.2001 года № 308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что дальнейшее проживание в жилом доме по адресу: <адрес> для истца невозможно, дом согласно отчета о научно-технической работе <данные изъяты>» от 27.12.2012г., подлежит сносу по причине подработки из-за превышения расчетных деформаций поверхности над допустимыми.

Таким образом, жилой дом по адресу: <адрес> является непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты, при этом, Матынга А.В. будучи зарегистрированной в данном жилом помещении, имела право пользования данным жилым помещением как на дату принятия решения о ликвидации <данные изъяты>» в апреле 1996 года, так и имеет его в настоящее время, при этом отсутствие иного жилья у Матынга А.В. подтверждено материалами дела.

Таким образом, поскольку установлено, что проживание в доме по адресу: <адрес> невозможно, по причинам, связанным с подработкой территории, на которой расположен дом, горными работами <данные изъяты> суд, установив совокупность необходимых условий для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, считает, что истец, имеющий право пользования данным жилым помещением на дату принятия решения о ликвидации <данные изъяты> и на момент признания его ветхим, и не имеющий иного жилья, имеет право на социальную помощь от государства в виде социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, подлежащего сносу, а бездействие Администрации Белокалитвинского района, выраженное в отказе впризнании за истцом права на социальную выплату, не включение его в списки на предоставление жилья и не предоставлению социальной выплаты, является незаконным.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В возражениях ответчика не представлено доказательств, которые могли бы опорочить доказательства и доводы, представленные истицей.

Суд считает, что изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 976 и действующие с 08.10.2016 г., в данному случае применены быть не могут, обратное бы означало лишение социальной помощи государства граждан, обстоятельства подработки жилых домов которых, нашли свое подтверждения после даты ликвидации предприятия уголовной промышленности и на момент такой ликвидации не были известны.

Кроме того, располагая заключением <данные изъяты>», относительно жилого дома по адресу <адрес> ответчик, в нарушение указанного выше постановления Правительства, списки граждан, подлежащих переселению, не уточнил, доказательств обратного не представлено.

С учетом изложенного, исковые требования Матынга А.В. о включении в список граждан на предоставление жилья, признании права на социальную выплату на приобретение благоустроенного жилого помещения взамен ветхого, подлежащего сносу жилья, предоставлении данной выплаты, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Матынга А.В. о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, обязании включить в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты, для приобретения жилья взамен ветхого, удовлетворить.

Признать за Матынга А.В. право на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы реструктуризации угольной промышленности для переселения из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Обязать Администрацию Белокалитвинского района включить Матынга А.В. в списки граждан на переселение из ветхого жилья, по адресу <адрес>, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ.

Обязать Администрацию Белокалитвинского района заключить с Матынга А.В. договор на предоставление социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ, на ликвидированном <данные изъяты>» по адресу <адрес>.

Апелляционная жалоба может быть подана в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А.Добрухина

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2020года.