Производство № 2-663/2021
Дело (УИД) №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белогорск 24 мая 2021 г.
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
судьи Михалевич Т.В.,
при секретаре Сердюк Е.В.,
с участием представителя истца – ЛНВ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя МАДОУ «Детский сад № г.Белогорска» КЕГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛТВ к МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>» о возложении обязанности предоставления компенсации части родительской платы,
установил:
ЛТВ обратилась в суд с указанным иском, указав в обоснование, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, ей была назначена компенсация части родительской платы за содержание ребенка ЛМА в размере 50 % от среднего размера родительской платы. Она обратилась с претензией к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, ответом на претензию от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выплате компенсации части родительской платы за период август-декабрь 2018 года и 2019 года, выплачена компенсация за 2020 год. В обоснование отказа ответчиком приведен довод о закрытии финансового года. Полагает, что невыполнение ответчиком требований законодательства в части не предоставления компенсации части родительской платы за указанные периоды нарушает права детей на материальную поддержку, свидетельствует о бездействии ответчика и влечет нарушение прав детей на материальную поддержку в воспитании и обучении. Просит обязать ответчика предоставить ЛТВ, родителю ребенка ЛМА, компенсацию части родительской платы за период июль 2018 года – декабрь 2019 года; обязать Министерство образования и науки Амурской области обеспечить исполнение МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск» своих обязательств по предоставлению ЛТВ, родителю ребенка ЛМА, компенсации части родительской платы за период июль 2018 года – декабрь 2019 года.
В судебное заседание не явилась истец, извещена о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца ЛНВ в судебном заседании на доводах искового заявления настаивала, по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Согласно отзыва на исковое заявление, полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку с ДД.ММ.ГГГГЛТВ была назначена компенсация части родительской платы в размере 50%, выплаты производились своевременно и в полном объеме. В сентябре 2018 года при осуществлении выплаты компенсации за август 2018 года кредитной организацией был осуществлен возврат платежа по причине закрытия счета ЛТВ, с этого момента перечисление выплат технически осуществлять было невозможно, документы на изменение реквизитов счета ЛТВ в бухгалтерию своевременно не поступили. Средства для исполнения обязательств по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении предоставляются Министерством образования и науки <адрес> на текущий финансовый год. По окончанию года все неиспользованные до 31 декабря денежные средства возвращаются в Министерство образования, таким образом, доведенные объемы финансирования могут расходоваться на погашения обязательств текущего года. В декабре 2020 года после получения претензии ЛТВ с приложением документа об уточнении реквизитов получателя денежных средств, бухгалтером произведен перерасчет размера компенсации части родительской платы за 2020 год и произведена выплата ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 167 рублей 74 копейки, осуществить перерасчет компенсации части родительской платы за 2018 и 2019 годы не представляется возможным, по причине закрытия финансового года.
В судебном заседании представитель МАДОУ «Детский сад № города Белогорска» КЕГ возражала против удовлетворения требований, пояснила, что документы ЛТВ на предоставление компенсации части родительской платы были получены администрацией детского сада и переданы в МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск». Детское образовательное учреждение не знали о том, что у ЛТВ был закрыт счет, на который производилось перечисление компенсации, данные сведения в случае изменения должны предоставлять сами родители. При получении документы родителями все разъясняется.
В судебное заседание не явились представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - Министерство образования и науки Амурской области, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Из отзыва на исковое заявление представителя Министерство образования и науки Амурской области следует, что согласно ст.4 Закона Амурской области № 399-ОЗ, государственными полномочиями по выплате компенсации части родительской платы наделены органы местного самоуправления. Объем субвенций на реализацию государственных полномочий определяется на основании информации о количестве детей, посещающих образование организации, предоставленной органами местного самоуправления. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию государственных полномочий по выплате компенсации части родительской платы в установленном порядка в спорный период времени было доведены до министерства, а позднее перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьих лиц.
Проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, проанализировав нормы права, полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на получение пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (ст. 1).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ присмотр и уход за детьми осуществляют дошкольные образовательные организации. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 6 ст. 65).
Согласно ст.1 Закона Амурской области N 399-ОЗ «О компенсации в Амурской области части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования», право на получение компенсации части родительской платы имеет один из родителей (законных представителей) (далее - заявитель), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях (ч. 1).
В силу части 3 указанной статьи, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, заявителям выплачивается компенсация части родительской платы в размере:
1) 20% установленного среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории области (далее - средний размер родительской платы), на первого ребенка;
2) 50% среднего размера родительской платы на второго ребенка;
3) 70% среднего размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.
В соответствии со ст.4 указанного Закона № 399-ОЗ, органы местного самоуправления наделены государственным полномочием Амурской области по выплате компенсации части родительской платы (далее - государственное полномочие).
В силу положений ст.6 Закона, финансовое обеспечение государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Распределение субвенций местным бюджетам между муниципальными районами, муниципальными и городскими округами области устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Из устава МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск» следует, что ответчик является некоммерческой организацией, для осуществления деятельности в сфере образования муниципального образования г.Белогорск, основными полномочиями Комитета является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Законом Амурской области № 399-ОЗ, муниципальное образование г.Белогорска наделено государственным полномочием Амурской области по выплате компенсации части родительской платы, при этом главным распорядителем бюджетных средств в данной части является МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск», в связи с чем суд полагает его надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Постановлением Правительства Амурской области от 06 июля 2018 года № 305 утвержден Порядок обращения за компенсацией части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и порядок ее выплаты.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается заявителю в размере, установленном частью 1 статьи 1 Закона Амурской области N 399-ОЗ, начисление и выплата компенсации производятся за месяц, в котором ребенок (дети) посещал (и) образовательную организацию, после внесения фактически начисленной родительской платы за соответствующий период.
Пунктом 4 Порядка установлено, что для получения компенсации заявитель представляет в образовательную организацию, которую посещает ребенок (дети) заявителя, заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заявление) и следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность заявителя; копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка (детей), входящего (входящих) в состав семьи; копии СНИЛС ребенка (детей) и заявителя; реквизиты счета, открытого заявителем в кредитной организации; копию решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) либо копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью в случае, если заявитель является опекуном (попечителем) либо приемным родителем ребенка (детей).
При этом пунктами 6-7 Порядка определено, что образовательная организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления от заявителя заявления и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, принимает решение о выплате либо об отказе в выплате компенсации заявителю в форме распорядительного акта.
Основаниями для отказа в выплате компенсации являются:
1) отсутствие у заявителя права на получение компенсации;
2) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах.
В судебном заседании установлено, что между МАДОУ «Детский сад № г.Белогорска» и ЛТВ, действующей в интересах несовершеннолетней ЛМА, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что на основании заявления ЛТВ, с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена компенсация части родительской платы в размере 50 %, и выплачивалась до августа 2018 года.
С августа 2018 года оплата компенсации части родительской оплаты ответчиком была прекращена, поскольку был закрыт счет получателя, что подтверждается представленным ответчиком реестром № от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск».
При этом в материалы дела, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлены сведения о том, что ЛТВ была извещена о закрытии счета, и о необходимости предоставления документов с новыми реквизитами банковского счета для выплаты компенсации части родительской платы; кроме того, каких-либо решений об отказе в выплате компенсации ЛТВ также принято не было.
После обращения ЛТВДД.ММ.ГГГГ с претензией и предоставлением документа об уточнении реквизитов получателя денежных средств, ответчиком произведен перерасчет размера компенсации части родительской платы за 2020 год, произведена выплата ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 167 рублей 74 копейки.
Таким образом, суд полагает установленным, что в период с сентября 2016 года по июль 2018 года истцу ЛТВ компенсация части родительской платы начислялась и выплачивалась в полном объеме, при этом после августа 2018 года сведений о начислении и выплате компенсации части родительской платы истцу не представлено.
Вместе с тем, учитывая длительный период невыплаты ЛТВ компенсации части родительской платы за содержание ребенка (с августа 2018 года по декабрь 2020 года, до момента обращения ЛТВ с претензией), а также то обстоятельство, что ни федеральным законом, ни законом субъекта полномочия ответчика по разъяснению информации гражданам не ограничены, прямого запрета на разъяснение гражданам их обязанностей, в том числе по предоставлению каких-либо документов, не содержат.
С учетом изложенного, суд полагает, что ответчик, достоверно зная о том, что банковский счет истца был закрыт, то есть отсутствуют сведения о новых реквизитов для перечисления компенсации части родительской платы, должен был надлежащим образом проинформировать истца о необходимости предоставить новые реквизиты банковского счета для перечисления компенсации за родительскую плату.
Доводы представителя ответчика о невозможности произвести перерасчет и выплату компенсационной части родительской платы за 2018 год и за 2019 год, поскольку распределение субвенции устанавливается на очередной финансовый год и плановый год, судом отклоняются ввиду того, что право на получение единовременной компенсационной выплаты у ЛТВ в спорные периоды имелось, последней не утрачено, решений об отказе в выплате компенсации не принималось, в связи с чем истец не может быть лишена этого права.
Отсутствие денежных средств на предоставление истцу ЛТВ, компенсационной части родительской платы, при наличии у нее права на данную выплату, не являются основаниями для отказа в ее предоставлении. Кроме того, бюджетные отношения субъекта не могут распространяться на права гражданина и ограничивать его социальные гарантии.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что на ответчика подлежит возложению обязанность произвести расчет и осуществить выплату за период с августа 2018 года по декабрь 2019 года компенсации части оплаты, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования, в пользу ЛТВ
Оснований для возложения обязанности на Министерство образования и науки Амурской области обеспечить исполнение обязательств по предоставлению ЛТВ компенсации части родительской платы за период июль 2018 года – декабрь 2019 года суд не усматривает, поскольку как установлено в судебном заседании, распорядителями субвенции на выплату компенсации части родительской платы, являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Руководствуясь ст.194-196 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ЛТВ к МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск» о возложении обязанности предоставления компенсации части родительской платы – удовлетворить частично.
Обязать МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорск» произвести ЛТВ (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт №, выдан УМВД России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ) расчет и выплату компенсации части оплаты, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивавшими образовательные программы дошкольного образования, за период с августа 2018 года по декабрь 2019 года.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Михалевич
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ