РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 февраля 2016 г. | г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Золотавина А.В.,
при секретаре судебного заседания Пристинской О.А.,
с участием представителя административного ответчика - руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (Якутия)» Павлова И.В. и представителя заинтересованного лица - начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Хиловой Е.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего командира войсковой части №<иные данные> Лукьянцева <иные данные> об оспаривании действий руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (Якутия)», связанных с отказом производства выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянцев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (Якутия)» (далее – УФО) в производстве выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее – компенсация) за период с <дата> по <дата>, обязать произвести выплату указанной компенсации за указанный период, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере <иные данные>.
В обоснование заявленных требований Лукьянцев в административном иске указал, что он получил компенсацию за период до <дата>, за период с <дата> по <дата> в производстве компенсации ему отказано со ссылкой на решение Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, которым признано право претендовать на получение компенсации по <дата>. Однако, поскольку с <дата> он исключен из списков части в связи с увольнением с военной службы, согласно справки 2 отдела «Востокрегионжилье» состоял на учете обеспечения служебным жильем до <дата>, поэтому он имеет право на получение компенсации вплоть до <дата>.
Административный истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, обратившись к суду с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Как следует из письменных возражений руководителя УФО ФИО4, административный ответчик, возражая против обоснованности заявленных требований, указал, что в соответствии с требованиями Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, оснований для выплаты компенсации является невозможность обеспечения военнослужащего жилым помещением по месту службы. Поскольку Лукьянцев, являясь командиром войсковой части №, <дата> сам издал в отношении себя приказ № о выплате компенсации за поднаем жилья в <адрес> в том числе за период после <дата>, однако указанного числа ему было предложено служебное жилое помещение по месту службы в <адрес>, что установлено решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, поэтому Лукьянцеву обоснованно отказано в производстве компенсации после <дата>.
Представитель руководителя УФО Павлов, возражая против обоснованности заявленных требований, также указал, что нет оснований для выплаты Лукьянцеву компенсации после <дата>. При этом Павлов указал о злоупотреблении административного истца правом в порядке ст. 10 ГК РФ, поскольку Лукьянцев с <дата> намеренно уклонялся от обеспечения служебным жилым помещением по месту службы в <адрес>, после чего им самим был издан приказ о выплате компенсации за период после <дата>.
Представитель начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - «Востокрегионжилье»), допущенного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Хилова, возражая против обоснованности иска, указала, что Лукьянцеву было предложено получить по месту военной службы служебное жилое помещение в <адрес>, однако сообщение о предлагаемом жилом помещении, направленное Лукьянцеву <дата>, он не получил, поэтому <дата> ему было вручено аналогичное уведомление о наличии служебного жилья месту службы. Решением Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, в котором участвовал Лукьянцев и начальник 2 отдела «Востокрегионжилье» установлено, что Лукьянцеву <дата> было достоверно известно о наличии служебного жилья. Однако вплоть до <дата> Лукьянцев за получением жилья не обращался и указанного числа прибыл только за справкой о необеспеченности служебным жилым помещением по <дата>, поскольку указанного числа он представил во 2 отдел «Востокрегионжилье» выписку из приказа об увольнении.
Заслушав представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, военный суд считает, что административное исковое заявление Лукьянцева подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений предусмотрен одноименной Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 (приложение № 2).
Согласно пункту 5 Инструкции военнослужащие, предоставившие в уполномоченный орган заявление и документы, указанные в пункте 2 Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, о чем военнослужащему направляется уведомление.
При невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по установленным нормам при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей установлен одноименным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 (далее – Положение).
На основании пункта 2 Положения денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, выплачивается военнослужащим в случае невозможности их обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989 данный пункт дополнен абзацем следующего содержания: выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», вступившем в законную силу с 30 сентября 2015 года.
Анализ указанных норм, во взаимосвязи, позволяет прийти к выводу, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается только военнослужащим при невозможности предоставления им служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежития и при условии обращения таких военнослужащих за обеспечением служебным жилым помещением или общежитием по месту военной службы. Только в случае отсутствия указанных жилых помещений и при отказе от аренды жилья воинской частью этим военнослужащим по их желанию выплачивается компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.
Как следует из выписки из приказа командующего войсками ВВО от <дата>№ Лукьянцев исключен из списков личного состава войсковой части № с <дата> в связи с увольнением с военной службы.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от <дата>№ Лукьянцев, являясь командиром, издал в отношении себя приказ о выплате компенсации за наем жилого помещения по <дата>.
Как видно из уведомления 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата>№ Лукьянцев включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту военной службы в <адрес> с <дата>.
Как следует из сообщения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата>№ Лукьянцеву предложено получить по месту военной службы служебное жилое помещение в <адрес>.
Сообщением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата>№ подтверждается, что Лукьянцев уведомлен о включении в список на предоставление служебного жилья и ему предложено получить по месту военной службы указанное служебное жилое помещение.
Как следует из решения Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившем в законную силу, судом установлено получение Лукьянцевым данного уведомления <дата>, что также подтверждается журналом регистрации отправленных документов 2 отдела «Востокрегионжилье», в котором имеется личная подпись Лукьянцева о получении.
Доводы Лукьянцева о получении справки 2 отдела «Востокрегионжилье» о том, что он состоял на учете на получение служебного жилья до <дата> отношения к периоду получения им компенсации после <дата> не имеют, поскольку <дата> он был вправе дать свое согласие на обеспечение служебным жильем по месту прохождения военной службы и получить необходимые документы, вместо издания приказа о выплате компенсации спустя 1,5 месяца при реальной возможности обеспечения служебным жильем.
Поскольку <дата> Лукьянцеву стало достоверно известно о возможности предоставления по месту военной службы служебного жилого помещения, после указанной даты он утратил основания для получения компенсации.
Вместе с тем, поскольку с 30 сентября 2015 года вступили в законную силу изменения в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, внесенные постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, и выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, в силу этого военный суд признает незаконным отказ в производстве выплаты Лукьянцеву компенсации за период с <дата> по <дата> и считает необходимым произвести ему доплату компенсации за указанный период.
По вышеуказанным основаниям военный суд приходит к выводу, что требования Лукьянцева о выплате компенсации после 30 сентября 2015 года являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Оценивая доводы Павлова о злоупотреблении правом и необходимости применения положений ст. 10 ГК РФ в связи с очевидным уклонением административного истца от обеспечения служебным помещением и изданием им приказа о выплате компенсации при наличии служебного жилого помещения, военный суд считает, что это является излишним и в данном случае не имеет правового значения, поскольку в удовлетворении этой части требований Лукьянцеву отказано по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины в размере <иные данные> руб., подлежат возмещению.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лукьянцева <иные данные> - удовлетворить частично.
Отказ руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (Якутия)» по выплате Лукьянцеву М.В. денежной компенсации за период с <дата> по <дата> признать незаконным, обязать указанное должностное лицо в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить производство указанной выплаты за период с <дата> по <дата> и сообщить об исполнении судебного решения в Белогорский гарнизонный военный суд, а также административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» в пользу Лукьянцева <иные данные> судебные расходы в размере <иные данные>) рублей.
В удовлетворении требования о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с <дата> года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 5 февраля 2016 года.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин