31RS0002-01-2023-005081-92 Дело № 2а-384/2024 (2а-4118/2023;)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 07 февраля 2024 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Симоненко Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц, штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) обратилось в суд с административным иском, в котором просит взыскать с ФИО2 задолженность по налогу на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 162 500 руб. (2020 г.), пени за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере - 10 215, 83 руб., штрафы – 56 875 руб..
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц, привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа и отмену (дата обезличена) судебного приказа от (дата обезличена) о взыскании указанных платежей.
Административный истец просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда направлена в адрес административного ответчика заказной почтовой корреспонденцией. Кроме того, информация о принятии административного искового заявления к производству суда и о подготовке дела к разбирательству размещена на официальном сайте суда в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с требованиями ч.7 ст.96 КАС РФ.
Административному ответчику предоставлялся установленный ст.292 КАС РФ срок, для представления в суд возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства, представления письменного мотивированного отзыва на административное исковое заявление по существу заявленных требований.
Отзыв, возражения, в установленный срок, относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и по существу заявленных требований от административного ответчика не поступили.
Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от (дата обезличена) N 20-П, от (дата обезличена) N 21-П и от (дата обезличена) N 14-П, следует, что налоги, будучи необходимой экономической основой существования и деятельности Российской Федерации как правового, демократического и социального государства, условием реализации им соответствующих публичных функций, имеют, таким образом, публичное предназначение, а обязанность их уплаты распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации; за счет налогов, являющихся важнейшим источником доходов консолидированного бюджета, обеспечивается осуществление деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от (дата обезличена) N 9-П).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ), однако, в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52).
В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п. 4 ст. 57 НК РФ.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от (дата обезличена) N 468-О-О).
В соответствии с п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 210 НК РФ)
При этом, в силу п. 2 ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 -221 НК РФ, не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).)
На основании п. 1 ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п.3 ст. 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.
Исходя из требований п. 2,3 ст. 228 НК РФ, ст. 227, и п. 1 ст. 229 НК РФ, налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, а также предоставляют в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом соответствующую декларацию. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, исходя из сумм таких доходов.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных с доходов, полученных от продажи невидимости (квартиры, жилого дома, земельного участка) за 2020 горд, произведен налоговым органом в автоматизированном режиме.
Согласно п.1 ст. 229 и п.п.2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, находившегося в их собственности менее минимального предельного срока, обязаны предоставить налоговую декларацию.
П.4 ст. 217.1 НК РФ определен минимальный срок владения объектом недвижимого имущества – пять лет.
Так, налоговым органом получена информация о получении налогоплательщиком дохода от продажи доли недвижимого имущества:
- квартиры по адресу: (адрес обезличен). (Дата регистрации права (дата обезличена) – прекращения права – (дата обезличена)). Цена сделки составила 2250000 руб..
Согласно сведениям ЕГРН и положений п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ цена сделки составила 2250000 руб., сумма имущественного налогового вычета равна 1000 000 руб., итого налогооблагаемая база равна 1 250 000 руб., налог к уплате за 2020 год – 162 500 руб..
Налог на доходы физических лиц не был уплачен административным ответчиком в установленный срок ( до (дата обезличена)), сумма неуплаченного налога составляет – 162 500 руб..
Доказательств, подтверждающих предоставление пояснений по отчуждению недвижимого имущества, предоставление налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год, уплаты налога и отсутствия задолженного, административным ответчиком не представлено, что подтверждает факт наличия задолженности у административного ответчика по уплате данного налога в заявленном размере.
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Таким образом, штраф по п.1 ст. 122 НК РФ составит 32 500 руб. (20 % от 162 500).
(дата обезличена) налоговым органом в отношении ФИО2 вынесено решение (номер обезличен) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно акта налоговой проверки (номер обезличен) от (дата обезличена), которым на основании ст. 101 НК РФ ФИО2 привлечена к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 г. в срок до 15.07.20221 г., взыскании штрафа за не предоставление налоговой декларации – 24 375 руб., штрафу за неуплату налога – 32 500 руб.. (л.д.).
Решение направлялось ФИО2 заказным письмом с уведомлением (л.д.), не было обжаловано административным ответчиком и вступило в законную силу.
Налоги не были уплачены ответчиком в полном объеме. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено, что подтверждает факт наличия задолженности у ответчика по уплате налога в заявленном размере.
В случае неуплаты налогов в установленный срок, в соответствии со ст.75 НК РФ, начисляется пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Согласно п.3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии со ст. ст. 75 НК РФ налоговым органом должнику начислена пеня за неуплату налога на доходы за 2020 г. в установленные сроки в размере 10 215, 83 руб. за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) (расчет л.д.).
В соответствии со статьями 68, 70 НК Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 70 НК РФ административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование (номер обезличен) от (дата обезличена), в котором установлен срок оплаты до (дата обезличена), налога на доходы физических лиц – 162500 руб., в том числе, штрафа по ст. 228 НК РФ – 32500 руб., штрафа - за не предоставление налоговой декларации – 24375 руб., пени – 10215, 83 руб. (л.д.).
Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика и получено (дата обезличена), что подтверждается журналом о выгрузке сообщений через ЛК и свидетельствует об исполнении Инспекцией обязанности по извещению налогоплательщика о необходимости уплатить налог и пени (ст. 69 НК РФ).
Требование оставлено ответчиком без удовлетворения.
Расчет начислений произведены в соответствии в вышеуказанными нормами НК РФ, ответчиком не оспорен. Доказательств в опровержение указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.1. НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что в связи с неисполнением должником налогового требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
(дата обезличена) мировым судьей судебного участка N (адрес обезличен) вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности по имущественным налогам и штрафам (подан (дата обезличена)).
На основании возражений должника судебный приказ отменен определением мирового судьи от (дата обезличена). (л.д.).
Рассматриваемый административный иск подан в суд Инспекцией (дата обезличена), то есть с соблюдением установленных сроков.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания с административного ответчика имущественных налогов, штрафов и пеней.
Доказательств уплаты задолженностей до принятия судом решения административным ответчиком не представлено.
Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые ссылается административный истец как на основания своих требований.
Расчет задолженности проверен судом, подтвержден материалами дела и не оспорен стороной административного ответчика, иного расчета не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) полежит взысканию государственная пошлина в сумме 5 495,91 рублей (от общей суммы задолженности 229 590,83 руб. )
Руководствуясь статьями 175 – 180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц, штрафам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (ИНН: (номер обезличен)) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) задолженность по налогу на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 162 500 руб. (2020 г.), пени за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере - 10 215, 83 руб., штрафы – 56 875 руб., а всего в размере 229 590, 83 руб..
Взыскать с ФИО2 (ИНН: (номер обезличен)) в доход бюджета муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) государственную пошлину в размере 5 495,91 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
В соответствии со ст. 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 настоящего Кодекса.
Судья Е.В. Симоненко
Мотивированное решение изготовлено: 07.02.2024 г.