НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белгородского областного суда (Белгородская область) от 28.09.2020 № 3А-112/20

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело №3а-112/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 28 сентября 2020 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Пановой Н.А.

с участием: представителя административного истца – Чернецкого В.В., представителей административного ответчика – Ковальчук Е.В., Размаитовой О.В., Труновой В.В., прокуроров Бригадиной В.Ю., Качулина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гоголева А.И. к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) о признании приказа Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП «Губкин Сервис», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года» (в редакциях 19 сентября 2019 г. и 16 декабря 2019 г.) не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

установил:

МУП «Водоканал» оказывало услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области.

Приказом Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/39 утверждена производственная программа МУП «Водоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, реализуемая на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

Приказом Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 для МУП «Водоканал» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2019-2021 годы на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, а также тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

В связи с реорганизацией МУП «Водоканал» его права и обязанности перешли к МУП «Губкин Сервис» (далее – регулируемая организация). Приказами Комиссии от 19 августа 2019 г. №21/1 и №21/2 внесены соответствующие изменения в приказы Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/39 и №33/40.

Приказами Комиссии от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28 внесены изменения в приказ Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40, согласно которым, в частности, изменены тарифы для населения на питьевую воду и водоотведение с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

Дело возбуждено по административному иску Гоголева А.И., поданному 3 июля 2020 г. и изменённому впоследствии, в котором административный истец, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, установление Комиссией 19 сентября 2019 г. и 16 декабря 2019 г. указанных тарифов в размере, превышающем предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе Белгородской области, без предварительного согласования Комиссией проектов соответствующих решений с федеральным органом регулирования тарифов и, как следствие, нарушение своих прав, предусмотренных нормами ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК Российской Федерации), требовал признать приказ Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения:

на питьевую воду с 1 октября 2019 г. по 30 июня 2020 г. в размере 29,50 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. – 30,55 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,26 руб./м3, водоотведение с 1 октября 2019 г. по 30 июня 2020 г. в размере 29,50 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. – 30,16 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,04 руб./м3 (в редакции 19 сентября 2019 г.);

на питьевую воду с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 29,50 руб./м3, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 30,55 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,26 руб./м3, водоотведение с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 29,50 руб./м3, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 30,16 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,04 руб./м3 (в редакции 16 декабря 2019 г.).

В судебное заседание административный истец, извещённый надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Его представитель поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения административного иска, сослались на законность оспариваемого нормативного акта, отсутствие нарушений прав административного истца.

Регулируемая организация (заинтересованное лицо), извещённая о судебном заседании надлежащим образом, не направила своего представителя и позицию по делу.

Представители Прокуратуры Белгородской области полагали возможным удовлетворить исковые требования, относящиеся к внесённым 16 декабря 2019 г. изменениям в приказ Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40, и отказать в удовлетворении остальной части исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокуроров, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ).

Холодное водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение (ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 7, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона №416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 (далее – Правила регулирования тарифов) (ст. 33 Федерального закона №416-ФЗ).

Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов предусмотрены нормами ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (п.п. 29, 74, 75 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406, далее – Основы ценообразования).

Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (п. 80 Основ ценообразования).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №416-ФЗ).

Комиссия является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Комиссия устанавливает тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, издаёт правовые акты в форме приказов, имеющих нормативный правовой характер и обязательных для исполнения на всей территории Белгородской области (п. 1.1, п. 1.5, пп. «а» п. 3.4.3, пп. «а» п. 3.4.5, Положение о комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утверждённое постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 г. №234-пп).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из приказа Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в редакции 19 августа 2019 г.), для регулируемой организации были установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2019-2021 годы на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, а также тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. В частности, для населения тариф (с НДС) на питьевую воду с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил 22,31 руб./м3, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 22,31 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 22,98 руб./м3, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 22,98 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 23,67 руб./м3, тариф (с НДС) на водоотведение с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил 18,67 руб./м3, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 18,67 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 19,05 руб./м3, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 19,05 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 19,42 руб./м3.

Приказ Комиссии от 19 августа 2019 г. №21/2 о внесении изменений в приказ Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 в таком же порядке размещён на официальном сайте Комиссии 26 августа 2019 г. и официально опубликован на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» 22 августа 2019 г.

Законность приказа Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в редакции 19 августа 2019 г.) не оспаривалась.

Приказом Комиссии от 19 сентября 2019 г. №24/1 внесены изменения в приказ Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40, согласно которым пересмотрены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение и указанные тарифы. Для населения тариф (с НДС) на питьевую воду с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил 29,50 руб./м3, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 29,50 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 30,55 руб./м3, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 30,55 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,26 руб./м3, тариф (с НДС) на водоотведение с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил 29,50 руб./м3, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 29,50 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 30,16 руб./м3, с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 30,16 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,04 руб./м3.

Указанный приказ Комиссии размещён на официальном сайте Комиссии и официально опубликован на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» 19 сентября 2019 г., вступил в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Приказом Комиссии от 16 декабря 2019 г. №32/28 внесены изменения в приказы Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/39 и №33/40, согласно которым пересмотрены на 2020 г. планируемый объём подачи воды, планируемый объём принимаемых сточных вод и объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы регулируемой организации. Для населения тариф (с НДС) на питьевую воду с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил 29,50 руб./м3, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 29,50 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 29,50 руб./м3 (вместо 30,55 руб./м3), с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 30,55 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,26 руб./м3, тариф (с НДС) на водоотведение с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составил 29,50 руб./м3, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 29,50 руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 29,50 руб./м3 (вместо 30,16 руб./м3), с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 30,16 руб./м3, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 31,04 руб./м3.

Указанный приказ Комиссии размещён на официальном сайте Комиссии и официально опубликован на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» 16 декабря 2019 г., вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказы от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28 приняты Комиссией в надлежащей форме и виде, в рамках полномочий, предоставленных приведенными выше нормами Федерального закона №416-ФЗ и Положения, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 г. №234-пп. Содержание приказов соответствует п. 28 Правил регулирования тарифов.

Оснований для вывода о несоблюдении Комиссией процедуры принятия приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28 не имеется.

Тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой (п. 8 Правил регулирования тарифов). Соответствующий регламент утверждён Приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. №1154-э (далее – Регламент установления тарифов).

Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Указанное правило не распространяется на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды (п. 9 Правил регулирования тарифов).

Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами регулирования тарифов предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов может осуществляться по предложению регулируемой организации (п.п. 12, 13 Правил регулирования тарифов, п. 2 Регламента установления тарифов).

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов (п.п. 14-19 Правил регулирования тарифов, п.п. 3-8 Регламента установления тарифов).

Открытие дела осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов. Решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов (п. 20 Правил регулирования тарифов, п. 11 Регламента установления тарифов).

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (п. 25 Правил регулирования тарифов, п. 15 Регламента установления тарифов).

Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (п. 27 Правил регулирования тарифов, п. 17 Регламента установления тарифов).

Корректировка долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом установления тарифов (п. 35 Правил регулирования тарифов).

При корректировке долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело в соответствии с требованиями, установленными Правилами регулирования тарифов и Регламентом установления тарифов к процедуре рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Решение о корректировке установленных долгосрочных тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются (корректируются) тарифы (п. 22 Регламента установления тарифов).

Из позиции представителей административного ответчика и предъявленных ими письменных доказательств следует, что по предложению МУП «Водоканал» от 25 апреля 2019 г. Комиссия открыла дела о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2020 г. (приказы Комиссии от 13 мая 2019 г. №68д и №69д).

По предложению регулируемой организации от 6 сентября 2019 г. Комиссия открыла дело о досрочном пересмотре долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду и водоснабжение (приказ Комиссии от 9 сентября 2019 г. №156д) в связи с тем, что регулируемая организация получила по договору аренды от 6 сентября 2019 г. муниципальные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (пп. «е» п. 33 Основ ценообразования). Комиссия провела соответствующую экспертизу, 19 сентября 2019 г. приняла решение о пересмотре долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду и водоснабжение и, как следствие, размеров указанных тарифов на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Это решение принято с соблюдением п. 5.7 упомянутого выше положения о Комиссии, регламента работы коллегии Комиссии, утверждённого приказом Комиссии от 8 ноября 2018 г. №164, единогласно по итогам заседания коллегии Комиссии в правомочном составе (протокол №24 от 19 сентября 2019 г., проголосовали все 6 присутствующих членов коллегии, имеющих право голосовать) на основании материалов, представленных регулируемой организацией, и экспертных заключений Комиссии.

По предложению регулируемой организации от 25 октября 2019 г. Комиссия открыла дело о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. приказом Комиссии от 19 сентября 2019 г. №24/1, провела экспертизу в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов, согласно которой регулируемой организации, в частности, было предложено установить с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г., с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. тарифы (с НДС) на питьевую воду - 29,50 руб./м3, на водоснабжение - 29,50 руб./м3. Решение о корректировке тарифов на 2020 г. также было принято с соблюдением п. 5.7 Положения о Комиссии, регламента работы коллегии Комиссии, единогласно по итогам заседания коллегии Комиссии в правомочном составе (протокол №32 от 16 декабря 2019 г., проголосовали все 7 присутствующих членов коллегии, имеющих право голосовать) на основании материалов, представленных регулируемой организацией, и экспертных заключений Комиссии.

Причины изменения размера тарифов, их экономическое обоснование, а также изложенные обстоятельства процедуры принятия Комиссией приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28 административный истец не оспаривал.

Доводы административного истца о необходимости предварительного согласования проектов этих приказов с федеральным органом регулирования тарифов не могут повлечь вывода о незаконности этих приказов.

Действительно, согласно п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов, на которые указывает административный истец, до принятия решения об установлении тарифов в размере, влекущем превышение установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного индекса, региональный орган регулирования тарифов обязан согласовать проект такого решения с федеральным органом регулирования тарифов с соблюдением предусмотренной процедуры.

Между тем, термин «предельный индекс», используемый в Правилах регулирования тарифов, употребляется в том же значении, которое определено Федеральным законом №416-ФЗ и Основами ценообразования (п. 2 Правил регулирования тарифов).

Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона №416-ФЗ и п. 1 Основ ценообразования под предельными индексами понимаются предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, то есть индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год. Указанные предельные индексы устанавливались и применялись до 1 января 2016 г.

Как следует из материалов дела, установление тарифов приказами Комиссии от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28 не было связано с превышением предельного индекса изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В таком случае п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов не подлежали применению.

Согласно нормам ст. 157.1 ЖК Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований (ч. 1). Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утверждённых Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (ч. 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно которым (п. 4) предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объёма потребляемых коммунальных услуг.

Из приведенных норм закона следует, что предельный индекс, предусмотренный ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных организаций может составить величину, отличную от утверждённых показателей.

Установление тарифов на питьевую воду и водоснабжение в размерах, превышающих предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе, предусмотренный постановлениями Губернатора Белгородской области от 14 декабря 2018 г. №118, от 13 декабря 2019 г. №90, не предполагает применения п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов и само по себе не влечёт удовлетворения заявленных исковых требований.

Постановлением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 г. №458-пп установлена дополнительная мера социальной поддержки граждан в виде компенсации в случае изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги сверх величины утверждённых предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждены порядок определения размера и предоставления компенсации, порядок расходования и учёта средств на финансирование расходных обязательств по выплате компенсации.

Законом Белгородской области от 13 декабря 2019 г. №431 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены субсидии на выплату таких компенсаций.

Административным истцом не представлены доказательства отсутствия у него возможности воспользоваться указанной мерой социальной поддержки в случае подтверждения изменения размера вносимой им платы за все коммунальные услуги сверх величины утверждённых предельных индексов её изменения. Тот факт, что административный истец, исходя из своего усмотрения, не реализует право на получение компенсации, не может повлечь признания приказа Комиссии не действующим в оспариваемой части.

С учётом приведенных норм закона и установленных обстоятельств суд признаёт приказ Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 в оспариваемой части не противоречащим нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а исковые требования - не подлежащими удовлетворению. Оснований для иных выводов по существу спора, в том числе по доводам административного истца и заключению прокуроров, не имеется.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Гоголева А.И. к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании приказа Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП «Губкин Сервис», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года» (в редакциях 19 сентября 2019 г. и 16 декабря 2019 г.) не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение составлено 7 октября 2020 г.