БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-23/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 г. г. Белгород
Белгородский областной суд в составе
судьи Квасова А.С.
при секретаре Саламатовой Т.П.,
с участием прокурора Бригадиной В.Ю., представителя административного истца Семенчук Т.Ю., представителей административных ответчиков Карасевой В.И., Горшковой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омельченко Михаила Дмитриевича к Правительству Белгородской области, департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области,
о признании недействующими постановления Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», в части пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год и распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2016 № 416-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», в части пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год,
установил:
Правительство Белгородской области постановлением от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее – Перечень на 2016 год).
Постановление правительства области от 23.11.2015 № 416-пп подписано Губернатором Белгородской области и опубликовано на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 26.11.2015 (http://www.zakon.belregion.ru) и согласно пункту 5 вступило в силу со дня его официального опубликования.
В названный Перечень на 2016 год под номером <данные изъяты> включено здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>.
Распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2016 № 416-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее – Перечень на 2017 год).
Распоряжение департамента от 29.11.2016 № 416-р подписано первым заместителем Губернатора Белгородской области – руководителем департамента, опубликовано на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 30.11.2016 (http://www.zakon.belregion.ru) и вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 4 распоряжения).
Под номером <данные изъяты> данного Перечня на 2017 год включено это же здание с кадастровым номером <данные изъяты>.
Основанием для включения спорного здания в Перечни на 2016 и 2017 года явилось его фактическое использование в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Омельченко М.Д. обратился в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими указанных выше нормативных правовых актов в части включения в Перечни на 2016 и 2017 годы принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания, указав в обоснование заявленных требований, что оснований для включения здания в Перечни не имелось, поскольку оно не обладает признаками, указанными в статье 378.2 НК РФ. Процедура определения вида фактического использования здания проведена формально и с нарушениями. Включение принадлежащего административному истцу здания в Перечни на 2016 и 2017 годы возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Административный истец, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 30800018772545), в суд не явился, обеспечив явку своего представителя.
В судебном заседании представитель Омельченко М.Д. заявленное административное требование поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители Правительства и департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области по существу административного иска возражали, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными на то органами в пределах предоставленных им полномочий и в установленном порядке, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат. Представленными доказательствами подтверждается возможность отнесения принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером <данные изъяты> к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость с учетом требований статьи 378.2 НК РФ.
Обсудив доводы, приведенные представителем административного истца, возражения представителей административных ответчиков, проверив нормативные правовые акты в оспариваемых частях на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области Бригадиной В.Ю., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Здание, назначение: нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв. м, этажность: 2, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежат Омельченко М.Д. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты>, № <данные изъяты>).
Муниципальное образование городское поселение «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в соответствии с пунктом 22 статьи 4 закона Белгородской области от 20.12.2004 № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» обладает статусом городского поселения и входит в состав муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Статьей 15 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 НК РФ, физические лица, индивидуальные предприниматели, являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 414-пп утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Белгородской области. Данное постановление вступило в силу со дня официального опубликования – 26.11.2015 и применяется для целей налогообложения с 01.01.2016.
Законом Белгородской области от 02.11.2015 № 9 «Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», такая дата начала применения установлена с 01.01.2016.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Поселковым собранием городского поселения «Поселок Разумное» от 30.11.2015 № 232 принято решение «О налоге на имущество физических лиц», согласно которому на территории городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области установлен налог на имущество физических лиц, с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, принадлежащего на праве собственности физическим лицам.
Согласно подпункту 2 пункта 4 решения от 30.11.2015 № 232, налоговая ставка устанавливается в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 35, 36 Устава Белгородской области, Правительство Белгородской области является высшим, коллегиальным органом исполнительной власти Белгородской области. Все решения по вопросам осуществления своих полномочий принимаются Правительством Белгородской области на его заседаниях в порядке, предусмотренном регламентом Правительства Белгородской области.
Правительство Белгородской области возглавляет Губернатор Белгородской области. Губернатор Белгородской области председательствует на заседаниях Правительства Белгородской области, подписывает акты Правительства Белгородской области.
Пунктом 1.5 вышеназванного регламента предусмотрено, что заседание правительства правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов правительства.
Решения правительства оформляются постановлениями и распоряжениями правительства, обязательными к исполнению в Белгородской области (пункт 1.6 регламента правительства области).
В силу статьи 44 Устава Белгородской области при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Правительство Белгородской области принимает постановления. Решение правительства принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов правительства, присутствующих на заседании (пункты 1.11, 1.12 регламентом правительства области).
Выпиской из протокола заседания правительства от 23.11.2016 № 46 подтверждается, что на заседании присутствовало 9 из 12 членов Правительства Белгородской области. Решение об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, принято единогласно.
Постановлением Правительства Белгородской области от 01.06.2015 № 218-пп «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (в редакции постановления Правительства Белгородской области от 10.10.2016 № 356-пп) департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области определен органом исполнительной власти области, уполномоченным на подготовку проекта перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и его утверждение, начиная с утверждения перечня объектов на 2017 год (абзац 3 пункта 2).
Согласно пунктам 1.1, 4.2.1 Постановления Правительства Белгородской области от 23.07.2012 № 306-пп «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области» департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области является уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственной собственностью Белгородской области, в том числе земельными участками, приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции предоставление государственных услуг и проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Белгородской области. Департамент вправе издавать распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, государственными органами, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями Белгородской области, иными лицами в случаях, установленных нормативными правовыми актами.
В данном случае постановление Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» подписано Губернатором Белгородской области, а распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2016 № 416-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» - первым заместителем Губернатора Белгородской области – руководителем департамента. Указанные нормативные правовые акты официально опубликованы в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, и в соответствии с требованиями статьи 44 Устава Белгородской области и Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов». Перечни размещены на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области, департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые в части административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты приняты с соблюдением требований, предъявляемых к их форме; порядок принятия, опубликования и введения их в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
По смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствуют пункту 1.2.5 «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположено принадлежащее административному истцу здание – «для эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (зданий, инженерных, транспортных и иных вспомогательных сооружений, складов и объектов розничной торговли)» не является однозначно определенным, может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в пункте 1.2.5, так и к группе, указанной в пункте 1.2.15 «Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования» названного Приказа. Содержание вида разрешенного использования должно выясняться с учетом фактического использования такого объекта недвижимого имущества.
По этим основаниям доводы представителей правительства и департамента области, сводящиеся к тому, что здание, принадлежащее административному истцу, могло быть включено в Перечни на 2016 и 2017 года не только на основании его фактического использования, но и на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, отвергаются судом как несостоятельные.
Суд также учитывает, что представители административных ответчиков изменили свою правовую позицию по делу и стали ссылаться на правомерность включения задания в Перечни на 2016 и 2017 года не только по основанию его фактического использования, но и по основанию его расположения на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ), только после доказывания представителем административного истца в суде нарушений проведенного обследования здания в целях установления его фактического использования.
Отдельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является его фактическое использование (абзац 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ). Так, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей на период определения вида фактического использования спорного здания).
Постановлением Правительства Белгородской области от 01.06.2015 № 218-пп (здесь и далее в редакции, действовавшей на период обследования здания), утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Представленными в материалы дела доказательствами – актом обследования от 28.09.2015 с приложенной к нему фотографией, распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 30.09.2015 № 275-р об утверждении перечня объектов, по которым подтверждено фактическое использование, где под номером № значится спорное здание, достоверно установлено, что основанием для включения здания с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечни на 2016 и 2017 года явилось именно установление его фактического использования в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на основании акта обследования от 28.09.2015.
Пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 01.06.2015 № 218-пп, закреплено, что определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется департаментом на основании: 1) информации, содержащейся в торговом реестре, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) информации о назначении объектов недвижимости, содержащейся в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 3) информации о виде использования объектов недвижимости, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров зданий, сооружений, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; 4) информации, полученной департаментом по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; 5) обследований объектов недвижимости.
Обследование объекта недвижимости проводится в случае, если по результатам получения и анализа информации (сведений), указанной в подпунктах 1 - 4 пункта 3 настоящего Порядка, не удалось однозначно установить соответствие объекта недвижимости критериям его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, предусмотренным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ.
Комиссией, созданной на основании распоряжения Департамента от 28.07.2015 № 229-р, было проведено обследование здания, 28.09.2015 составлен акт обследования. Данное обстоятельство очевидно свидетельствует о том, что информация, перечисленная в подпунктах 1 - 4 пункта 3 Порядка определения вида фактического использования, у Департамента отсутствовала, либо ее было недостаточно.
В любом случае административные ответчики не ссылались и не представляли суду доказательств тому, что орган местного самоуправления муниципального района предоставлял в Департамент имеющуюся у него информацию о виде использования спорного здания, либо о результатах проведения его осмотра, либо о том, что Департамент на дату установления фактического использования здания располагал необходимой и достаточной информацией о виде его использования, и что именно эта информация (ее анализ) послужила основанием к включению здания в перечень объектов, по которым подтверждено фактическое использование.
Как установлено Порядком определения вида фактического использования, обследование объекта недвижимости проводится с выездом членов комиссии и визуальным осмотром по местонахождению объекта недвижимости. В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости. По результатам обследования составляется акт обследования, форма которого определяется распоряжением департамента. В случае если доступ на объект недвижимости не был осуществлен в силу не зависящих от членов комиссии причин, а также в случае противодействия со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объекта недвижимости, в любых формах проведению обследования, при наличии достаточных данных полагать, что на объекте недвижимости размещены офисы, и (или) торговые объекты, и (или) объекты общественного питания, и (или) объекты бытового обслуживания, составляется акт обследования с указанием на признаки размещения на объекте недвижимости офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания с приложением фото- и (или) видеоматериалов и обязательной отметкой об отсутствии доступа на объект недвижимости и (или) противодействии проведению обследования (пункт 4 Порядка).
Анализ представленного в материалы дела акта обследования здания с кадастровым номером <данные изъяты> от 28.09.2015 с приложенным к нему фотоснимком показал, что фактически обследование не проводилось, акт составлен формально и с нарушениями требований предъявляемых к нему Порядком определения вида фактического использования.
Как было пояснено представителем административного истца и не опровергнуто представителями административных ответчиков, члены комиссии в здание для целей установления его фактического использования не входили. Правом проводить необходимые измерения объекта недвижимости, осуществлять иные действия в целях определения вида фактического использования объекта недвижимости, комиссия, при отсутствии препятствий с чьей-либо стороны, не воспользовалась. При этом возможность свободного доступа в здание, вопреки утверждению представителей административных ответчиков об обратном, имелась, что подтверждается не только отсутствием обязательной отметки в акте (об отсутствии доступа на объект недвижимости и (или) противодействии проведению обследования), но и приложенным фотоснимком, на котором отчетливо видно, что вход (ворота) в здание открыт. Каких-либо иных материалов фото-фиксации, подтверждающих фактическое использование здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ в юридически значимый период, суду не представлено.
Фактически не обследуя здание, члены комиссии в акте указали, что вид его фактического использования – «для размещения объектов бытового обслуживания», 100 % от общей площади используется для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, а собственником ведется деятельность по техническому обслуживанию автомобилей, а также производство кованых изделий из металла. При этом в акте не отражено каких-либо признаков, подтверждающих размещения на объекте недвижимости таких объектов, – объектов бытового обслуживания.
Формальный подход к обследованию объекта недвижимости подтверждается и неверным отражением в акте количества этажей здания (ошибочно указан 1 этаж, вместо правильного – 2), а также неверным указанием адреса его местонахождения (ошибочно указан дом № <данные изъяты>, вместо правильного – № <данные изъяты>, при том, что начиная с 2013 года во всех документах адрес объекта значится как: <адрес>).
Вопреки доводам административных ответчиков размещение на заборе, огораживающем спорное здание, щита с текстом объявления: «Ворота, двери, художественная ковка, любые изделия из металла, автоматика», что, по мнению представителей, свидетельствует об оказании бытовых услуг, само по себе не является безусловным свидетельством использования здания для целей налогообложения, и в любом случае не доказывает того обстоятельства, что предполагаемая площадь использования здания для таких целей превышает 20 % его площади. По этим же основаниям не имеет правового значения ссылка представителей на экспертное заключение по проектной документации от 21.05.2013 № 332, выполненное Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» и решение Белгородского районного суда от 20.01.2014 № 2-146/2014.
В соответствии с расчетом фактического использования здания, выполненным представителем административного истца и не опровергнутым административными ответчиками, в 2016 и 2017 годах здание использовалось в соответствии с основным видом экономической деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС – производство строительных металлически конструкций, изделий и их частей. Под объект бытового обслуживания, к которому может быть отнесена станция технического обслуживания, использовалась площадь здания лишь 188,3 кв. м, то есть 18,95 % от общей площади здания. Оставшаяся часть задания занята двумя заготовительными цехами, площадью 96,8 кв. м и 83,3 кв. м, цехом по изготовлению металлических конструкций, площадью 502,3 кв. м, расположенных на 1 этаже здания; двумя коридорами площадью 2,7 кв. м и 14 кв. м, двумя бытовыми помещениями, площадью 20,5 кв. м и 21, 5 кв. м, двумя складскими помещениями, площадью 29, 6 кв. м и 28, 6 кв. м по мансардному этажу. Данная площадь использовалась для изготовления готовых металлических изделий, применяемых в строительстве, что по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» соответствует виду – Металлоконструкции строительные и их части и не относится к бытовым услугам. Кузнечного оборудования при обследовании здания, как 20.08.2015 (фотоматериал к акту от 28.09.2015), так и 22.11.2017 (фотоматериал к акту от 22.11.2017), выявлено не было.
Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что Омельченко М.Д. в апреле 2013 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Начиная с января 2015 года, Омельченко М.Д. на основании договоров безвозмездного пользования передал своему сыну – предпринимателю ФИО спорное здание для осуществления предпринимательской деятельность по разрешенным видам работ и услуг.
Как пояснено представителем административного истца, фактическое использование здания в юридически значимый период осуществлялось для производства строительных металлических конструкций, изделий и их частей, что соответствует основному виду деятельности предпринимателя ФИО.
Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 ГК РФ, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 6 положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций.
На период утверждения Перечней на 2016 и 2017 года действовал «ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (утратил свою силу с 01.01.2017). Такой вид деятельности как «производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей» не относился к оказанию бытовых услуг, поскольку в названном Общероссийском классификаторе отсутствовал.
Ссылка представителя административных ответчиков на то обстоятельство, что в здании могли оказываться услуги по изготовлению готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения, что соответствует коду 25.99.3 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, основана на предположении, не подтвержденном доказательствами фактического использования и приведена без учета следующего обстоятельства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Такой вид деятельности как «Изготовление готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения» действительно отнесен к виду деятельности, относящемуся к бытовым услугам, однако, согласно пункту 2 названного Распоряжения, вступило оно в силу с 01.01.2017.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административные ответчики обязаны доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в Перечни на 2016 и 2017 года. Между тем правительство и департамент области процессуальную обязанность не исполнили, доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным пункту 4 статьи 378.2 НК РФ и необходимым для определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, суду не представили.
Принимая во внимание, что основанием к включению задания с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечни как на 2016, так и на 2017 года явилось установление Департаментом фактического использования здания для целей налогообложения на основании акта обследования от 28.09.2015, которое в судебном заседании подтверждения не нашло, требование о признании не действующими постановления Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп в части пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год и распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2016 № 416-р в части пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год суд находит подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими в оспариваемых частях, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому нормативные акты в оспариваемой части подлежат признанию не действующими с момента принятия. Иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Довод представителей административных ответчиков о том, что актом обследования фактического использования от 22.11.2017, выполненного в связи с запросом Департамента, подтверждается осуществление в настоящее время деятельности по оказанию бытовых услуг, судом во внимание быть принят не может, поскольку из данного акта также не следует, что площадь использования здания для таких целей превышает 20 % его площади, и в любом случае, информация, полученная в настоящее время, может быть использована для целей включения в перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на последующие годы.
Утверждение представителей правительства и департамента области о том, что административный истец не оспорил акт обследования, в порядке, установленном Порядком, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 01.06.2015 № 218-пп, не имеет правового значения для обжалования нормативных правовых актов в судебном порядке. Предусмотренная возможность обжалования не является обязательным досудебным порядком, несоблюдение которого препятствует обращению в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим. Более того, административные ответчики сами не смогли подтвердить факт направления копии акта обследования административному истцу, как то закреплено Порядком.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Омельченко Михаила Дмитриевича удовлетворить.
Признать не действующими постановление Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год и распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29.11.2016 № 416-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в части пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, с момента принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов.
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акта.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Белгородский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья А.С. Квасов
В окончательной форме решение принято 29.01.2018