НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белгородского областного суда (Белгородская область) от 05.02.2019 № 3А-177/18

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-32/2019 (3а-177/2018)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2019 года город Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Сотниковой Е.В.

при секретаре Клюковской А.С.

с участием прокурора Бригадиной В.Ю., представителя административного истца Кушнир С.Д. – Боевой Т.В., представителя административного ответчика Правительства Белгородской области Шляхова С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кушнир Сергея Дмитриевича о признании недействующим пункта постановления Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; исключении пункта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,

установил:

постановлением Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее также –Перечень), размещенным 26.11.2015 на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет (www.zakon.belregion.ru), утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.

Согласно пункту в названный перечень на 2016 год включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Кушнир С.Д. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта постановления Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и исключении пункта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В обоснование требований сослался на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером , которое не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение нежилого здания в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебное заседание административный истец не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом и своевременно, посредством направления извещения суда заказным письмом с уведомлением (ИШК 30800031771754, получено 30.01.2019), обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Правительства Белгородской области возражал по существу административного иска. Указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и порядку принятия, опубликования и введения в действие. Также указал, что нежилое здание с кадастровым номером соответствует критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ. Согласно сведениям ЕГРН данный объект недвижимости является зданием бани, расположен на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования- для эксплуатации здания бани, что является самостоятельными основаниями для включения спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьёй 15 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, формируемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно этому пункту уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченным исполнительным органом исполнительной власти Белгородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, являлось Правительство Белгородской области.

В соответствии со статьёй 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 названного кодекса.

Пунктом 3 статьи 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Белгородской области от 02.11.2015 № 9 «Об установлении единой даты начала применения на территории Белгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», такая дата начала применения установлена с 01.01.2016.

В соответствии со статьями 35 и 36 Устава Белгородской области, Правительство Белгородской области является высшим, коллегиальным органом исполнительной власти Белгородской области. Все решения по вопросам осуществления своих полномочий принимаются Правительством Белгородской области на его заседаниях в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Белгородской области.

Правительство Белгородской области возглавляет Губернатор Белгородской области. Губернатор Белгородской области председательствует на заседаниях Правительства Белгородской области, подписывает акты Правительства Белгородской области.

Пунктом 1.5 вышеназванного регламента предусмотрено, что заседание Правительства правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Правительства.

Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства, обязательными к исполнению в Белгородской области (пункт 1.6 Регламента Правительства области).

В соответствии со статьёй 44 Устава Белгородской области при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Правительство Белгородской области принимает постановления. Решение правительства принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Правительства, присутствующих на заседании (пункты 1.11, 1.12 Регламента Правительства области).

Согласно выписке из протокола заседания Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 46, на заседании Правительства при рассмотрении проектов постановлений и распоряжений Правительства области об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, присутствовало 9 из 12 членов Правительства. Решение об утверждении Перечня принято единогласно.

Постановление Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» подписано Губернатором Белгородской области, официально опубликовано в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с требованиями статьи 44 Устава Белгородской области и закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов», Перечень размещен на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26.11.2015 (www.zakon.belregion.ru).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривалось.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, в том числе: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания

Из материалов дела усматривается, что объект недвижимости с кадастровым номером является отдельно стоящим зданием, площадью <данные изъяты> кв. м. и согласно технической документации (технический паспорт и экспликация), сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, имеет наименование «здание бани», состоящее из следующих помещений: холла, парикмахерской, трех раздевалок, с/узла, тринадцати подсобных помещений, двух котельных, двух бассейнов, двух душевых, двух парных, трех туалетов, бытовой и коридоров. Каких-либо изменений в техническую документацию об объекте недвижимости не вносилось.

Комиссией администрации городского поселения «Поселок Октябрьский муниципального района «Белгородский район» Белгородской области 09.01.2019 проведено обследование нежилого здания с кадастровым номером с целью установления фактического использования объекта недвижимости.

Из Акта обследования объекта недвижимости следует, что объект недвижимости (нежилое здание, здание бани) с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для эксплуатации здания бани, расположенные по адресу: <адрес> используются по назначению и принадлежат на правах собственности Кушнир С.Д. На момент обследования розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами не выявлена; предполагаемая площадь для осуществления торговли не превышает 40 кв.м.; в здании функционирует банный комплекс ориентировочной площадью 570 кв.м.

Представителем административного истца в судебном заседании не оспаривался тот факт, что спорный объект недвижимости всегда использовался по назначению как баня.

В Перечень объект недвижимости с кадастровым номером включен как объект бытового обслуживания исходя из данных о назначении объекта, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, а также по основанию расположения нежилого здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания.

Из буквального толкования положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для правильного их применения необходимо определить, что является «объектом бытового обслуживания».

По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых и личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из закрепленного в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации понятия следует, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Названным Распоряжением в перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, включен вид деятельности под кодом 96.04 – деятельность физкультурно-оздоровительная, которая включает в себя деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг.

В перечень кодов услуг, относящихся к бытовым услугам, включена услуга под кодом 96.04.10 – услуги в области физкультурно-оздоровительной деятельности, такие, как предоставляемые банями, душевыми, саунами и парными, соляриями, водолечебницами, салонами для сбавления веса и похудения, массажными салонами (за исключением лечебного массажа) и т.п.

Следует отметить, что ранее действовавший Общероссийский классификатор услуг населению с датой введения в действие с 1 января 1994 г., утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 № 163, услуги бань, душевых, саун также относил к группе бытовых услуг (код 019100).

С учетом представленных в материалы дела доказательств, а также исходя из определения понятия объекта бытового обслуживания, суд приходит к выводу что в нежилом здании, принадлежащем истцу на праве собственности оказываются бытовые услуги.

Таким образом, здание с кадастровым номером полностью отвечает всем условиям включения его в оспариваемый Перечень, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наличие любого из предусмотренных подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий отнесения здания к торговым центрам (комплексам) является достаточным для включения соответствующего здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формируемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, доводы представителя административного истца о том, что нежилое здание с кадастровым номером не относится к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными.

Отклоняются судом как не состоятельные и доводы о том, что нежилое здание –баня административным истцом используется по назначению для физкультурно-оздоровительной деятельности, а следовательно не является объектом подлежащим включению в перечень объектов недвижимости, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.

Как следует из перечня кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р, к бытовым услугам отнесена физкультурно-оздоровительная деятельность, которая включает в себя деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг.

Утверждения представителя административного истца о том, что включенный в Перечень объект недвижимого имущества подлежит исключению из него, поскольку не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а в силу положений статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации, данный объект должен быть отнесен к объектам социально-культурной сферы, к непроизводственным видам бытового обслуживания, основаны на неверном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации.

Специальный порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, регулируется положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями данной нормы права, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В свою очередь, положения статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации регулируют порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств и не применимы к возникшим правоотношениям.

Таким образом, суд приходит к выводу, что здание с кадастровым номером соответствует признакам объектов, установленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включение его в оспариваемый пункт Перечня не противоречит требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области (www.zakon.belregion.ru) в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кушнир Сергея Дмитриевича о признании недействующим пункта постановления Правительства Белгородской области от 23.11.2015 № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; исключении пункта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Белгородский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2019 г.