№ 2а-1080/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г. Белебей, РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мухамадьяровой И.И.,
при секретаре судебного заседания Инсаповой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к Галиуллину И.М. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд с вышеназванным административным, мотивируя тем, что Галиуллин И.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимался предпринимательской деятельностью и являлся плательщиком страховых взносов. Налоговым органом произведено начисление страховых взносов за 2020 год: - ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за 2020 год, в размере 8426,00 руб.; - ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за 2020 год), в размере 32448,00 руб. Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Галиуллин И.М. признан безвестно отсутствующим, положения ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) не снимает с физического лица – плательщика страховых взносов в случае признания его безвестно отсутствующим обязанности по уплате страховых взносов. Согласно положений ст. 51 НК РФ, обязанность по уплате страховых взносов физического лица – плательщика страховых взносов, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. В связи с наличием задолженности по страховым взносам, должнику направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки, которое не было исполнено добровольно. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России №27 по Республике Башкортостан просит взыскать с ответчика задолженность в сумме 40943,48 руб., в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за 2020 год в размере 8426,00 руб., пени в размере 14,32 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за 2020 год) в размере 32448,00 руб., пени в размере 55,16 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Галиуллин И.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту жительства и регистрации, о причинах неявки суд не известил. В адрес административного ответчика направлялись судебные извещения, конверты возвращены с отметкой почтовой службы «истек срок хранения», о причинах неявки суду административный ответчик не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. Судебные извещения направлялись по известному суду адресу. Из материалов дела усматривается, что в отношении административного ответчика судом были выполнены все необходимые требования КАС РФ для реализации им процессуальных прав, однако ответчик самостоятельно распорядилась принадлежащими процессуальными правами, решив не присутствовать в судебных заседаниях.
На основании ч.2 ст.289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по административному иску в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав и огласив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно статье 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу ст.3Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносовнаобязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Закон» и от 03.07.2016 №250ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, исчисляется плательщиками страховых взносов самостоятельно. Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года. Под расчетным периодом по страховым взносам, признается календарный год.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству кале5ндарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ, начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начисление пени производится в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, за каждый день просрочки.
В соответствии со статьей 19 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать страховые взносы.
Согласно статье 419 НК РФ, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 430 НК РФ, упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 НК РФ, не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, периодов ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).
Данные периоды засчитываются в страховой стаж, учитываемый при определении права таких лиц на страховую пенсию.
Исходя из положений статьи 44 НК РФ, признание судом физического лица - плательщика страховых взносов безвестно отсутствующим не снимает с него обязанности по уплате страховых взносов.
Вместе с тем согласно положениям статьи 51 Налогового кодекса обязанность по уплате страховых взносов физического лица - плательщика страховых взносов, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю не уплаченную плательщиком страховых взносов сумму страховых взносов. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
При этом исполнение обязанности по уплате страховых взносов физических лиц - плательщиков страховых взносов, признанных безвестно отсутствующими, приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.
Списанию подлежат суммы недоимки по страховым взносам, признанные безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Судом установлено, что Галиуллин И.М. решением Белебеевского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по решению налогового органа недействующий индивидуальный предприниматель ИП Галиуллин И.М. исключен из ЕГРИП (выписка из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ).
Налоговым органом произведено начисление страховых взносов за 2020 год: - ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8426,00 руб.; - ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 32448,00 руб.
Расчет налогов и пени соответствует требованиям ст. ст. 357, 363, 388, 397, 75 НК РФ и признается судом обоснованным.
В связи с наличием задолженности по страховым взносам, должнику направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки, которое не было исполнено добровольно.
В этой связи административный истец обратился в мировой суд судебного участка № 3 по г. Белебею Республики Башкортостан с заявлением о вынесении судебного приказа, определением от 13.04.2021 судебный приказ от 31.03.2021 отменен в связи с поступившим возражением Галиуллиной Н.Ф.
Сведения о назначении лица, уполномоченного управлять имуществом Галиуллина И.М., отсутствуют (ответ на запрос Отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района Белебеевский район РБ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком не исполнены своевременно обязательства по уплате налогов.
В соответствии с ч.1 ст.114КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1428,34 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.13,175,177-180,291-293Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к Галиуллину И.М. о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Галиуллину И.М. в пользу Межрайонной ИФНС России №27 по Республике Башкортостан задолженность в сумме 40943,48 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за 2020 год, в размере 8426,00 руб., пени в размере 14,32 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за 2020 год), в размере 32448,00 руб., пени в размере 55,16 руб.
Взыскать с Галиуллину И.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1428,34 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Белебеевского городского суда РБ И.И. Мухамадьярова