НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область) от 21.03.2022 № 2-3-115/2022

Дело № 2-3-115/2022

64RS0008-03-2022-000085-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего — судьи ЧахоткинаА.В.,

при секретаре ШибаевойЕ.А.,

с участием представителя ответчика МосоловойА.Д.,

рассмотрев в заседании гражданское дело по иску Наумовой Н. Н. к Межрайонной ИФНС России №12 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, денежной компенсации за задержку выплат и морального вреда,

установил:

НаумоваН.Н. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №12 по Саратовской области (далее — Инспекция) с требованиями о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, денежной компенсации за задержку выплат и морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец работала в налоговой службе с 9сентября1992года, но 17сентября2021года служебный контракт был расторгнут, и она освобождена от замещаемой должности, уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в том числе 3?х месячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ в сумме <данные изъяты>, а также денежное содержание за 4 месяца в сумме <данные изъяты>, которое было обложено налогом на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> (общая выплаченная сумма — <данные изъяты>), компенсация за неиспользованный отпуск за 6 календарных дней отпуска в сумме <данные изъяты> (после удержания НДФЛ — <данные изъяты>). НаумоваН.Н. считает, что причитающиеся ей при сокращении с государственной службы денежные средства выплачены в заниженном размере по следующим основаниям. В 2020—2021годах и ранее ей систематически выплачивались средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных для материального стимулирования федеральных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также премии, которые являются такими же средствами материального стимулирования. Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении ей денежного содержания, а также при оплате отпускных за 2020, 2021 годы, компенсации за неиспользованный отпуск и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы. С учетом доходов обозначенных в справке о доходах за 2020год с сентября по декабрь — <данные изъяты>, за 2021год с января по август — <данные изъяты>, в общей сумме <данные изъяты>, среднемесячное денежное содержание до удержания НДФЛ составляет <данные изъяты>. Таким образом, сумма подлежащая выплате четырехмесячного содержания при верном исчислении при сокращении составила бы: трехмесячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ — <данные изъяты>, облагаемое НДФЛ денежное содержание — <данные изъяты> (-13%=<данные изъяты>), итого к выплате причиталось с учетом удержанного НДФЛ — <данные изъяты>. Выплачено при сокращении: трехмесячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ — <данные изъяты>, облагаемое НДФЛ — <данные изъяты> (?13%=<данные изъяты>), итого выплачено было <данные изъяты>. Сумма невыплаченного ей денежного содержания составила: трехмесячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ — <данные изъяты>, облагаемая НДФЛ — <данные изъяты> (-13%= <данные изъяты>), итого невыплачено <данные изъяты> (после вычета НДФЛ — <данные изъяты>). Также неверно исчислены выплаты отпускных без учета выплаченных премий и материального стимулирования за периоды: расчет отпускных: период отпуска: с 09.03.2021 по 21.03.2021 (13 дней); расчетный период составляет: 01.03.2020-28.02.2021 (365 дней); суммы дохода за расчетный период: март 2020: дни для расчета 19,85 – <данные изъяты>, апрель 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, май 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, июнь 2020: дни для расчета 13,67 – <данные изъяты>, июль 2020: дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, август 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, сентябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, октябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, ноябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, декабрь 2020: дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, январь 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, февраль 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>; всего отработано 301,94 дней доход <данные изъяты>. Средний дневной заработок для начисления отпускных <данные изъяты>/301,94дн. = 1087 рублей, отпускные = 13 дней*<данные изъяты> (<данные изъяты> НДФЛ, чистыми к выплате <данные изъяты>). Выплачено было <данные изъяты> (до удержания НДФЛ), сумма, недоплаченная составила <данные изъяты> (до удержания НДФЛ)-13%=<данные изъяты>. Период отпуска: с 24.05.2021 по 14.06.2021 (21 день), расчетный период составляет: 01.05.2020-01.07.2021 (365 дней), суммы дохода за расчетный период: май 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, июнь 2020: дни для расчета 13,67 – <данные изъяты>, июль 2020: дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, август 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, сентябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, октябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, ноябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, декабрь 2020: дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, январь 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, февраль 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, март 2021:дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, апрель 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, всего отработано 299,10 дней, доход <данные изъяты>. Средний дневной заработок для начисления отпускных <данные изъяты>/399,10 = 1180 рублей 53 копейки, отпускные = 21 день*1180 рублей 53 копейки = <данные изъяты> (<данные изъяты> НДФЛ, чистыми к выплате <данные изъяты>). Выплачено <данные изъяты> (до удержании НДФЛ), сумма недоплаченная составила 24791 рубль 13 копеек – <данные изъяты> (до удержания НДФЛ)-13%=<данные изъяты>. Итого, не выплачено <данные изъяты> (до удержания НДФЛ) - 13%=<данные изъяты>. Не в полной мере выплачена компенсация отпускных при увольнении за 6 дней: расчетный период составляет: 01.09.2020-31.08.2021 (365 дней), суммы дохода за расчетный период: сентябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, октябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, ноябрь 2020: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты> рублей, декабрь 2020: дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, январь 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, февраль 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, март 2021:дни для расчета 17,01 – <данные изъяты>, апрель 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, май 2021: дни для расчета 21,74 – <данные изъяты>, июнь 2021: дни для расчета 15,63 – <данные изъяты>, июль 2021: дни для расчета 15,12 – <данные изъяты>, август 2021: дни для расчета 29,3 – <данные изъяты>, всего отработано 303,90 дней, доход <данные изъяты>. Средний дневной заработок для начисления отпускных <данные изъяты>/303,90 = 1123 рубля 11 копеек, отпускные = 6 дней*1123 рубля 11 копеек = <данные изъяты> (<данные изъяты> НДФЛ, чистыми к выплате <данные изъяты>). Выплачено <данные изъяты> (до удержания НДФЛ), недоплаченная сумма компенсации отпускных составила <данные изъяты><данные изъяты> (до удержания НДФЛ)-13% = <данные изъяты>. Расчёт процентов на сумму невыплаченной компенсации при увольнении (срок выплаты компенсации 17.09.2021): сумма основного долга <данные изъяты>; сумма процентов (пени) составляет <данные изъяты>. Расчёт процентов по задолженности на сумму невыплаченных отпускных за период с 09.03.2021 по 21.03.2021 (срок выплаты отпускных 03.03.2021): сумма основного долга <данные изъяты>; сумма процентов (пени) составляет 980 рублей 72 копейки. Расчет процентов по задолженности на сумму невыплаченных отпускных за период с 24.05.2021 по 14.06.2021 (21 дней) (срок выплаты отпускных 19.05.2021): сумма основного долга <данные изъяты>, сумма процентов (пени) составляет <данные изъяты>. Расчет процентов по задолженности на сумму невыплаченных отпускных при увольнении за 6 дней (срок выплаты отпускных при сокращении - 17.09.2021): сумма основного долга <данные изъяты>, сумма процентов (пени) составляет 231 рубль 19 копеек. Таким образом, общая сумма процентов (пени) по задолженности на день подачи заявления составляет <данные изъяты>. Инспекцией нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные денежные средства, что в свою очередь лишило её возможности своевременно распорядиться данными денежными средствами для удовлетворения её потребностей, с учетом финансового положения ввиду сокращения. Просит взыскать с Инспекции задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных) в периодах с 09.03.2021 по 14.06.2021 в общей сумме <данные изъяты>, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении <данные изъяты>, задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме <данные изъяты>, из которых не подлежащая обложению НДФЛ <данные изъяты>, подлежащая обложению НДФЛ <данные изъяты>, компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления, в размере <данные изъяты>, а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, обязать Инспекцию произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), перечислить их в соответствующие бюджеты.

Истец просила рассмотреть дело без её участия в заседании.

Представитель ответчика просила в удовлетворении требований отказать, предоставила письменный отзыв, в котором указала, что указанные истцом виды денежных выплат не относятся к фонду оплаты труда. С учетом того, что выплата спорного материального стимулирования и единовременного поощрения за счет бюджетных. Ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование произведена сверх установленного фонда оплаты труда, данные выплаты не являются обязательной составляющей месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а представляют собой самостоятельный вид выплат, не относится к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, не подлежат учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила), согласно которым при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Указанными Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания в целях предоставления компенсаций на случай увольнения по сокращению должностей и на период трудоустройства, которым такие выплаты, как материальное стимулирование и единовременные поощрения, не относятся. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», действие которого на период возникновения спорных правоотношений не отменено, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего (пункт 2). При определении размера сумм отпускных, компенсаций при увольнении по сокращению, а также компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении, представитель нанимателя учёл все установленные НаумовойН.Н. составляющие ее денежного содержания в соответствии Правилами и нормами действующего законодательства.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, пришёл к следующим выводам.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. В соответствии с частью 1 и 2 статьи 50 Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). На основании части 5 и 10 статьи 50 Федерального закона к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно подпункту «д» и «з» пункта 1 Правил гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктом «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктом «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

На основании части 1 статьи 51 Федерального закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. Как следует из части 2 статьи 51 Федерального закона при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы — в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных часть 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 51 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Указ) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Согласно пункту 9 Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, — в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, — в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7.

Материалами дела подтверждается, что Наумова Н. Н. с 09 сентября 1992 года по 17 сентября 2021 года состояла в трудовых отношениях с налоговой службой (в результате преобразований и реорганизаций наименование организации и её должность менялись), с 29 декабря 2004 года с Межрайонной ИФНС России № 10 по Саратовской области, присвоен классный чин — референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, что подтверждается соответствующими записями трудовой книжки и представленными приказами. 17 сентября 2021 года освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона.

Согласно условиям служебного контракта, заключённого инспекцией с НаумовойН.Н., с учетом дополнительного соглашения, денежное содержание истца определено в виде должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ, ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо сложных и важных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Факт выплаты истцу средств материального стимулирования на основании данных приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда подтверждается письменными материалами дела и представителем ответчика не оспаривается. При увольнении по указанному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона в размере четырехмесячного денежного содержания, в том числе 3-х месячное денежное содержание необлагаемое НДФЛ в сумме <данные изъяты>, а также денежное содержание за4 месяца в сумме <данные изъяты>, которое было обложено налогом на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> (общая выплаченная сумма <данные изъяты>), компенсация за неиспользованный отпуск за 6календарных дней отпуска в сумме <данные изъяты> (после удержания НДФЛ — <данные изъяты>).

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, также не оспаривали.

Средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона. Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 содержит разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Таким образом, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи, с чем выплаченные Наумовой Н. Н. в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчете для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных.

Истцом представлены расчеты задолженности по компенсации в размере четырехмесячного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске.

Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные Наумовой Н. Н. средства материального стимулирования, названные истцом, ответчиком не учтены.

Истцом был предоставлен расчет в размере <данные изъяты> (невыплаченная компенсации при увольнении по сокращению, суммы невыплаченных отпускных), <данные изъяты> (денежная компенсация (проценты) за задержку недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении), которые подлежат взысканию с ответчика (Межрайонная ИФНС России №10 по Саратовской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №12 по Саратовской области).

В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

На основании статьи 46 Федерального закона выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска

Согласно статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день вынесения решения, а после вынесения решения суда с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности по день фактической уплаты.

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.

На основании статьи 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», не содержится каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные Наумовой Н. Н. денежные средства, что лишило ее возможности своевременно распорядиться ими для удовлетворения личных потребностей, и именно с этим истец связывает свои нравственные переживания, о которых она указывает в исковом заявлении, в связи с этим суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

В соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Руководствуясь статьями 194—199 ГПКРФ, суд

решил:

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области в пользу Наумовой Н. Н.<данные изъяты> — невыплаченную компенсацию при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, <данные изъяты> — денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день вынесения решения, а после вынесения решения суда с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности по день фактической уплаты, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А. В. Чахоткин