НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область) от 19.04.2022 № 2-2-55/2022

Дело № 2-2-55/2022

Решение

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года село Балтай

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи ВерейкинаА.А.,

при секретаре судебного заседания СолдатовойЮ.Ю.,

с участием: представителя ответчика МосоловойА.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чирковой Т. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, денежной компенсации за задержку выплат и морального вреда,

установил:

Чиркова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее по тексту - МРИ ФНС ), в котором с учетом уточнения требований (л.д. 46-49), просит взыскать задолженности: по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в период с 09.03.2021 года по 22.03.2021 года в сумме 9311 рублей 96 копеек; по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении - 22722 рубля 44 копейки; по компенсации при увольнении (четырехмесячное денежное содержание) с государственной гражданской службы - 71975 рублей 25 копеек; компенсацию (процентов) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты (на день подачи заявления в размере 14852 рубля 58 копеек) по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что с 03.09.1996 года по 30.06.2021 года осуществляла трудовую деятельность в налоговых органах, состояла на государственной гражданской службе на разных должностях в налоговой инспекции. 03.01.2002 года Чиркова Т.А. принята на должность государственного налогового инспектора в отдел учета и работы с налогоплательщиками. Приказом временно исполняющей обязанности начальника Инспекции от 28.06.2021 года заключенный с истцом контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением. При увольнении работодателем истцу начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 97655 рублей 80 копеек, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 37 календарных дней в размере 29267рублей 37 копеек. В марте 2022 года истице стало известно, что расчет указанных выплат ей произведен неверно, поскольку в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных ей средств материального стимулирования и премий. Произведя расчеты с учетом средств материального стимулирования и премий истица считает, что у МРИ ФНС перед ней имеется задолженность по денежному содержанию в указанном выше размере.

В соответствии с частью 7 статьи 113 ГПК РФ информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела заблаговременно размещена на официальном сайте Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области (http:// www.bazarnj-karabulaksky.sar@sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

Истец Чиркова Т.А., в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, просила рассмотреть дела в её отсутствие (л.д. 44).

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика МРИ ФНС России N 12 по <адрес>ФИО2 в судебном заседании исковые требования Чирковой Т.А. не признала, полагая, что указанные истцом виды денежных выплат не относятся к фонду оплаты труда. С учетом того, что выплата спорного материального стимулирования и единовременного поощрения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование произведена сверх установленного фонда оплаты труда, данные выплаты не являются обязательной составляющей месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а представляют собой самостоятельный вид выплат, не относится к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, не подлежат учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания в целях предоставления компенсаций на случай увольнения по сокращению должностей и на период трудоустройства, которым такие выплаты, как материальное стимулирование и единовременные поощрения, не относятся.

Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Согласно статье 12 ГПК РФ - гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Как следует из абзаца 5 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и др.).

Из данных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений статьи 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

При этом, в каждом конкретном случае суд оценивает уважительность причины пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, проверяя всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.

Согласно статьи 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 23 данного Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В силу частей 5, 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией и ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подп. "д" и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных вышеназванным Указом Президента Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации приняты постановления N 238-7 от 27.03.2014 года, N 302-12 от 31.03.2015 года, N 347-7 от 23.04.2016 года, N 228-7 от 23.02.2017 года, предусматривающие в 2014-2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из изложенного следует, что средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу части 1 статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

Согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года №238-7.

Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи, с чем выплаченные Чирковой Т.А. в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчете для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда (в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона №79-ФЗ), суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных.

Истцом представлены расчеты задолженности по компенсации в размере четырехмесячного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с приказом УФНС России по <адрес> от 02.06.2021 года а Межрайонная ИФНС России по <адрес> реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

Судом установлено, что Чиркова Т.А. с 03.09.1996 года состояла в трудовых отношениях с государственной налоговой инспекцией по <адрес>, преобразованной в Межрайонной ИФНС России по <адрес>, затем в Межрайонную ИФНС России N 12 по <адрес> на должностях старшего налогового инспектора, главного государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками, что подтверждается соответствующими записями трудовой книжки и представленными приказами.

С 03.09.1996 года по 30.06.2021 года осуществляла трудовую деятельность в налоговых органах, состояла на государственной гражданской службе на разных должностях в налоговой инспекции

03.01.2002 года истица принята на должность государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками (л.д. 24).

26.04.2002 года приказом П-15/198 Чирковой Т.А. присвоен классный чин - советник налоговой службы РФ 3 ранга (л.д. 25).

Приказом от 12.04.2004 года -лс назначена на должность главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками (л.д. 25).

03.05.2006 года истица назначена на должность главного государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков (л.д. 27).

18.01.2013 приказом Чиркова Т.А. назначена на должность главного государственного налогового инспектора отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками (л.д. 27).

Факт выплаты истцу средств материального стимулирования на основании данных приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда подтверждается письменными материалами дела и представителем ответчика не оспаривался.

В соответствии с приказом от 28.06.2021 года Чиркова Т.А. освобождена от замещаемой должности с 30.06.2021 года и уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д.28).

При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в том числе трехмесячное содержание необлагаемое НДФЛ (ч.1 ст. 217 НК РФ) в сумме 73241 рубль 85 копеек, а также денежное содержание за четвертый месяц в сумме 24413 рублей 95 копеек, с которого был удержан налог на доходы физических лиц, таким образом общая выплаченная сумма составила 97655 рублей 80 копеек, а также компенсация за 37 календарных дней неиспользованного ежегодного отпуска в размере 29267 рублей 37 копеек (л.д.17-18). Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, также не оспаривались.

Разрешая спор суд, руководствуется положениями действующего законодательства, исходит из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные Чирковой Т.А. средства материального стимулирования, названные истцом, ответчиком не учтены.

На основании части 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, правопреемник реорганизованного юридического лица несет все обязанности присоединенного лица. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания, компенсации за неиспользованные отпуска, компенсации за нарушение сроков выплаты средств, компенсации морального вреда с ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

Согласно статьи 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В соответствии со статьей 46 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска

В силу статьи 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истцом был предоставлен уточненный расчет (л.д. 50-52), состоящий из расчета выходного пособия по сокращению с учетом выплат сверх фонда оплаты труда в размере 71975 рублей; отпускных за март 2021 года (09.03.201 года-22.03.2021 года) в размере 9311 рублей 96 копеек;расчет компенсации за неиспользованных отпуск в размере 22722 рубля 44 копейки.

В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

На основании изложенного, суд признает расчет подлежащих взысканию сумм верным.

Согласно статьи 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные Чирковой Т.А. денежные средства, что лишило ее возможности своевременно распорядиться ими для удовлетворения личных потребностей, и именно с этим истец связывает свои нравственные переживания, о которых она указывает в исковом заявлении, в связи с чем суд полагает возможным взыскать в пользу истца моральный вред в размере 2000рублей.

В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию. Без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу Чирковой Т. А. невыплаченную компенсацию при увольнении (выходное пособие) по сокращению - 71975рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск - 22722 рубля 44копейки, содержание на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске - 9311рублей 96копеек, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления (15.03.2022 года) в размере 14852рубля 58копеек, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности по день фактической уплаты.

Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, Саратовская область, Балтайский район, село Балтай, улица Ленина, дом № 86).

Председательствующий: подпись.

Верно.

Судья А.А. Верейкин

Секретарь Ю.Ю. Солдатова