ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2022 года г. Баймак РБ
Дело №2-102/2022
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
при секретаре Бердигуловой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ «Межрайонный центр населения Зауралья» к ФИО1 о возврате субсидий,
У С Т А Н О В И Л:
ГКУ «Межрайонный центр населения Зауралья» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возврате субсидий. Требования мотивированы тем, что ответчиком нарушены обязательства по исполнению договора №1 от 05.03.2021 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов, что послужило основанием для предъявления требования о возврате затрат по оборудованию рабочего места для гражданина.
Истец указывает, что 05.03.2021г. между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ИП ФИО1 заключен Договор N 1 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов.
Предметом договора является предоставление ИП ФИО1 субсидии на возмещение затрат работодателя, связанных с применением труда инвалидов, в целях реализации работодателем следующего мероприятия: организация рабочего места на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.10.2017 N 481 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из Бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов» (п. 1.1 Договора №1 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов от 05.03.2021г.)
В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного Договора ИП ФИО1 обязался приобрести, смонтировать и установить оборудование для оснащения одного рабочего места для трудоустройства 1 незанятого инвалида, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья (центр занятости) обязался предоставить субсидию в размере 73 750 рублей, в соответствии с п.2.1. договора.
На основании платежного поручения № 752 от 31.03.2021 года ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья перечислил ответчику оговоренную в договоре сумму денежных средств, которая составила 73750,0 рублей.
Согласно пункту 3.4. договора ИП ФИО1 выражает согласие на осуществление центром занятости, Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Обязанности субъектов договорных отношений регламентируются разделом 4 договора. В соответствии с Разделом 4 Договора Работодатель обязуется:
- представлять соответствии с п. 4.3.1. договора в Центр для получения субсидии документы, установленные пунктом 3.1.2. настоящего договора;
- с соответствии с п. 4.3.5. договора, в случае получения от центра занятости, Министерства требования в соответствии с 4.1.7. настоящего договора: устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидий в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в бюджет РБ субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании;
- с соответствии с п. 4.3.8. договора, в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24 месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
Расчет предполагаемых затрат на организацию рабочего места для трудоустройства инвалида представлен в пояснительной записке к заявлению на предоставление субсидии. На основании документов, подтверждающих целевое использование субсидии, на организацию рабочего места для трудоустройство инвалида (разнорабочего) предоставлены договор поставки №21 от 15.03.2021 на приобретение ноубука ACER, МФУ лазерный, смартфона у ИП ФИО2 и платежное поручение №17 от 16.03.2021.
23 марта 2021 года между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ИП ФИО1 был подписан акт о сохранении за инвалидом рабочего места №2, согласно которому нарушений условий Договора не выявлено. Работодателем ИП ФИО1 создано 1 оборудованное рабочее место, принят 1 незанятый инвалид – ФИО3 с 23.03.2021г.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 03.09.21г., согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Соответственно ответчик нарушил условия договора №1 от 05.03.2021г. п.4.3.8., т.к. в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24 месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
На основании пункта 4.1.7. договора, в случае установления центром занятости, Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения работодателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии в соответствии с настоящим договором, недостоверных сведений, направлять работодателю (ИП ФИО1) требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет РБ в размере и в сроки, определенные в указанном требовании, а работодатель в соответствии с п. 4.3.5.2. возвращать в бюджет РБ субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно п. 4.1.11. договора ответчику необходимо сохранить рабочее место для инвалида в течение 24 месяцев со дня перечисления субсидии работодателю, срок организации рабочего места для инвалида оговорен так же в приложении №2 к договору о предоставлении субсидии №1 от 05 марта 2021 с 05.03.2021 по 04.03.2023 г.
Соответственно, положениями вышеуказанного договора установлено, что работодатель обязан сохранять оснащенное место не менее 24 месяцев и обеспечивать занятость на этих местах. Таким образом, работодатель обязан обеспечить сохранение оборудованных (оснащенных) рабочих мест для таких работников на протяжении установленного договором срока, но и занятость инвалидов.
В связи с установлением фактов нарушения ИП ФИО1 порядка, целей и условий предоставления субсидии, а именно несоблюдением абзацев 2 и 4 п.п. 4.1.11. пункта 4.1. раздела IV и п.п. 4.3.3., 4.3.8 пункта 4.3 раздела IV, 4.1.7. Договора о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов от 10 октября 2018 года №7 необходимо осуществить возврат субсидии в бюджет Республики Башкортостан в размере 73750 рублей (Семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей.
В связи с вышеизложенным, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья направило требования о необходимости возврата выделенных бюджетных средств от 14.10.2021.
Требование ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья о необходимости возврата выделенных бюджетных средств оставлено ФИО1 без удовлетворения, денежные средства (субсидии) в общей сумме 73 750,00 рублей (Семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей.
Истец просит суд взыскать с ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) в пользу ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья сумму субсидии в размере 73750 рублей (Семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей полученную по договору о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов №1 от 05 марта 2021 года.
Представитель истца на судебное заседание не явился, от истца имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, в вынесении заочного решения не возражает.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. На судебное заседание не представил ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Согласно статье 119 ГПК РФ ответчик уведомлен судом посредством судебного извещения, направленного по последнему известному месту его жительства.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело без участия ответчика и вынести заочное решение.
Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с данными, добытыми на судебном заседании, суд приходит к следующему.
согласно п.1 ст. 13.1. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон) в целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости осуществляется сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении. В п. 2 ст. 13.1. Закона указано, что для целей настоящего Закона под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Согласно п.7 ст.15 Закона органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей).
В ст. 24.1. Закона описаны особенности организации содействия занятости инвалидов:
1. При осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются:
1) индивидуальный подход;
2) мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
2. После получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, из федерального учреждения медико-социальной экспертизы выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащей рекомендации о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности инвалида, и другой необходимой информации, в том числе о наличии согласия незанятого инвалида на проведение консультаций по содействию его занятости, орган службы занятости:
1) анализирует базу вакансий и проводит необходимые консультации с работодателями для подбора предложений по трудоустройству незанятого инвалида;
2) осуществляет консультации с незанятым инвалидом в целях информирования об имеющихся возможностях по его трудоустройству;
3) организует взаимодействие незанятого инвалида с работодателем;
4) организует сопровождение при содействии занятости инвалида с учетом содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности;
5) оказывает работодателю методическую помощь по осуществлению сопровождения при содействии занятости инвалида;
6) направляет в соответствии со статьей 23 настоящего Закона инвалида, признанного безработным, для прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования.
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Частью 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании положений ст. 34 и 38 названного Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно части 3.1. статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий на из бюджета РБ юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов утвержден постановлением Правительства РБ от 23.10.17г. №481 (далее Порядок №481) устанавливает процедуру предоставления субсидий из бюджета РБ в рамках мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятым инвалидам государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 677.
Пунктом 1.2 указанного Порядка №481 установлено, что субсидии предоставляются работодателям в целях возмещения затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, на:
а) организацию (оснащение или оборудование) рабочего места с учетом профессии (специальности) и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (степени инвалидности и утраты трудоспособности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса), в том числе на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту;
б) адаптацию инвалида на рабочем месте (наставничество), которая предполагает закрепление за инвалидом наставника - высококвалифицированного специалиста или опытного работника, у которого инвалид может получить совет, профессиональную консультацию и помощь.
Пунктом 2.8. Порядка №481 предусмотрено, что в случае принятия центром занятости решения о предоставлении субсидии в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения между центром занятости и работодателем заключается договор согласно Типовой форме договора, в котором предусматриваются:
а) цели, условия, размер и порядок предоставления субсидии;
б) сроки перечисления субсидии;
в) обязанность работодателя по сохранению рабочего места для инвалида не менее 2 лет со дня получения субсидии;
г) целевой показатель результативности использования субсидии, указанный по форме согласно приложению N 2 к Типовой форме договора;
д) согласие работодателя на осуществление Министерством, органами государственного финансового контроля и центром занятости проверок соблюдения работодателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, которые установлены настоящим Порядком и договором о предоставлении субсидии;
е) порядок, формы и сроки представления работодателем в центр занятости отчетности, в том числе о достижении планового значения целевого показателя результативности использования субсидии;
ж) иные положения.
Пунктом 4.3. Порядка №481 предусмотрено, что в случаях нарушений работодателем порядка, целей и условий использования субсидии, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидии, которые выявлены по результатам проверок Министерства, органов государственного финансового контроля и центров занятости (далее - нарушения), возврат субсидии осуществляется в следующем порядке.
Министерство или центр занятости в течение 7 рабочих дней со дня выявления нарушений направляет работодателю письменное требование о необходимости возврата выделенных бюджетных средств (с указанием суммы средств, подлежащих возврату, основания возврата и реквизитов счета, на который необходимо перечислить средства: возврат субсидии прошлых лет осуществляется на лицевой счет Министерства, возврат субсидии текущего финансового года - на лицевой счет центра занятости). Получатель субсидии в течение 14 календарных дней со дня получения письменного требования обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства или центра занятости указанную сумму средств.
При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Пунктом 4.6. Порядка №481 предусмотрено, что контроль за сохранением рабочего места для инвалида осуществляет центр занятости в течение 24 месяцев со дня перечисления центром занятости работодателю субсидии на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, на расчетный счет работодателя, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации. Центр занятости ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в течение календарного года проводит осмотр рабочего места с опросом трудоустроенного инвалида и составляет акт о сохранении за инвалидом его рабочего места.
В пункте 4.7. Порядка №481 прописано, что в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24-месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
Вместе с тем, предоставление в органы службы занятости населения сведений о потребности в работниках, в том числе и на созданные за счет средств субсидии дополнительные рабочие места, не является подтверждением целевого использования субсидии. Целью предоставления рассматриваемой субсидии является создание лицом, дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан (инвалидов), признанных в установленном порядке безработными, и обеспечение их работой в течение не менее 24 месяцев. Таким образом, само по себе обеспечение ответчиком потенциальной возможности трудоустройства безработных граждан на созданные рабочие места не является результатом, на достижение которого направлена государственная поддержка.
Соответственно, положениями вышеуказанных договоров установлено, что работодатель обязан сохранять оснащенное место не менее 24 месяцев и обеспечивать занятость на этих местах. Таким образом, работодатель обязан обеспечить сохранение оборудованных (оснащенных) рабочих мест для таких работников на протяжении установленного договором срока, но и занятость инвалидов.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По правилам части 1 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Договора № 1 от 05.03.2021 о предоставлении субсидии, заключенные сторонами, являются по своей правовой природе гражданско-правовой сделкой, заключенной в рамках бюджетного законодательства.
Согласно п. 4.1.11. договора ответчику необходимо сохранить рабочее вместо для инвалида в течение 24 месяцев со дня перечисления субсидии работодателю, срок организации рабочего места для инвалида оговорен так же в приложении №2 к договору о предоставлении субсидии №1 от 05 марта 2021 с 05.03.2021 по 04.03.2023 г.
Соответственно, положениями вышеуказанных договоров установлено, что работодатель обязан сохранять оснащенное место не менее 24 месяцев и обеспечивать занятость на этих местах. Таким образом, работодатель обязан обеспечить сохранение оборудованных (оснащенных) рабочих мест для таких работников на протяжении установленного договором срока, но и занятость инвалидов.
При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Суд находит, что ИП ФИО1 созданное рабочее место для инвалида не было сохранено в течение 24 месяцев, в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не были приняты другие незанятые инвалиды.
В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать от ответчика исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что 05.03.2021г. между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ИП ФИО1 заключен Договор N 1 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов.
Предметом договора является предоставление ИП ФИО1 субсидии на возмещение затрат работодателя, связанных с применением труда инвалидов, в целях реализации работодателем следующего мероприятия: организация рабочего места на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.10.2017 N 481 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из Бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов» (п. 1.1 Договора №1 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов от 05.03.2021г.)
В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного Договора ИП ФИО1 обязался приобрести, смонтировать и установить оборудование для оснащения одного рабочего места для трудоустройства 1 незанятого инвалида, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья (центр занятости) обязался предоставить субсидию в размере 73 750 рублей, в соответствии с п.2.1. договора.
На основании платежного поручения № 752 от 31.03.2021 года ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья перечислил ответчику оговоренную в договоре сумму денежных средств, которая составила 73750,00 рублей.
ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья направило требования о необходимости возврата выделенных бюджетных средств от 14.10.2021 г., которое оставлено без удовлетворения.
Ответчик не принял мер для оспаривания представленных истцом доказательств.
Суд удовлетворяет требование ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья о возврате выделенных бюджетных средств ФИО1 денежные средства (субсидии) в общей сумме 73 750,00 руб.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2412 руб. 50 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ГКУ «Межрайонный центр населения Зауралья» к ФИО1 о возврате субсидий удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) в пользу ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья сумму субсидии в размере 73750 рублей (Семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей полученную по договору о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов №1 от 05 марта 2021 года.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 2412 руб. 50 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Янтилина Л.М.