НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Баяндаевского районного суда (Иркутская область) от 14.12.2018 № 2А-291/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Баяндай ДД.ММ.ГГГГ

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: судьи Цыреновой Л.Д., при секретаре судебного заседания Алсановой Г.Н., с участием представителя истца - помощника прокурора Баяндаевского района Ергаловой А.Г., представителя ответчика ФИО1 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района о признании незаконным бездействия филиала «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области» в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток, о возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений,

установил:

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Баяндаевкого района проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в мае 2018г. Установлено, что филиал «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области» не осуществляет тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади. Поскольку в нарушение ст.52, 53.4 Лесного кодекса РФ, Правил тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения филиалом «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области» не осуществляется, ввиду отсутствия оборудования по созданию искусственного освещения.

В ходе производства по делу, по ходатайству административного истца произведена замена ненадлежащего ответчика на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области.

С учетом уточнений административного искового заявления прокурор просит:

- признать незаконным бездействие ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выразившееся в непринятии мер к тушению лесного пожара в Баяндаевском участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ) Баяндаевского лесничества в темное время суток с обеспечением искусственного освещения:

- признать незаконным бездействие ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выразившееся в непринятии мер к тушению лесного пожара в Баяндаевском участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ), квартале (выдел ), квартале (выдел ) Баяндаевского лесничества в темное время суток с обеспечением искусственного освещения:

- обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения на территории Баяндаевского района с учетом положений п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» укомплектовать созданную на базе филиала «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области» пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Ергалова А.Г. административное исковое заявление поддержала.

Представитель административного ответчика ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» ФИО1 исковые требования не признала, просит отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Действующее законодательство содержит запрет на использование человеческих сил при тушении лесных пожаров в темное время суток. Пунктом 651 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», а также п.2.3 Типовой инструкции по охране труда, тушении лесных пожаров , утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и их тушение производится только в светлое время суток. Решение о проведении работ по тушению лесных пожаров в темное время суток самостоятельно принимается руководителем тушения лесного пожара. Согласно ст.22.1 ФЗ «О пожарной безопасности» руководитель тушения лесного пожара отвечает за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров. В силу п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. , в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. Примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, утвержденный Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» не предусматривает требований об укомплектовании ПХС приборами искусственного освещения. Доказательств не оснащенности ПХС созданной на базе филиала Региональный лесопожарный центр АУ «Лесхоз Иркутской области» в п.Баяндай, в соответствии с требованиями указанного перечня и ее неготовности к пожарному периоду 2018г., административным истцом в материалы дела не представлено. Требования административного истца о возложении обязанности по укомплектованию созданной на базе филиала пожарно-химической станции оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, в соответствии с нормами и ГОСТами, не содержит конкретных требований к оборудованию для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, что повлечет неисполнимость судебного решения. Пожарно-химическая станция, созданная на базе филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», при отсутствии утвержденного перечня оборудования необходимого для искусственного освещения работ по тушению лесных пожаров в темное время суток, оснащена оборудованием для освещения указанных работ. Грузопассажирские автомобили, лесопожарные тракторы, вездеходы, бульдозеры и другая лесопожарная техника оснащены фарами, позволяющими использовать данную технику в темное время суток. Отсутствие же утвержденного перечня оборудования необходимого для искусственного освещения работ по тушению лесных пожаров в темное время суток, позволяет сделать вывод, что при тушении лесных пожаров в темное время суток могут использоваться любые осветительные приборы. ГОСТы и нормативы, на которые ссылается административный истец и в соответствии с которыми ответчику необходимо обеспечить укомплектование пожарно-химической станции, не применимы к технике, используемой при тушении лесных пожаров. Кроме того, административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось. Доказательств уважительности пропуска срока, материалы дела не содержат.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явился, в пояснении на административное исковое заявление указал, что согласно п.73 Правил тушения лесных пожаров в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. Таким образом, тушение лесного пожара в ночное время может осуществляться только при условии безопасных условий выполнения работ и остается на усмотрение руководителя тушения. Учитывая, что в ночное время видимость ограничена до нескольких метров, повышается риск причинения жизни и здоровью лиц, осуществляющих тушение лесного пожара, в целях предотвращения случаев травматизма и гибели людей при тушении лесных пожаров в темное время суток руководитель тушения лесного пожара законодательно наделен правом принятия обязательных для исполнения решений, в том числе и о приостановке тушения. Из положений действующего законодательства следует, что выполнение обязанности по тушению лесных пожаров в темное время суток возможно при условии обеспечения таких работ искусственным освещением и на основании решения руководителя тушения лесного пожара.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, в пояснение на исковое заявление указал, что согласно п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения. Вместе с тем, в соответствии с п.651 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должны производиться в светлое время суток. Кроме того, в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ, определен примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря. Других материалов для оснащения пожарно-химических станций, созданных для предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Однако в указанном перечне отсутствует оборудование для оснащения искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток.

В судебное заседание представители МЧС РФ, Министерства лесного комплекса Иркутской области не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1.3, 2.3 Устава, ОГАУ " Лесхоз Иркутской области" является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет, в установленном законодательством РФ и Иркутской области деятельность по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров.

Судом установлено, что на территории Бяандаевского лесничества функционирует пожарно-химическая станция третьего типа филиала «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области».

ДД.ММ.ГГГГ АУ «Лесхоз Иркутской области утверждено Государственное задание на выполнение в 2018 году государственных работ филиалом «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области», пунктом 2.1 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Баяндаевского лесничества Иркутской области силами наземных формирований на площади 226 341 га.

В течение пожароопасного сезона 2018 года на территории Баяндаевского лесничества зарегистрировано 3 лесных пожара:

- в Баяндаевсом участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ) Баяндаевского лесничества;

- в Баяндаевсом участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ), квартале (выдел ), квартале (выдел ):

- в Баяндаевсом участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ) Баяндаевского лесничества.

В ходе проведенной прокуратурой Баяндаевского района проверки установлено, что тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе филиала «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области», в пожароопасный сезон 2018 года не осуществлялось. ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.

Данный факт подтверждается объяснением бригадира производственного участка пожарно-технической станции 1 типа на территории п.Баяндай в составе подразделения в п.Усть-Ордынский (пожарно-техническая станция 3 типа) Регионального лесопожарного центра Иркутской области ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» ФИО2

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.

В соответствии со ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров ( часть 1); охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах ( часть 4).

Согласно ч.5 ст.51 Лесного кодекса РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности".

Работы по тушению лесных пожаров предусмотрены ст.53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Частью 3 ст.53.4 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в редакции приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара.

Таким образом, в силу требований законодательства в целях защиты леса, как богатства страны, неопределенного круга лиц ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" обязан в случае возникновения пожара предпринять все меры по тушению лесного пожара, в случае необходимости непрерывно тушить пожар вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем, то есть, если ответчик не сможет ликвидировать лесной пожар за один световой день, то тушение пожара может быть продолжено и в темное время суток.

В ходе судебного разбирательство установлено, что административным ответчиком не обеспечено оснащение пожарно-химической станции, необходимой противопожарной техникой, а именно осветительным оборудованием, вследствие чего работа по тушению лесных пожаров в темное время суток на территории Баяндаевского лесничества не велась, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

В целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.

Правила тушения пожаров допускают круглосуточное тушение пожаров, в отношении данного процесса установлено даже специальное правило - тушение при наличии искусственного освещения.

Довод ответчика о том, что при тушении лесных пожаров могут использоваться любые осветительные приборы, в том числе фары автомобилей, тракторов, вездеходов, бульдозеров и другой лесопожарной техники, оснащенной фарами, суд признает не состоятельным.

Фары автомобиля не являются специальной пожарно-технической продукцией и предназначены для освещения при эксплуатации транспортного средства, а не места работы лесопожарных бригад в темное время суток.

При исполнении обязанности укомплектовать ПХС оборудованием искусственного освещения ответчиком должны использоваться ГОСТ .

Так, приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены "Нормы пожарной безопасности 192-2000. Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний", в которых указано, что они распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения, создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах. В пункте 2.1 данных Норм автомобиль связи и освещения определен как пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования. Автомобиль связи и освещения может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден "Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения", который распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах. Пунктом 3.3.2 ГОСТ предусмотрено, что специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на разные типы, в том числе пожарные автомобили связи и освещения, определенные в пункте 2.30 данного ГОСТа как пожарные автомобили, оборудованные электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенные для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

Довод ответчика о том, что вышеуказанные ГОСТы и нормативы, не применимы к технике, используемой при тушении лесных пожаров, не влияет на обязанность административного ответчика для охраны лесов от пожаров иметь оборудование искусственного освещения для тушения пожаров в темное время суток, отвечающее требованиям ГОСТ с учетом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000.

Так в соответствии с п. 1 раздела VI Положения о пожарно-технических станциях, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепленных за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров. Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

Таким образом, с учетом установленных норм права, ответчик может определить способ оснащения ПХС искусственным освещением: приобретение пожарного автомобиля связи и освещения, либо модернизация и реконструкция имеющегося автомобиля или другого транспортного средства с шасси в соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности.

Доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок давности для обращения в суд, который подлежит применению на основании ст. 219 КАС РФ, суд не принимает во внимание, и полагает, что прокурором района срок для обращения в суд не пропущен и нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат судебной защите. Судом вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Уточненное административное исковое заявление прокурора Баяндаевского района удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выразившееся в непринятии мер к тушению лесного пожара в Баяндаевсом участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ) Баяндаевского лесничества в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Признать незаконным бездействие ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», выразившееся в непринятии мер к тушению лесного пожара в Баяндаевсом участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале (выдел ), квартале (выдел ), квартале (выдел ) Баяндаевского лесничества в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения на территории Баяндаевского района с учетом положений п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» укомплектовать созданную на базе филиала «Региональный лесопожарный центр» АУ «Лесхоз Иркутской области» пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия через Баяндаевский районный суд Иркутской области.

Судья Л.Д.Цыренова